Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Психология субъекта жизнедеятельности. Субъектность как личностное качество

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические особенности психологии субъекта жизнедеятельности 5

1.1. Личность как субъект жизненного пути 5

1.2. Подходы к концепции человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности 12

Глава 2. Изучение субъектности как личностного качества 18

2.1. Теории личности 18

2.2. Особенности субъектогенеза 28

Заключение 32

Список литературы и источников 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Жизненная проблематика на всегда была в центре научных исследований, и ученые на протяжении истории развития науки все больше раскрывали тайны бытия, которые имеют общечеловеческий масштаб и значение. В определенной мере именно это дало основание говорить об онтологической значимости в совокупности с разными гуманитарными знаниями, религией, философией, культурой как таковой. Однако же на сегодняшний день до сих пор не ясны границы предметного поля, как и не вполне ясен его масштаб.

Категория субъектности в жизненной проблематике личности многомерна, как и подходы к пониманию личности. Тем не менее, категория субъекта однозначно акцентирует внимание на слиянии человека и мира, на рассмотрении их в единой прострации.

Человек, являясь активным участником жизни, подтверждает бытность экзистенциализма, где в основе просматривается идея так называемого самотворчества, в котором приоритет обозначен на значимости вложенных личных усилий на протяжении жизни.

В настоящее время известно то, что в науке субъектность изучается через способность личности к сознательному осмыслению бытия в психологии, которая опирается на субъектно-деятельностный подход.

И, с учетом указанной ранее проблематики, можно сказать о том, что психология субъекта сегодня – достаточно актуальное и перспективное направление в психологической науке, поскольку оно дает возможность исследовать психику человека и ее проявления целостно. Это и стало основанием к осмыслению данной темы, к изучению соответствующе литературы.

Объект исследования: психология субъекта жизнедеятельности.

Предмет исследования: субъектность как личностное качество.

Цель исследования: изучить особенности субъекта и субъектности в психологии.

Исходя из поставленной цели необходимо представить перечень исследовательских задач:

— рассмотреть личность как субъект жизненного пути;

— изучить подходы к концепции человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности;

— проанализировать теории личности;

— описать особенности субъектогенеза.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, обобщение научной литературы).

Структура исследования: введение основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В итоге проведенного теоретического исследования автором было акцентировано внимание на том, что различные психологические исследования личности в разрезе изучения субъекта жизненного пути рассматривают личность как акцентированную совокупность черт характера, привычек поведения преимущественно, а также в качестве активного субъекта собственного жизненного пути, который устремлен к тому, чтобы постоянно находится в состоянии саморазвития.

Изучая разные взгляды на человека в рассмотрении его как субъекта жизнедеятельности, возможность определить специфику жизненного пути показали ситуативный характер проблематики, поскольку соответствующие представления развиваются закономерно, не выходя при этом за рамки отношений человека и мира. Указанная позиция определяет и позволяет формировать более сложные по своей структуре психологические феномены, обращая пристальное внимание на жизненные ориентации, а также формируя иерархию моделей личности в ее духовно-нравственном понимании как субъекта жизненного пути. Так, личностная саморегуляция – это осознанная регуляция, движение личности, которое обеспечивает прохождение субъекта по жизненному пути (субъектная активность).

Кроме того, изучая научную литературу, мы познакомились с основными теориями личности в структуре классического психоанализа, гуманистического и социального направлений.

Было выяснено, что личность является образованием, в своем развитии проходящим этапы, стадии, при этом постепенно совершенствуясь и ориентируясь на достижение точке жизненной цели.

Под субъектностью можно понимать интегральное качество личности, которое находит свое выражение в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции и в результате приводит к изменению себя и окружающей действительности при помощи активно-преобразующей деятельности. Поэтому высокий уровень субъектности обуславливает и высокий уровень самостоятельности.

В это же время мы выяснили, что субъектогенез действует побуждающим образом на осознание личности себя как субъекта действительности. По сути, речь идет самоценности личностной активности, при которой человек как бы становится причиной «самого себя», стараясь подчинить себе свою жизнь.

Мы можем заключить о том, что исследования человека как субъекта жизнедеятельности, а также жизненного пути личности обязательно в расчет берут и ситуационный аспект бытия, что, в конечном счете, поможет развивать представления о закономерностях многообразия связей человека с миром. Это позволяет выявлять новые психологические феномены, и, вместе с тем, проецировать трансситуационные типологии, ориентируясь при этом на иерархию теоретических моделей личности в духовно-нравственном плане.

Таким образом, задачи данной работы решены.

Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические особенности психологии субъекта жизнедеятельности

1.1. Личность как субъект жизненного пути

Представление о человеке как субъекте своей активности и связанный с этим представлением субъектный подход к анализу деятельности человека стал для отечественной психологии основополагающим (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие). В общем контексте субъектного подхода проблема закономерностей саморегуляции человеком своей активности занимает одно из центральных мест.

В 60-70-е гг. прошлого столетия концепция саморегуляции начала утверждаться как многоуровневая система. Идеи функциональной системы саморегуляции были разработаны исследователем О.А. Конопкиным, который стал говорить об осознанности саморегуляции и субъектной активности [44].

Личностно-регуляторные характеристики личностной саморегуляции были выделены А.К. Осницким в 1980-х годах. Автором были разведены понятия «субъект» и «личность» [43, с. 124]. В.И. Моросановой была сформулирована теория стилей произвольной саморегуляции. По мнению автора, личностная саморегуляция состоит в определении своего индивидуального места в культурноисторической традиции, поскольку личностное самоопределение порождает необходимость приложения специального аппарата саморегуляции применительно к предполагаемой и осуществляемой деятельности [23].

Ю.А. Миславский в дальнейшем предложил компонентную структуру саморегуляции: ценности индивида, образ «Я», идеал, уровень притязаний, самооценку и самоконтроль. По мнению автора, функционирование системы саморегуляции личности обеспечивает продуктивную или творческую активность [21, с. 16].

В работах Л.Г. Дикой и А.О. Прохорова были исследованы вопросы саморегуляции психических состояний с системно-деятельностной позиции. Отсюда саморегуляция – это одновременно и психическая деятельность, и психологическое состояние [9].

А.О. Прохоровым была разработана личностно-ориентированная концепция саморегуляциии, где структура личности имеет особую иерархию: «процессы — состояние — свойства, развертывающийся в условиях социального функционирования субъекта и ситуаций жизнедеятельности» [29, с. 11].

С точки зрения субъектного подхода в психологической науке исследователи стараются понять личность в позиции субъекта жизненного пути. Л.С. Выготский рассматривал личность как самосознание, основанное на осознании причин собственного поведения посредством системы понятий. Причем, понятие личности Л.С. Выготский связывает с ее развитием, тем самым приходя к самосознанию и саморегуляции. Соответственно, с точки зрения ученого, личность сознаваема только в движении [6, с. 411].

М.Е. Осипов в своей диссертации, опираясь на воззрения Л.С. Выготского, определил, что «личность представляется системой связей особого рода, изначально существовавших в качестве системы социальных взаимодействий, но затем перенесенных посредством знаковой операции на индивидуальную психику, то есть третичных связей» [26, с. 43].

В зарубежных теориях личности интересно отметить подход Дж. Шоттера, по мнению которого личность – это субъект, включенный в систему социальной действительности, вынужденный соблюдать правила [43, с. 107]. И, по мнению зарубежных авторов К.С. Холла и Г. Линдсей, усвоение правил – это непосредственно показатель развития личности, реализации его жизненного пути [40].

Особенно субъектная позиция раскрывается в методологии С.Л. Рубинштейна и раскрывается в последующем в работах К.А. Абульхановой [1, с. 165].

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, суть личности человека выражается не только непосредственно в развитии. По его мнению, «линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В этом ключ к пониманию развития личности – того как она формируется, совершая свой жизненный путь» [30].

При изучении жизненного пути в плане субъектной модели рассматривают, как правило, то, как личность зависит от своего жизненного пути, или, еще более точно – как она устанавливается личной биографией, при этом же подчиняя жизненный путь замыслу, также обуславливая характер собственного развития. Вместе с тем, социальная природа и социальная детерминация личностного развития, по мнению С.Л. Рубинштейна, выходят на первый план. И тогда жизненный путь понимается как история становления личности в структуре конкретного общества, которая закономерно обусловлена и индивидуализирована [14, с. 67].

С.Л. Рубинштейн, акцентируя внимание на проблеме жизненного пути, выделил ключевое понятие – субъект жизни, охарактеризовав его как «личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь» [30].

Жизненные отношения, в свою очередь, понимаются как смысловой сегмент объектов и явлений, вербализирующихся в масштабах жизнедеятельности личности [30].

Субъект жизни рассматривается исследователем непосредственно посредством понятия способа существования, который, в свою очередь, представляется уже как определенно-личностный способ построения и воспроизводства жизненных отношений [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы