Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психология мотивации персонала

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. 5

1.1 Исследование мотивации в отечественной науке. 5

1.2 Изучение мотивации в зарубежной науке. 10

1.3 Мотивация достижения. 16

2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА.. 21

2.1 Изучение мотивации персонала. 21

2.2 Практическая работа по формированию мотивации
в работе психолога –консультанта. 24

2.3 Эффективные модели мотивации персонала. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

  

Введение:

 

Актуальность темы.  Понимая причинную природу человеческих
действий, появляется возможность их объяснять и предвидеть, тем самым
способствуя созданию соответствующего общения и взаимодействия людей в их
совместной деятельности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивы человека
составляют стержень его личности, поэтому, изучая мотивационную сферу человека,
мы изучаем ее как личность [21, с.72].  В
разных жизненных обстоятельств одни и те же действия могут иметь разные мотивы,
и наоборот, один и тот же мотив может реализовываться в разных действиях.  Но в мотивации деятельности человека
существуют определенные общие характерные закономерности, которые проявляются в
различных способах его реакции на элементы внешней или внутренней сферы
жизни. Понятие мотивации часто встречается в психологии,
менеджменте и несет немаловажное значение для описания человеческой
деятельности. Без этого побуждающего фактора невозможно планомерное
осуществление ни одного действия, так как желание что-то выполнять постепенно
пропадает, а поддерживающего стимула в виде цели нет. В отличие от естественно
возникающих в сознании человека стремлений, подобное воздействие может быть
оказано на него извне другими людьми. Это делает мотивацию прекрасным
инструментом, позволяющим направить деятельность целевой группы индивидуумов в
нужное русло. Мотивация способствует организации продуктивной деятельности
персонала и повышению эффективности деятельности организации в целом.

Цель работы: изучить основные подходы к исследованию
мотивации человека.

Объект исследования: психология мотивации.

Предмет исследования: основные подходы к исследованию
мотивации персонала.

Для достижения поставленной цели потребовалось
решение следующих задач:

-Рассмотреть исследование мотивации в отечественной
науке;

-Изучить мотивацию в зарубежной науке ;

-Изучить мотивационную сферу человека;

-Исследовать мотивацию достижения и избегания неудач;

-прописать рекомендации по формированию мотивации
персонала.

Методологическая база: Методологической основой для
исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
философов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были
использованы публикации, посвящённые понятию мотивации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мотивация – сложная тема, охватывающая практически все области
психологии.  Никакая теория не может
объяснить все, что мы знаем о мотивационных процессах.  Некоторые мотивы, такие как голод, жажда и
сексуальная активность, кажутся наиболее понятными с биологической точки
зрения.  Другие мотивы, похоже,
изучаются, и они помогают объяснить разнообразие и сложность человеческой
деятельности.  Другие мотивы влияют на
когнитивные процессы, в которых мы участвуем. Сложным фактором в мотивации человека является тот факт, что даже на
основные мотивы влияют разные элементы. 
Например, мы можем есть из-за наших энергетических потребностей, но
некоторые люди также едят, когда они находятся в состоянии стресса или тревоги,
в депрессии или в одиночестве, или из-за социальных влияний, таких как другие
люди, которые едят.  Вкус некоторых
продуктов также может заставить нас есть, когда мы не голодны. Такое взаимодействие многих факторов, определяющих мотивацию
поведения, серьезно затрудняет понимание даже основных мотивационных
процессов;  вклад различных мотивационных
компонентов должен быть тщательно разделен и проанализирован.  Когда кто-то пытается изучить более тонкие
мотивы, эти усложняющие факторы делают его еще более трудным для
понимания. Мотивация – это поведение; это не вещь или особое событие, которое
можно наблюдать напрямую. Это соединение, которое описывает конкретное
поведение. Два аспекта поведения, описываемого концепцией мотивации, которая
состоит в оправдании поведения или цели поведения и надлежащее потребление
энергии.

Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые
столкнулись со многими трудностями. В первую очередь возникла терминологическая
неточности в отношении терминов «мотив» и «мотивация», которые довольно часто
употребляются нами как синонимы. Любая причина поступка социального,
исторического, экономического развития человечества может называться как
«мотив» или «мотивация».

Мотивацией объясняется выбор между различными возможными действиями,
между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления,
кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного
действия и достижения ее результатов.

Современные психологические исследования в области мотивации труда,
проводимые в рамках теории самоопределения, дают четкое представление о
возможностях и ограничениях использования такого характерного вида
стимулирования трудовой деятельности как вознаграждение.  Обсуждения о них в последние два десятилетия
в значительной степени стимулировались серией мета-анализов, основанных на
большом количестве исследований роли материального вознаграждения во внутренней
мотивации. В России, как, впрочем, и во всем мире, вопрос мотивации персонала
более чем актуален. Заинтересованность каждого сотрудника в результативности
его труда — это залог успеха всего предприятия в целом.

Мотивация персонала — это внутренний процесс на предприятии, цель
которого — побудить каждого сотрудника работать на результат.

Мотивация персонала — это непременная составляющая кадровой политики
всякого учреждения. Её роль в управлении весьма ощутима — при грамотно
поставленном деле мотивационные мероприятия существенно повышают прибыльность
бизнеса, а при бездарном сводят на нет все усилия лучших специалистов штата.

Современные теории мотивации разделяются на содержательные,
процессуальные и теории, основанные на отношении человека к труду.

Анализ имеющихся теорий мотивации, форм и методов стимулирования
работников к эффективной работе приводит к необходимости учитывать
мотивационную структуру работающих в каждой их группе, подразделении
предприятия с тем, чтобы побуждать их к активной деятельности, опираясь на
оправдавшие себя на практике методы и способы побуждения.

Различные теории мотивации в основном не противоречат друг другу, а
взаимодополняют друг друга, отражая многогранность и нестандартность самого
процесса мотивации и предопределяя необходимость комплексного подхода к решению
этой сложной проблемы. Главная цель формирования и функционирования системы
мотивации и стимулирования труда персонала – обеспечение достижения целей
организации посредством привлечения и сохранения профессионально
подготовленного персонала и, прежде всего, посредством эффективной, сильной и
устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования,
являющегося предметом интереса для всех групп персонала организации. В первую
очередь, это означает вознаграждение людей в соответствии с их ценностью для
организации, измеренной посредством их текущего и потенциального вклада в
результаты организации. Это также означает признание того, что люди имеют
собственные потребности и цели и что организация может развиваться только в том
случае, если вознаграждение и заложенные в его основу стимулы будут
соответствовать социальным, психологическим и профессиональным характеристикам
персонала организации.

Грамотная мотивация может значительно повысить инициативу и качество
труда сотрудника, дать ему возможность творческого подхода к труду и, в целом,
она просто необходима для эффективного развития и функционирования учреждения.

При этом методы мотивирования персонала могут быть самыми
разнообразными. Они зависят от того, как организованы системы мотивации,
системы управления персоналом, в общем, и особенностей деятельности самого
предприятия – в частности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Исследование мотивации в
отечественной науке Методологические позиции исследователей, взяли за основу то или иное
понимание мотивации, отражены и в определениях этого феномена и понимании
своего места в детерминации поведения. В целом, в определениях мотивации всегда
фигурирует соотношение двух понятий: "мотивация" и "мотив",
хотя многие исследователи пользуется только каким-то одним из них, употребляя
иное как синоним. Всего в контексте этого соотношения мотивацию рассматривают: 1)
как систему мотивов личности [1], [2], [3], [4], [5], [6]; 2) как процесс
согласования мотивов и особенностей мотивирующей ситуации [7], [8]. Но есть и
более широкие трактовки мотивации, которые выходят за рамки понятия мотива.
Так, в понимании С.Л. Рубинштейна [9], мотивация — это проявление
"внутренних условий" в поведении, это внешняя детерминация, которая
реализуется через внутренние условия, через психику и сознание. Такой подход
дает основания для включения в понятие мотивации на первый взгляд разноплановых
и разно-уровневых психологических категорий, таких как потребности, мотивы,
цели, интересы, желания, намерения.

Понятно, что и понятия мотива объясняется неоднозначно. Мотив
понимается как "1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) предмет (материальный
или идеальный), что побуждает и определяет выбор направленности деятельности,
ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе
выбора действий и поступков личности »[10: 219]. Понятие мотива, мотивации
поведения были в научном потребления уже в начале становления психологии. Так,
В.Вундт рассматривал как мотивы составные части волевого акта представления и
чувства, первые из которых побуждают к деятельности, а вторые являются ее
движущей силой [Цит. по 8: 59]. Истоки мотивации, согласно традиции, суть
которой заключается в признании физиологии основой психологии, искали в физиологии.
Начало этому было положено И.П. Павловым, взгляды которого за рубежом принято
называть теорией активации. Эта теория оказала значительное влияние на
психофизиологию, особенно ее позднее развитие П.К. Анохиным. Мотивирующие силы
здесь не биологические, они результат работы сознания, где важное место
принадлежит когнитивным процессам [7]. Теории социального научения более
близкие к теоретическим подходов отечественной психологии, поскольку вместо
инстинктов в качестве детерминирующих сил они рассматривают самооценку,
предвидение последствий своих действий, когнитивные процессы, социальные
ожидания. Однако их общая бихевиоральная ориентация не позволяет учитывать в
полной мере свою активность личности. В зарубежной психологии ситуационный
подход в исследованиях мотивации был доминирующим до конца 40-х годов нашего
века.

Да Н.В. Елфимова [12] пишет, что теория мотивации в когнитивной
психологии является малоубедительной и непродуктивной, поскольку разделение
когнитивной и эмоциональной стороны мотивации приводит к нарушению принципа
целостности познания человека. В психологии существует тенденция к расширению
содержания, генерализации и экстраполяции отдельных психологических категорий
объяснений нежелательных им психических явлений, о чем с убийственной иронией
писал Л.С. Выготский.

Критикуя психоанализ, рефлексологию, персонализм и гештальтпсихологию,
слабым их звеном он считал то, что в каждом из этих направлений объем ключевого
понятия "… растет и стремится к бесконечности и согласно известному логическим
законом его содержание так же стремительно падает до нуля. Каждая из этих
четырех идей на своем месте чрезвычайно содержательна, наполнена значением и
смыслом, полноценная и плодотворна. Но сведены в ранг мировых законов, они
стоят друг друга, они абсолютно равны между собой, как круглые и пустые нули
… "[13: 308]. Вряд ли это касается теории когнитивного диссонанса, и
большинства теорий мотивации. Наоборот, для них характерно четкое определение
круга изучаемых проблем.

Следует сказать, что именно такое четкое определение проблемы
позволяло западным ученым сделать прорыв в экспериментальных исследованиях
мотивации. Однако, думается, что причиной разногласий в понимании проблемы
мотивации в отечественной психологии есть устоявшаяся за рубежом абсолютизация
эксперимента как метода психологического исследования. Эксперимент требует
четко и узко очерченного предмета исследования, позволяет выделить зависимые и
независимые переменные, но в то же время является препятствием для реализации
принципа системности. Поэтому узость, локальность многих теорий мотивации
очевидно можно объяснить диктатом требований, которые ставит перед
исследователями экспериментальная ситуация. Такой общий методологический подход
привел к тому, что зарубежные теории мотивации развивались бы по принципу
взаимодополнения: если есть когнитивная теория мотивации, то есть и
эмоциональная, если есть ситуационная теория, то обязательно должен быть и
появляется диспозиционная теория мотивации [23]. Многие исследователи к
недостаткам так называемых энергетических и гомеостатических концепций
мотивации относят неучет неосознаваемых мотивов. На самом деле это не совсем
так. Психоанализ в основу мотивации кладет исключительно неосознаваемые мотивы.
Вообще включения сознательной и бессознательной мотивации в психологический
анализ является сложной методологической проблемой. Ученые, ориентируются на
изучение процессов сознания, опираются прежде всего на экспериментальный
анализ, на четкие критерии валидизации тестов и возможности проверки экспериментальных
данных [26,c.133].

Для исследователей, которые пытаются учитывать бессознательные факторы
мотивации, характерный феноменологический подход, применение в исследовании
менее регламентированных процедур, таких как, например, проективные методы. Огромной
проблемой является согласование этих "мозаичных" концепций в единую
объяснительную систему, которую можно применить к поведению человека не в
отдельных экспериментальных ситуациях, а в реальных жизненных взаимодействиях.
Ситуативные, локальные подходы не объясняют процесса развития мотивации. Вряд
ли можно отрицать мотивирующую роль общественных ценностей, социального
окружения, даже предметного окружения.

Но, как считал С.Л. Рубинштейн [22], внешнее должен действовать через
внутренние условия. Очевидно, локализация мотива определяется особенностями
предмета исследования. Так, когда внешние по отношению к индивиду факторы
рассматриваются как компоненты мотивации, это воспринимается вполне
естественно. Это же можно отнести и к анализу простых действий, которые в
значительной степени импульсивными и реактивными. Но при исследовании личности
даже помимо воли исследователя акценты смещаются. Понятно, что речь идет не об
игнорировании внешних факторов, а лишь об изменении характера их репрезентации.

Исследуя мотивационные процессы сложных форм деятельности, требующих
личного регулирования, более целесообразным, на наш взгляд, является
сосредоточение внимания на внутренних процессах. Внешние мотивирующие факторы
можно рассматривать через представленность их во внутреннем мире личности, как
субъективную картину мира. Трансформируясь под влиянием жизненного опыта
личности, внешние факторы приобретают индивидуально своеобразных особенностей.

Постулирование советской психологией непрерывного диалектического взаемопидкриплення
деятельности и потребностей сводит сам этот принцип до уровня инстинкта [13].

В. Асеев утверждает, что важнейшим источником человеческой мотивации
является "потребность в деятельности, развертывании своих физических,
эмоциональных, интеллектуальных возможностей, потребность развивать, возбуждать
эти возможности и наслаждаться ощущением своей силы, способности достигать
сложных целей, решать принципиально новые задачи» [1: 5] .

На некоторые недостатки такого подхода указал В.А. Петровский [14].
Прежде всего, это некоторая преформистским тенденция, которая может быть
преодолена, когда потребность в деятельности или самоактуализации рассматривать
как следствие развития потребностной сферы личности [15]. Целесообразнее было
бы все-таки признать, что механизм самоподкрепления, который безусловно
существует, является следствием развития мотивационно-потребностной сферы, а
пусковым механизмом является то, что лежит вне деятельности.

Такой механизм имеет целостную природу, включая в себя и человека, и
среду. Со стороны среды — это социальные ожидания, социальные нормы и
собственно социально обусловленные деятельности. Со стороны человека — это его
социальные интенции, которые можно обозначить по-разному: инстинкты социального
поведения, социальные нужды или потребность быть личностью. Именно такое
единство внешнего и внутреннего, требований социальной среды и внутренних
потребностей личности становится объектом интериоризации, основой развития
мотивации активности, которая действительно перестраивает систему
"потребности — деятельность". Следствием этой перестройки (а не
причиной) у некоторых людей (а не во всех) является развитие процессуальных
мотивов, ведущих к таким сдвигам в совершенствовании деятельности, побуждающие
развитие потребностной сферы и наоборот. Иными словами, противоречий в развитии
системы необходимости — деятельность можно было бы избежать, если бы
рассматривать эти процессы не на основе той или иной статической ситуации, а в
развитии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы