Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологическое состояние людей, которые ушли из спорта из-за травмы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Спортивная травма в
психологии спорта. 5

1.1.
Проблематика психологии спорта. 5

1.2.
Специфика переживания спортивной травмы.. 10

Глава 2. Психологические проблемы
спортсменов после завершения спортивной карьеры в связи с травмой и пути их
преодоления. 14

2.1.
Физическое состояние спортсменов во время спортивной карьеры и после ее
завершения. 14

2.2.
Переживание травматического стресса и методы его диагностики. 17

2.2.  Психологическая реабилитация спортсменов
после травмы.. 20

Заключение. 28

Список литературы.. 30

 

  

Введение:

 

В наше время, исследования проблем
различных сфер человеческой деятельности с точки зрения психологии необходимы,
поскольку они дают развернутую картину того или иного вида активности
относительно личностей, принимающих в ней непосредственное участие.

Данными исследованиями занимаются
практические отрасли психологии, которые, в свою очередь, базируются на ее
теоретических основах.

Спортивная психология как отрасль
психологической науки считается довольно молодой, поскольку первые предпосылки
по ее формированию были осуществлены в 1913 году, а именно, когда Международным
Олимпийским Комитетом был организован конгресс, на котором, собственно,
выделили проблематику психологии спорта. Далее, данная отрасль психологии
активно развивалась во всех странах. Вплоть до того, что получили развития
отдельные направления спортивной психологии, изучающие различные явления,
возникающие в спортивном процессе.

В процессе достижения спортивных результатов
спортсмены сталкиваются с различными кризисами. Ситуация спортивной травмы
актуализирует у спортсменов разные по содержанию смыложизненные ориентации, она
выступает как кризисная, когда ломается привычный уклад жизни спортсмена, в
результате чего у него появляются новые или, наоборот, утрачиваются прежние
профессиональные и жизненные смыслы. Когда спорт утрачивает свое доминирующее
смысложизненное значение для профессионала, а высшие достижения перестают быть
главной жизненной целью, это неизбежно ведет к снижению профессиональной
успешности, а также к увеличению риска повторной травмы.

Также одним из наиболее острых
кризисов является кризис завершения спортивной карьеры. Возникновение данного
кризиса связано с тем, что спортсмен вынужден изменять свой ритм жизни,
привычки. Это приводит не только к изменениям на физиологическом уровне, но и к
значительным психологическим проблемам.

Актуальность темы обусловлена высокой
популярностью большого спорта. Важно понимать, что вместе с высокими
достижениями, спортсмены также получают и большое количество проблем со
здоровьем.

Цель данной
работы: выявить психологические проблемы спортсменов после завершения
спортивной карьеры в связи с травмой и пути их преодоления.

Объект
исследования:
психология спорта.

Предмет
исследования
: психологическое состояние людей, которые
ушли из спорта из-за травмы.

Задачи исследования:

— рассмотреть
проблематику психологии спорта;

— показать специфику
переживания спортивной травмы;

— проанализировать
психологические проблемы спортсменов после завершения спортивной карьеры в
связи с травмой и пути их преодоления.

Гипотеза
исследования:
в ситуации прекращения спортивной карьеры
в связи с полученной травмой, спортсмен в полной мере испытывает
психологические стрессы, неудовлетворенность, неустроенность и требует особой
поддержки.

Научная новизна. По
результатам проведенного теоретического исследования выявлены факторы
социальной и психологической адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры
в результате травмы.

Методы исследования. Кроме общенаучных (анализ и синтез, индукция и
дедукция, классификация и типологизация и т.д.) методов исследования, нами
применялся метод сопоставительного анализа.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое&nbspисследование&nbspпоказало,&nbspчто&nbspпсихология&nbspспорта&nbsp–&nbspважная&nbsp(для&nbspспортивных&nbspцелей)&nbspнаука,&nbspметоды&nbspкоторой&nbspнеобходимо&nbspприменять,&nbspдля&nbspуспеха&nbspна&nbspспортивном&nbspпоприще.

