Курсовая теория Педагогика/Психология Педагогика в ДОУ ( психология)

Курсовая теория на тему Психология творческого мышления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Определение понятия «творческое мышление» и «творчество» 5
1.2. Творческое мышление в дошкольном возрасте 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 13
2.1. Особенности творческого мышления в дошкольный период 13
2.2. Упражнения, направленные на развитие творческого мышления среди дошкольников 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Актуальность темы
Всем известно, что XXI век — это век новых технологий, бурных развитий, высокого жизненного темпа, бурных перемен и адекватных реакций. Также для него характерно гибкость в восприятия проблемных ситуаций, эффективности и продуктивности при решении возникающих задач. Поэтому в нашем веке приоритетным является обогащение науки и теоретическими и практическими данными, а также разрабатывание методов и механизмов для развития творческого мышления и активного воображения.
Существенный вклад в разрабатывание и изучение вопросов, касающихся мышления, творческого мышления, творческой деятельности, а также способностей был внесен такими психологами как Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин,В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, А. И. Матюшкин, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, С. О. Рубинштейн, Б. Г. Теплов, В. А. Терехов, В. Д. Шадриков, П. К. Энгельсейер, В. С. Юркевич и другие [11,158].
При этом стоит учитывать, что, несмотря на это, в современной психологии не существует однозначная концепция про творческое мышление, при этом много терминологии имеет значительную неясность в формулировании, что создает определенные трудности при пользовании ими.
Помимо этого нет неоднозначности в определении мышления как такового и творческого мышления. Ряд авторов изучают и описывают творческое мышление, как вид основного понятия «мышления». Но если провести более углубленный и многоаспектный анализ психологических теорий мышления, то модно увидеть другую сторону соответствия этих терминов. Поэтому важно изначально определить понятия «творчество», «мышление», «творческое мышление», «интеллект» и «креативность».
Цель
Изучить творческое мышление
Задачи
1. Рассмотреть понятие «творческое мышление»
2. Изучить как взаимосвязывается психология и искусства
3. Дать характеристику понятию «воображение»
4. Изучить, как творческое мышление граничит с психическими расстройствами
Предмет
Изучение понятия творческое мышление
Объект
Творческое мышление
Методы исследования — аналитико-синтетический, теоретической базой являются труды российских и зарубежных исследователей в области психологии, психотерапии и психиатрии.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части (две главы и параграфы), заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Творческое мышление этот тот процесс, который до конца не изучен. Еще даже нет четкого определения этого понятия. Ученые пытаются разгадать эту загадку и изучить этот феномен.
Современные авторы считают, что творческое мышление характерно для каждого из людей и это не зависит от профессии или других факторов. Оно помогает людям выходить из сложных ситуаций, а также создавать что-то новое и нестандартное.
Творческое мышление относится к искусству. Без него не было бы ни картин, ни музыки, ни других видов искусства. Составной частью творческого мышления является воображение.
Воображение — это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов (активное/пассивное, продуктивное/репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения). Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющее человеку ориентироваться интуитивно и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, планировании и программировании деятельности. Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Творчество является необходимым условием развития реальности, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется мировоззренческая позиция или меняется совсем.
Этапы развития художественного творчества: обдумывание идеи, создание модели, выполнение набросков для решения, намеченного в модели, завершение композиционного построения, корректировка композиции, окончательная обработка. Воображение и творческое мышление теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческого мышления, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно-следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых. Правильное уяснение всей сложности отношений между воображением и творческим мышлением трудно достижимо без учета того, что социальный подход к творческому результату всегда утилитарен. Это ведет к тому, что при оценке творческого продукта общественное внимание в первую очередь концентрируется на его оригинальности. Мы судим, таким образом, об интеллектуальном своеобразии субъекта по его творческому итогу.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Определение понятия «творческое мышление» и «творчество»
Творчество — это общенаучная категория, а творческое мышление является психологическим понятием. Если использовать термин «творчество» исключительно в психологии, то это может означать обобщение всех результатов творческого мышления, и его условия, а также внедрение в практическую сторону продуктов творческого мышления. Творческое мышление — качественно другая, специфическая психическая функция, психический процесс, вы основе которого лежит особые механизмы протекания психической деятельности [16,49].
Психологическая литература определяет творческое мышление как формирование новой реальности путем «созидательного разрушения», как акт сотворения нового. Именно специфичности протекания психического творческого процесса, как ментального акта, будет рассмотрено в работе.
Достаточно известный психолог Я. А. Пономарев, дал определение творчеству в широком смысле этого слова. Он писал, что творчество — механизм развития и взаимодействия, которые ведут к развитию. При этом он определяет творческое мышление, как процесс в ситуации решения задачи, при этом автор выделяет творческую задачу ту, решение которой невозможно получить путем логических выводов [3,44].
Психолог писал в своих трудах, что творчество человека является одной из определенных форм проявления механизма развития. Принцип трансформации этапов развития явления в структурных уровнях его организации, а также функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий легли в основу подхода по изучению этой конкретной формы. Большое количество авторов изучают творчество как деятельность, содержащую неопределенность и отражающую способность к продуктивности и новизне идей. К примеру. О. К. Тихомиров описал положение о том, что творчество является изучением функционального развития, новообразований, которые возникают при решении задач. Автор указывает, что творческие способности могут изменятся под видом гипноза. К примеру, если внушать образ талантливого человека, то можно получить улучшение памяти и внимания, и наоборот, при внушении малограмотного человека резко уменьшается активность памяти и внимания [18,168].
Если браться за изучение проблемы творческих способностей, тогда необходимо учитывать такие основные подходы:
Интеллект необходимо расценивать как важное, но при этом недостаточное условие для творчества. Необходимо отдать первостепенную роль ценностям и мотивации, а также когнитивный одаренности, чувствительности к ситуации и независимости в неясных и сложных ситуациях. Д. Б. Богоявленская придерживаться этой точки зрения, акцентировала свое внимание на существовании «креативно-активного типа личности». Им обладают все новаторы и рационализаторы в независимости от рода деятельности.
Рассматривает творческие способности как самостоятельный фактор или же компонент, который имеет малую корреляцию с интеллектом личности. Самое интересное в этом «теория интеллектуального порога», разработанная Э. П. Торренсом. В этой теории описывается, что если IQ ниже показателей 115-120, тогда интеллект и креативность являются одни фактором. Если де IQ выше 120, тогда творческая способность становится независимой величие ой. Это означает, что не существует людей, с творческими способностями, у которых низкий интеллект, но существуют интеллектуалы с низким уровнем креативность.
В третьем подходе рассматривается, что творческий процесс, как особенная форма психической активности, не существует. При этом при высокой ступени развития интеллекта предполагается высокая степень развития творческих способностей, и наоборот.
Важно понимать, что «креативность» и «творческое мышление» те понятия, которым необходимо уточнение, ведь часто в литературе они используются как сходные понятия. При этом творческое мышление — психический процесс, а креативность является специфическим качеством субъекта, которое проявляется в способности к творческому мышлению и расценивать его как субъектную и личностную сторону.
Особый метод, среди всех тестов, которые занимаются изучением мышления, это метод Гилфорда. Он направлен на изучение творческого потенциала личности. Он при выделении дивергентного и конвергентного мышления, заметил, что при ситуациях с определенностью, возникает аналитической мышление, а дивергентного проявляется при решении проблем, которые имеют многочисленные правильные ответы.
Есть ученые, которые изучают креативность как возможность создавать нестандартные и не традиционные идеи, в свою очередь, девергентному мышлению отводится роль составной части креативности. Данную точку зрения дополнит Торренс, который писал, что креативность проявляется в том случае, когда в информацию добавляются новые структуры при поиске новых решений. Очень показательно выразился на этот счет Джонсон, объяснявший креативность как полезный, эффективный самопроизвольный акт, при социальном взаимодействии.
Дополняя эту точку зрения, Торенс считает, что креативность проявляться, когда информации включаются в новые структуры в процессе поиска новых решений. Э. Де Боно описывает под креативностью «сотворение новых идей», «поведение в самообразующейся информационной системе, дающее асимметричные модели».
M. Wallach и Н. Роддерс считают, что порождение оригинальных идей при условиях разрешения и постановки новых проблем, которые помогают обнаружить необычные методы для выражения, что и является проявлением креативности.
Знания и независимость мышления играют достаточно большую роль в процессе творческого проявления. Для того чтобы знания начали отыгрывать позитивную роль, человеку необходимо ясно и четко представлять свои действия пошагово, а также ограничить поле своего потенциала, при этом проявляется креативность выйти за его пределы. При этом очень часто за старевшие знания мешают смотреть на проблемную ситуацию новым свежим т независимым взглядом.
Помимо этого осуществляется творческий процесс при наличии мышления свободного от стереотипов и ригидным установок, умении идти на обоснованные риски, в также готовность переступить через трудности, на наличие внутренней мотивации, терпимости к неопределенности и независимости от внешнего влияния [10,58].
В творческой среде и мотивации Стенберг отводит важное место для проявления творческого потенциала, при этом подчеркивает, что все эти звенья работают слаженно и дают комплексный результат от их взаимодействия несводим к влиянию любого из них, ведь мотивация имеет возможность возместит отсутствие творческой почвы, а интеллект, который взаимодействует с мотивацией в разы может повысить степень проявления креативности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы