Курсовая теория на тему Психология мотивации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ МОТИВАЦИИ.. 4
1.1Развитие
понятия мотивации в философии. 4
1.2
Физиологические теории мотивации. 6
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ: 14
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.. 15
2.1Мотивация и
деятельность в представлении Х. Хекхаузена. 15
2.2Представление о мотивационных
системах в теории Д. Макклелланда. 17
2.3 Мотивация
и личность с точки зрения А. Маслоу. 21
ВЫВОД ПО 2
ГЛАВЕ: 25
ГЛАВА 3.
МОТИВАЦИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ.. 26
3.1.
Мотивация с позиции теории деятельности. 26
3.2.
Системный подход к исследованию мотивации. 30
ВЫВОД ПО 3
ГЛАВЕ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
Список литературы.. 36
Введение:
Актуальность темы. Понимая причинную природу человеческих
действий, появляется возможность их объяснять и предвидеть, тем самым
способствуя созданию соответствующего общения и взаимодействия людей в их
совместной деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивы человека составляют
стержень его личности, поэтому, изучая мотивационную сферу человека, мы изучаем
ее как личность [21, с.72]. В разных
жизненных обстоятельств одни и те же действия могут иметь разные мотивы, и
наоборот, один и тот же мотив может реализовываться в разных действиях. Но в мотивации деятельности человека
существуют определенные общие характерные закономерности, которые проявляются в
различных способах его реакции на элементы внешней или внутренней сферы жизни. В процессе активного общения между людьми, достижения
ими взаимопонимания, желания выяснить причины поведения, всегда есть то, что
называется мотивом действия – побудительный мотив к осуществлению
действий. Это может проявляться в
действиях человека по смене работы, профессии, началу или прекращению обучения,
созданию семьи или ее разрушению и т.п.
Эти действия связаны с целью, которую человек ставит перед собой:
изменить образ жизни, добиться успехов в профессии или преодолеть собственные
недостатки. Идет процесс формирования
мотивации, в течение определенного периода жизни она направляет мысли и
действия человека. Познание
закономерностей возникновения мотивационных процессов, причин их изменения
имеет как научное, так и практическое значение.
Проблема исследования. Проблема исследования мотивации состоит в
том, что, во-первых, феномен мотивации понимается авторами по-разному: как
совокупность мотивов (структурный подход), как процесс актуализации мотива,
процесс формирования мотива (динамический подход). Во-вторых, работы по
изучению мотивации с трудом поддаются систематизации.
Степень изученности проблемы.
На такие проблемы мотивации в своих работах
обращали внимание такие ученые, как А.Ананьев, В.Г. Асеев, Л.
Божович, В. Вилюнас, Э. Ильин, Т.С. Кудрина, А. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С. Мерлин, А.
Орлов, П. Якобсон, Рубинштейн, Д.
Макклелланд и другие. Эта тема была
одной из центральных в психологических исследованиях личности и представлена во
многих теориях известными теориями личности ( Г. Олпорт, А. Маслоу, Ф.
Герцберг, Р. Каттель и др. Большой вклад в изучение мотивации внесли зарубежные
ученые (Ф. Тейлор, К. Альдерфер, Дж. С. Адаме, Х. Хекхаузен, Д. МакГрегор), а
также отечественные (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев,
М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А.
Файзуллаев, П. М. Якобсон).
Цель работы: изучить основные подходы к исследованию
мотивации человека.
Объект исследования: психология мотивации.
Предмет исследования: основные подходы к исследованию
мотивации.
Для достижения поставленной цели потребовалось
решение следующих задач:
-Рассмотреть развитие понятия мотивации в философии;
-Изучить физиологические теории мотивации;
-Изучить мотивацию и деятельность в представлении Х.
Хекхаузена;
-Проанализировать представление о мотивационных системах
в теории Д. Макклелланда;
-Изучить мотивацию и личность с точки зрения А.
Маслоу ;
-Проанализировать мотивацию с позиции теории
деятельности;
-Рассмотреть системный подход к исследованию мотивации
(на основе этого источника.
Методологическая база: Методологической основой для
исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
философов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были
использованы публикации, посвящённые понятию мотивации.
Заключение:
Мотивация – сложная тема,
охватывающая практически все области психологии. Никакая теория не может объяснить все, что мы
знаем о мотивационных процессах.
Некоторые мотивы, такие как голод, жажда и сексуальная активность,
кажутся наиболее понятными с биологической точки зрения. Другие мотивы, похоже, изучаются, и они
помогают объяснить разнообразие и сложность человеческой деятельности. Другие мотивы влияют на когнитивные процессы,
в которых мы участвуем. Сложным фактором в
мотивации человека является тот факт, что даже на основные мотивы влияют разные
элементы. Например, мы можем есть из-за
наших энергетических потребностей, но некоторые люди также едят, когда они
находятся в состоянии стресса или тревоги, в депрессии или в одиночестве, или
из-за социальных влияний, таких как другие люди, которые едят. Вкус некоторых продуктов также может
заставить нас есть, когда мы не голодны. Такое взаимодействие
многих факторов, определяющих мотивацию поведения, серьезно затрудняет
понимание даже основных мотивационных процессов; вклад различных мотивационных компонентов
должен быть тщательно разделен и проанализирован. Когда кто-то пытается изучить более тонкие
мотивы, эти усложняющие факторы делают его еще более трудным для
понимания. Мотивация – это
поведение; это не вещь или особое событие, которое можно наблюдать напрямую.
Это соединение, которое описывает конкретное поведение. Два аспекта поведения,
описываемого концепцией мотивации, которая состоит в оправдании поведения или
цели поведения и надлежащее потребление энергии.
Таким образом, поведение
мотивировано для получения определенной цели, или, серьезность и уровень
воздействия энергии отличается от предыдущей ситуации.
Рассматривая мотивацию
человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями.
В первую очередь возникла терминологическая неточности в отношении терминов
«мотив» и «мотивация», которые довольно часто употребляются нами как синонимы.
Любая причина поступка социального, исторического, экономического развития
человечества может называться как «мотив» или «мотивация».
Мотивацией объясняется
выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами
восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется
интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения ее
результатов.
Среди подходов к
мотивации, основанных на потребностях, наибольшую поддержку получила теория
приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда. Согласно этой теории, люди
приобретают три типа потребностей в результате своего жизненного опыта. Эти
потребности: потребность в достижениях, потребность в принадлежности и
потребность во власти.
Основные потребности
Маслоу – физиологические. К физиологическим потребностям относятся потребности
в пище, воде и другие биологические потребности. Эти потребности являются
основными, потому что, когда они отсутствуют, поиск их может подавить все
другие побуждения.
Вопрос о мотивации как
особом психическом процессе может обсуждаться только в рамках проблемы
порождающей деятельности и действий, закрепленных обществом за субъектом
деятельности, поскольку мотивация — это мысленная опора для порождающей
деятельности субъекта. Необходимость
такого подхода объясняется тем, что деятельность живого существа является
определяющей по отношению ко всем остальным видам умственной деятельности. В жизни человека как социальной личности и
личности действует иной механизм. Появляется порождающая активность — это
переход к произвольной и волевой саморегуляции мотивации.
Анализ исследований мотивации
в рамках теории деятельности показал, что под мотивацией нельзя понимать
«включение» деятельности по мотивам или актуализированной потребности (как
мотивирующие стимулы).
Представления о
содержании и структуре мотивации достижения, а также конкретно образовательной
деятельности получили развитие в работах Т.О.
Гордеева в рамках структурно-процессуального подхода к мотивации
деятельности. В соответствии с моделью
потребности учебной мотивации, которая во многом является развитием идей теории
само-определения, внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности состоит
из мотивов, имеющих отношение к содержанию учебной деятельности или внешних по
отношению к ней. оно направлено на
удовлетворение или преодоление разочарования других, не связанных с ним. Современные
психологические исследования в области мотивации труда, проводимые в рамках
теории самоопределения, дают четкое представление о возможностях и ограничениях
использования такого характерного вида стимулирования трудовой деятельности как
вознаграждение. Обсуждения о них в
последние два десятилетия в значительной степени стимулировались серией
мета-анализов, основанных на большом количестве исследований роли материального
вознаграждения во внутренней мотивации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
МОТИВАЦИИ
1.1Развитие
понятия мотивации в философии Понятие мотивации
можно проследить от древних греков, Сократа, Платона и Аристотеля. Платон верил
в организацию иерархии, например, диетическая составляющая, эмоциональная и
рациональная. Аристотель более двадцати лет продолжал утверждать духовную
иерархию. Однако он использовал другие реформы, которые отличались от его
оригинального убеждения. Он считал, что диетические и эмоциональные компоненты
имеют отношение к телу и являются частью концепции мотивации. Они могут
подготовить некоторые сенсоры, такие как рост, физический комфорт (еда) и
некоторые сенсорные ощущения, такие как боль и удовольствие (эмоциональное).
Эти две части вместе составляли основу иррациональной мотивационной силы [2].
Раздел логики
включал в себя все рациональные аспекты души, такие как интеллектуальные
концепции и некоторые произвольные черты. Древние греки предполагали три
компонента: желания, удовольствия и боли тела (чувства и волевые усилия и дух)
в иерархическом порядке для первого теоретического обоснования мотивационной
деятельности. В современную эпоху после Ренессанса Рене Декарт различал
неактивные и активные аспекты мотивации [12].
Декарт считал,
что тело – неактивный фактор мотивации, а воля – активный фактор мотивации.
Тело имеет физическую и механическую природу, и его потребности в питании
отвечают этим желаниям, чувства и физиологические отражения к внешней среде.
(Если вы хотите понять физические мотивы, необходимо использовать
физиологический анализ). Ум имеет ментальную, моральную и интеллектуальную
природу, которая имеет целеустремленность будет. (Если вы хотите понять целевые
мотивации, необходимо использовать анализ воли). Следовательно, воля всегда
является силой мотивации, Декарт впервые посвятил мотивацию исключительно воле
человека. Он предоставил первую великую теорию мотивации философов [12].