Курсовая теория на тему Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятий «семья» и «дети с отклонениями развитиями» 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика семьи в социальной адаптации детей с проблемами в развитии 7
Глава 2. Организация психологической помощи семьям, воспитывающей детей с отклонениями в развитии 12
2.1. Роль семьи в воспитании и компетентной помощи ребенку с отклонениями в развитии 12
2.2. Логопедическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 16
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23
Введение:
Актуальность исследования. Вопрос о том, как повысить вовлеченность родителей в воспитание детей, заслуживает серьезного внимания, и изучение его влияющих факторов имеет важное значение, особенно если это дети с отклонениями в развитии.
Ожидание и рождение ребенка в семье — большое счастье для родителей, бабушек и дедушек, для всех близких, кто будет его любить и воспитывать в дальнейшем. Но когда у ребенка выявляются нарушения в развитии — это всегда стресс для семьи. Нужно принять, понять, что у вас не такой ребенок как у всех. Ребенок с отклонениями в развитии ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.
Проблемой исследования занимались такие авторы как А.В. Мудрик, Т.А. Куликова, В.Н. Гурова и т.д. Как повествуют источники, на современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с отклонениями в развитии и их родителями.
Согласно статистическим данным, в России проживает около 600 тысяч детей с инвалидностью. И неизвестно, сколько еще в России проживает детей, родители которых по тем или иным причинам не оформили инвалидность. С какими же проблемами чаще всего сталкиваются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями? Основная проблема — это постоянный стресс родителей, они совершенно не подготовлены к рождению ребёнка с нарушениями в развитии и при этом не знают, как себя вести.
Проблема воспитания и развития «особого» ребенка как не у всех, становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологическом и жизненном вакууме: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние, не знают, что делать. Таким семьям необходимо оказать помощь в сопровождении и воспитании ребенка с отклонениями в развитии.
За последние пять десятилетий произошел значительный прорыв в понимании интеллектуальных нарушений и нарушений развития.
Целью исследования является изучение процесса воспитания детей с нарушениями развития в семье.
Объект исследования: семейное воспитание детей с проблемами в развитии.
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на психологию детей с детьми в развитии.
Гипотеза исследования: эффективность семейного воспитания детей с отклонениями в развитии повысится при правильном оценивании родителями ситуации и верной организации взаимодействия семьи и специалистов.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Определить, какие меры можно осуществлять по воспитанию детей с отклонениями в развитии.
Для решения данных задач использованы следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме психологии воспитания с детьми с отклонениями в развитии.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретических глав — 2, заключения, списка использованных источников и литературы -10.
Заключение:
Таким образом, мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Каждому ребенку, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи, моторики, поведения, необходимо помочь найти адекватные способы общения со взрослым путем игрового контакта; малыша необходимо заинтересовать обследованием, усложнение заданий следует подбирать так, чтобы это не требовало от ребенка новых форм ответных реакций. Формы и характер ответных реакций не должны влиять на общую оценку уровня умственного развития ребенка. Методы обследования следует обязательно подбирать с учетом дефекта. Так, детям с речевыми нарушениями можно давать многие задания с помощью показа, не требуя от них речевого ответа.
Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:
— осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;
— организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;
— в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;
— взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы понятий «семья» и «дети с отклонениями развитиями»
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии
Отклонения в развитии могут быть определены как характеристики, которые вызывают нарушения физических, когнитивных, коммуникативных, социальных или двигательных способностей, которые имеют последствия для участия детей в жизни общества.
Из-за этих недостатков дети с отклонениями в развитии часто имеют более низкое качество жизни, чем обычные дети с отклонениями в развитии.
Эти дети сталкиваются с недостатками в образовании, доступности к услугам здравоохранения, инфраструктуре, реабилитационным услугам и мобильности, а также негативное отношение со стороны других (издевательства).
Для детей с отклонениями в развитии важно качество жизни. Оно включает в себя различные аспекты физического благополучия, материального благополучия, социального благополучия, развития и активности, а также эмоционального благополучия.
Физическое благополучие относится к здоровью, физической форме и физической безопасности. Материальное благополучие включает качество среды обитания, имущество, питание, транспорт, соседство, безопасность, стабильность и т.д. Социальное благополучие включает в себя личностные отношения и участие в жизни общества. Развитие и активность связаны с тем, в какой степени люди обладают и используют навыки, касающиеся самоопределения, независимости, выбора или контроля, а также компетентности. Эмоциональное благополучие включает настроение, удовлетворение или самореализацию.
Проблемы изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики — олигофренопедагогикой. Термин «олигофрения» (греч. оlygos — мало и phren — ум) был введен немецким психиатром Э. Крепелином и традиционно использовался в отечественной специальной педагогике и медицине до введения Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), в которой вместо термина «олигофрения» стал использоваться термин «умственная отсталость». В англоязычной литературе ему соответствуют такие термины, как mental retardation — отставание в интеллектуальном развитии, mentally handicap children — дети с отставанием в умственном развитии.
В специальной литературе вплоть до 1960-х гг. наряду с термином «умственная отсталость» широко использовалось понятие «слабоумие». Термин «умственная отсталость» в отличие от понятия «слабоумие» указывает не только на количественную характеристику дефекта, но и на качественную (отсталость), подразумевающую определенное положительное поступательное движение при специально созданных условиях. Различные структуры дефекта вызывают разные виды (или степени) умственной отсталости. Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети, умственная отсталость которых возникла в результате поражения ЦНС, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный период до трех лет. Это так называемая врожденная умственная отсталость [2].
Причинами врожденной умственной отсталости могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина и др.), заражение плода паразитами, попавшими в организм матери (токсоплазмоз), различные родовые травмы (асфиксии).
К эндогенным патогенным факторам относятся патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей, а также умственная отсталость обоих или одного из родителей), нарушение хромосомного набора (хромосомная аберрация), эндокринной системы (фенилкетонурия), несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. У многих задерживается развитие прямостояния, т.е. они начинают значительно позднее держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только весь первый, но и второй год жизни ребенка.
Как правило, у всех детей с отклонениями в развитии наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности. В дальнейшем у них не возникает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит и своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме, — жестовая. Это сказывается на развитии первых действий с предметами (хватании) и восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Не развиваются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, в результате у умственно отсталых детей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Это процессы рефлекторные, в норме они появляются в самые первые месяцы жизни ребенка, протекают в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связаны непосредственно с состоянием ЦНС [5].
Родители детей с отклонениями в развитии могут испытывать больший стресс и находить, что справиться с отклонениями своего ребенка сложнее, чем обычным родителям