Курсовая теория на тему Психолого-педагогические методы речевого развития дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 4
1.1
Изучение процесса развития речи с позиции исторических и
психолого-педагогических исследований. 4
1.2
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. 7
ГЛАВА
2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 12
2.1
Основные психолого-педагогические методы развития речи дошкольников 12
2.2
Современные психолого-педагогические методы развития речи дошкольников. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
Введение:
Актуальность проблемы развития речи у детей
дошкольного возраста на нынешнем этапе развития образования является весьма
острой, поскольку речевая функция является одной из наиболее важных умственных
функций. Освоив речь, ребенок знает, планирует и регулирует свое поведение.
Вербальная коммуникация создает необходимые условия для развития различных форм
деятельности и социализации в целом [7].
В области образования ФГОС "Развитие
речи" определило направления развития, включая овладение речью как
средством коммуникации и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связного высказывания; грамматически корректный монолог и диалогическая речь;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха.
В соответствии с требованиями образовательной
программы "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой) современный преподаватель устанавливает цели и
задачи для развития всех компонентов детской речи: от свободного общения со
взрослыми и детьми, овладения конструктивными методами и средствами
взаимодействия с другими, развития грамматической структуры речи, когерентная
речь, диалог, монологи формы, формируя словарный запас, формируя здоровую
культурную речь — пока дети практически не освоят нормы своего родного языка.
Концептуальные основы развития речи в детстве
раскрываются в работах известных педагогов и психологов, таких как Л. С.
Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, Е. И. Тихеев.
И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесов, А.А. Люблинская, А.А.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Н.А. Бернштейн, утверждал, что практическая
деятельность детей чрезвычайно важна в развитии ряда высших кортикальных
функций, пространственных отношений, когнитивной активности и речи.
Заключение:
Чтобы успешно существовать в обществе, человеку
нужны самые важные навыки — способность общаться с другими людьми. При общении
человек передает часть информации собеседнику с помощью жестов, выражений лица.
Но львиная доля припадает на тот уникальный навык, который доступен на Земле
только для людей. Это навык речи.
Нормальное развитие детей, безусловно, включает в
себя умение говорить. Это не врожденный навык для людей, и ребенок должен
освоить его самостоятельно. Речь, которая формируется и непрерывно меняется на
протяжение многих поколений, является одним из важнейших компонентов жизни
человека. Маленькому ребенку предстоит большая, важная задача — овладеть
искусством правильного и ясного выражения своих мыслей, овладеть всем
богатством и разнообразием русского языка. И ребенок, как правило, успешно
справляется с его реализацией.
Основы использования речи, ее развитие приходится
на ранний период детства. Таким образом, с интервалом от года до 5-6 лет
закладывается основа, на которой ребенок будет строить свою жизнь в обществе в
будущем. Развитие речи является уникальным явлением, которое непосредственно
связано как с интеллектуальным развитием ребенка, так и с его коммуникационными
навыками. И, конечно, маленький человек в этот период больше, чем когда-либо
нуждается в помощи и поддержке со стороны близких, нуждается в ком-то, кто
может руководить его развитием и помогать в освоении богатого и разнообразного
языкового материала, научить его правильно обращаться с удивительным и сложным
инструментом общения — речью. Из этого можно сделать вывод, что ранний период
развития речи является одним из наиболее важных в общем развитии ребенка, и со
стороны педагогов этому процессу следует уделять самое пристальное внимание.
Владение речью является одним из ключевых показателей общего умственного
развития детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Изучение процесса развития речи с позиции
исторических и психолого-педагогических исследований
Рассмотрим вопрос о том, как концепция
"речи" раскрывается в психологической и педагогической литературе и
какое значение она имеет для развития. С.Л. Рубинштейн пишет: "Речь — это
деятельность общения — выражения, воздействия, общения через язык. Речь — это
форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого человека, служащая
средством общения с ним, и форма обобщенного отражения реальности или формы
мышления. Речь, слово — специфическое единство чувственного и семантического
содержания" [11].
Р.С. Немов определяет речь: "Речь — это
система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, используемых человеком
для представления, обработки, хранения и передачи информации" [7].
А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим
образом: "Деятельность познания, то есть такая деятельность, которая
состоит в "распределении" реальности с помощью языка когнитивных
задач, выделенных в ходе социальной практики [9].
Раскрывая структуру
любых речевых высказываний, А.А. Леонтьев отмечает несколько навыков: быстрая
ориентация в условиях общения, способность планировать нашу речь и выбирать
содержание, и для этого нам нужно найти лингвистические средства, чтобы
передать ее и быть в состоянии обеспечить обратную связь, В противном случае
связь будет неэффективной и не даст ожидаемых результатов. В то же время
наиболее важным средством приобретения речевых навыков является легкость
перевода языковых единиц в новые, еще не встретившиеся сочетания. Именно здесь
возникает так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность
применить речевые навыки к незнакомому языку, чтобы