Курсовая теория на тему Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение», причины его возникновения 6
1.2. Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников 12
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Психолого-педагогическая коррекция как одна из форм работы с младшими школьниками по изменению их поведения 20
2.1. Содержание психолого-педагогической коррекции как одной из форм работы по изменению поведения 20
2.2. Возможности психолого-педагогической коррекции в профилактике и исправлении девиантного поведения младших школьников 26
Выводы по 2 главе 35
Заключение 36
Список литературы 39
Введение:
Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций, выдвигают множество проблем. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, нарастанием социальной изоляции и отчужденности, способствуют формированию девиантного поведения несовершеннолетних.
Современные представления о девиантном поведении позволяют утверждать, что отклоняющееся поведение представляет собой сложную форму поведения личности, обусловленную системой взаимосвязанных факторов, и особую актуальность приобретает выявление факторов, провоцирующих развитие девиантного поведения детей младшего школьного возраста.
Педагогический аспект проблемы основан на рассмотрении усложненного процесса обучения детей с отклоняющимся поведением. Школьники, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками. Отклонения в личностном развитии, вызванные комплексом причин, требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Исследованию проблем девиантного поведения посвящены работы таких ученых, как Г.С. Абрамова, М.А. Алемаскина, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, А.Г. Ковалева, А.Е. Личко, и др. Проблемой коррекции личности младших школьников с девиантным поведением занимались такие исследователи, как А.К. Акимова, И. В. Дубровина, М. Р. Битянова, Л. И Божович, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова и др.
Выявлены противоречия:
— между отсутствием у младших школьников способности адаптироваться к изменениям школьной жизни и развитием у них форм девиантного поведения, сопровождающихся протестом принятым нормам общества;
— между необходимостью применения комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях общеобразовательной школы и отсутствием эмпирических исследований по проблеме коррекции и профилактики педагогических проблем при обучении младших школьников с девиантным поведением.
Анализ теоретических подходов обусловил проблему исследования: каковы возможности психолого-педагогической коррекции в преодолении и профилактике девиантного поведения младших школьников?
Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет нам сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения младших школьников».
Объект исследования: девиантное поведение младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция как форма работы по исправлению и профилактике девиантного поведения младших школьников.
Цель работы: изучить возможности психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
Задачи.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы сущность понятия «девиантное поведение» и причины его возникновения.
2. Охарактеризовать особенности проявления девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Описать содержание психолого-педагогической коррекции как одной из форм работы по изменению поведения.
4. Выявить возможности психолого-педагогической коррекции в профилактике и исправлении девиантного поведения младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
— положения об изучении девиантного поведения (Е.В. Змановская, Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева, В.А. Пятунин, Н.В. Разживина, И. Рудакова, О. Ситникова, Н. Фальческая, Л.Б. Шнейдер и др.);
Изучением специфики и особенностей организации психокоррекционной работы занимались как зарубежные исследователи А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др., так и отечественные Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская, О.И. Ефремова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Р.С. Овчарова, А.А. Осипова, и др.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Девиантное поведение представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин. Это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, способных причинить реальный ущерб социуму либо самой личности, и сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Если рассматривать отклоняющееся поведение с точки зрения педагогической проблемы, его классифицируют: по характеру взаимоотношений ребенка с коллективом; по отклонению в нравственном развитии личности; по отклонению в понимании общественных интересов; по вхождению ребенка в систему общественно полезной деятельности; по степени деформации психики; по отклонению в системе ведущих мотивов; по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.
У детей с девиантным поведением наблюдаются сложности, обусловленные недостаточной способностью в психологической, эмоциональной, познавательной, физической сферах. Школьники, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками.
Девиации в поведении ребенка обусловлены множеством причин: спецификой взаимоотношений с педагогом; образом жизни семьи; уровнем развития нравственных качеств школьника; спецификой несоответствия действий ребенка общепринятым правилам, закону, правовым и общественным нормам.
Среди патогенных факторов, провоцирующих риск развития девиантного поведения, можно назвать деструктивные отношения с родителями; отношения со сверстниками и учителями, общественную среду, трудности обучения; несформированность самооценки, нарушение адаптивного потенциала ученика. Факторами, способствующими развитию девиантного поведения, могут также служить такие, как недостаточная сформированность у младших школьников процессов волевого самоконтроля, эмоциональной саморегуляции (что приводит к тому, что дети не подчиняются установленным правилам); высокий уровень тревожности (формирует негативное отношение к школе, проблемы неуспеваемости); низкий статус в коллективе сверстников, неудовлетворенная потребность в признании; конфликтные отношения с учителем.
Психолого-педагогическая коррекция прежде всего ориентирована на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми — детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. Ведущей целью коррекционного процесса является снижение частоты проявления форм девиантного поведения младших школьников.
Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у детей младшего школьного возраста направлена на вхождение ребенка в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, рассматриваемых в качестве факторов риска; оптимизацию межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми при выработке навыков эффективной коммуникации; отработку страхов, навязчивости, негативизма, агрессивного поведения; обучение выражению учеником эмоций социально приемлемыми способами; коррекцию дисфункциональных состояний, аддиктивных наклонностей; и т.д. Для преодоления проблем с неуспеваемостью создаются ситуации успеха в учебной деятельности применяются методы повышения мотивации к учению. Для развития познавательных процессов использовать методы повышения мотивации учеников к учению, методы развития произвольности психических функций и стабилизации эмоционально-волевой сферы. В целях развития мышления детей необходимо использовать на уроках различные дивергентные задачи, инновационные средства обучения.
С целью эффективного осуществления психолого-педагогической коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста необходимо отслеживать результативность оказываемых на школьников коррекционно-воспитательных воздействий и учитывать эту информацию при построении последующего плана действий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения младших школьников
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение», причины его возникновения
Девиантное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин.
Терминология девиантного (отклоняющегося) поведения изобилует различными трактовками. Отклоняющееся поведение называют девиантным, а термин «девиация» и переводится с латинского как «отклонение». С позиции бихевиоризма ситуативное поведение человека детерминируется его взаимодействием с окружающей средой. Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер акцентировали внимание на неадекватном социальном научении и необходимости его коррекции посредством положительного подкрепления [35].
Представители ролевых теорий считают, что процесс социализации предусматривает овладение определенными социальными ролями, и при нарушениях данного процесса у ребенка запускается механизм компенсации, предполагающий овладение асоциальными а не социально одобряемыми ролями. Сторонники поведенческого подхода к рассмотрению девиантного поведения придерживаются мнения, что отклонения от норм происходят из неадекватного социального научения. Гуманистические теории отклоняющегося поведения трактуют его как результат потери согласия с собственными чувствами и невозможностью самореализоваться в сложившихся условиях воспитания (А. Маслоу) [17].
Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер, являясь представителями теории объектных отношений, рассматривают источник возникновения отклоняющегося поведения в дефиците эмоционального контакта родителей с ребенком [36]. Отрицательную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни человека раскрывает также и Э. Эриксон в этиологии отклонений [40].
Девиантное поведение — это действия, не соответствующие официально сложившимся в конкретном обществе нормам, приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию.
Многие исследователи соотносят девиантность с понятиями нормы и социализации. Так, согласно Л.И. Божович, процесс социализации невозможно рассматривать только как усвоение социально одобряемых образцов поведения, которые могут быть и продуктом негативного опыта, представляя собой устаревшие традиции и принципы, в связи с чем девиантное поведение может выступать результатом усвоения негативного опыта с ходе социализации [4].
И.Д. Павленок девиантное поведение классифицирует на поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (психопатии, акцентуации характера) и поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм и проявляющееся в формах социальной патологии (наркомании, алкоголизме и т.д.) [19].
С.А. Беличевой подразделяет социальные отклонения на типы: по корыстной направленности, агрессивной и социально-пассивной, а девиантное поведение трактуется с позиций асоциальности, проявлениями которой служат негативизм, конфликтность, агрессивность [2].
Е.В. Змановская, определяя в качестве критерия вид нарушаемой нормы, выделяет три группы девиантного поведения: асоциальное (делинквентное) — хулиганство, вандализм, грабежи; асоциальное (аморальное) — агрессивное, сексуальные девиации; и аутоагрессивное (саморазрушительное) [9].
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения и выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения: отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых норм; нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями; поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства; отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами. В значительной степени социально-психологическая адаптация подростка при недостаточном усвоении социально одобряемых поведенческих стереотипов при актуализации асоциальных ценностей выступает первичной предпосылкой для формирования отклоняющегося поведения.
Склонность к девиантному поведению определяется, исходя из дефектов мотивационно-волевой сферы, правового и нравственного сознания, особенностей характера, низкого уровня интеллектуального развития, незавершенности личностного развития, негативного воздействия неблагополучной семьи, неправильного воспитания, и т.д.
Среди групп факторов, обусловливающих склонность к девиантному поведению, можно выделить следующие: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки.
У некоторых детей подростков присутствует склонность к девиантному поведению, что обусловлено как психологическими новообразованиями возраста, так и детерминантами возникновения девиантного поведения.
Среди причин можно выделить биологическую, психологическую и социальную обусловленность.
В соответствии с исследованиями Н.В. Разживиной, склонность к девиантному поведению выступает следствием сформированной на предшествующих этапах возрастного развития социально неодобряемой личностной диспозиции, которая проявляется в форме осознанной готовности подростка к определенным противоправным оценкам ситуации и определенному поведению асоциального характера. Это следствие сложившейся диспозиции, представляющей собой совокупность несформированных ценностных ориентаций и результат взаимодействия внутренне обусловленных (мотивация, потребности, установки, которые формируют готовность к нарушению социально-принятых норм) и внешне обусловленных факторов (отсутствие стабильности, уверенности, ценностных ориентиров, культуры взаимоотношений и т.д.) [23].