Травматизм&nbsp–&nbspнеотъемлемая&nbspчасть&nbspспортивной&nbspдеятельности,&nbspон&nbspбудет&nbspсуществовать&nbspвсегда&nbspвне&nbspзависимости&nbspот&nbspпрофессионального&nbspопыта&nbspспортсмена&nbspи&nbspтренера.&nbspТравматизм&nbspнельзя&nbspполностью&nbspпредотвратить,&nbspно&nbspможно&nbspсвести&nbspк&nbspминимуму&nbspи&nbspнивелировать&nbspпутем&nbspразличных&nbspвидов&nbspвосстановительных&nbspмероприятий.&nbspПсихологическая&nbspреабилитация&nbspявляется&nbspочень&nbspэффективной&nbspв&nbspработе&nbspс&nbspлюдьми,&nbspпережившими&nbspспортивную&nbspтравму,&nbspа&nbspзначит,&nbspона&nbspнеобходима&nbspна&nbspвсех&nbspэтапах&nbspспортивной&nbspдеятельности.&nbspРассмотренные&nbspметодики&nbspдоказывают,&nbspчто&nbspдля&nbspдостижения&nbspстойкого&nbspрезультата&nbspнеобходима&nbspинтеграция&nbspразличных&nbspподходов&nbspк&nbspвосстановлению.

Спортивная&nbspтравма&nbspнесет&nbspв&nbspсебе&nbspсмысложизненную&nbspфункцию:&nbspв&nbspодних&nbspслучаях&nbspона&nbspстановится&nbspисточником&nbspсмыслообразования&nbspи&nbspпостановки&nbspжизненных&nbspцелей,&nbspв&nbspдругих&nbsp–&nbspведет&nbspк&nbspих&nbspутрате.

Имеющиеся&nbspзнания&nbspоб&nbspадаптации&nbspспортсменов&nbspпосле&nbspзавершения&nbspими&nbspспортивной&nbspкарьеры&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspособую&nbspценность&nbspи&nbspявляется&nbspбазисом&nbspдля&nbspновых&nbspисследования&nbspпсихологии.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspидея&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspзавершение&nbspспортивной&nbspкарьеры&nbspносит&nbspхарактер&nbspкризиса&nbspв&nbspжизни&nbspспортсмена&nbspявляется&nbspнеоспоримым.

&nbspНаиболее&nbspважные&nbspфакторы,&nbspкоторые&nbspсущественно&nbspвлияют&nbspформирование&nbspжизни&nbspспортсмена,&nbspзакончившего&nbspспортивную&nbspкарьеру&nbsp[7]:&nbsp

-&nbspпрекращение&nbspспортивной&nbspдеятельности,&nbspтренировок&nbspи&nbspвыступлений;&nbsp

-&nbspпрекращение&nbspопеки&nbspсо&nbspстороны&nbspспортивного&nbspклуба.&nbspТренеров,&nbspврачей;&nbsp

-&nbspразрыв&nbspдружеских&nbspи&nbspпрофессиональных&nbspсвязей;&nbsp

-&nbspпсихологический&nbspдискомфорт,&nbspвызванный&nbspотсутствием&nbspчувства&nbspудовлетворения&nbspот&nbspспортивной&nbspборьбы,&nbspпобед;&nbsp

-&nbspпсихологический&nbspстресс,&nbspсвязанный&nbspс&nbspпониманием,&nbspчто&nbspзнания&nbspновой&nbspпрофессии&nbspнеизмеримо&nbspниже,&nbspчем&nbspспортивное&nbspмастерство;&nbsp

-&nbspснижение&nbspуровня&nbspдоходов.

Все&nbspэти&nbspфакторы&nbspсмягчаются,&nbspесли&nbspспортсмен&nbspуходит&nbspиз&nbspспорта&nbspпостепенно,&nbspпоэтапно&nbspснижая&nbspуровень&nbspспортивных&nbspрезультатов.&nbspОднако&nbspбывают&nbspслучаи,&nbspкогда&nbspспортсмены&nbspвысокого&nbspкласса&nbspрезко&nbspзаканчивают&nbspспортивную&nbspкарьеру&nbspв&nbspсвязи&nbspс&nbspполученной&nbspтравмой.&nbspКак&nbspправило,&nbspв&nbspтакой&nbspситуации&nbspспортсмен&nbspв&nbspполной&nbspмере&nbspиспытывает&nbspпсихологические&nbspстрессы,&nbspнеудовлетворенность,&nbspнеустроенность&nbspи&nbspтребует&nbspособой&nbspподдержки,&nbspчто&nbspподтверждает&nbspгипотезу&nbspданного&nbspисследования.

Один&nbspиз&nbspприемов,&nbspкоторый&nbspявляется&nbspэффективным&nbspв&nbspпроцессе&nbspпсихологической&nbspпомощи&nbspспортсменам,&nbspзавершающим&nbspсвою&nbspспортивную&nbspкарьеру&nbsp–&nbspэто&nbspсодействие&nbspв&nbspмедицинской&nbspреабилитации.&nbspПо&nbspокончанию&nbspспортивной&nbspкарьеры&nbspчаще&nbspвсего&nbspтребуется&nbspлечение&nbspспортсмена,&nbspведь&nbspтренировочные&nbspзанятия&nbspи&nbspспортивные&nbspвыступления&nbspнередко&nbspпроходят&nbspна&nbspграни&nbspразрушения&nbspздоровья.

К&nbspчислу&nbspпсихологических&nbspметодов,&nbspпоказывающих&nbspбольшую&nbspэффективность&nbspв&nbspпроцессе&nbspпреодоления&nbspразличных&nbspкризисов&nbspспортивной&nbspкарьеры&nbspможно&nbspотнести:

-&nbspсоздание&nbspгрупп&nbspпсихологической&nbspподдержки&nbspспортсмена&nbsp(семья,&nbspтренер,&nbspпсихолог,&nbspзначимые&nbspлюди);

-&nbspведение&nbspспортсменом&nbsp«дневника&nbspзначимых&nbspпереживаний»&nbsp(различные&nbspаспекты&nbspдеятельности,&nbspошибки,&nbspсамоанализ);

-&nbspметод&nbspопережающего&nbspсопереживания&nbsp(для&nbspзамкнувшихся&nbspспортсменов,&nbspкоторым&nbspпредлагается&nbspвыступать&nbspв&nbspроли&nbsp«советчика»&nbspпсихологу).&nbsp

В&nbspцелом&nbspэто&nbspназывается&nbspпсихологическим&nbsp

 

Фрагмент текста работы:

 

 

1.1. Проблематика психологии спорта

 

В обычной жизни человеку часто
приходиться решать различные задачи, выходить из сложных ситуаций, достигать
поставленных целей. Для того чтобы прийти к результату, необходимо приложить
определенные усилия, проявить особые черты характера: решительность,
настойчивость, терпение. Но для решения данных проблем могут быть использованы
и методики, применяемые в психологии спорта.

Психология спорта – это отрасль
психологии, изучающая и разрабатывающая психологические основы физического
воспитания и спортивного мастерства. Психологическая подготовка спортсмена
наряду с его физической, технической и тактической подготовкой во многом
определяет успех его выступления на соревнованиях.

Психология
физического воспитания и спорта – это та область психологической науки, которая
изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в
специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной,
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Психология спорта
исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов
в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная
деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов
деятельности, во-первых, целями, а во вторых, способами их достижения.

В область спортивной
деятельности входят: подготовка к соревнованиям (тренировкам) и участие в них,
общение внутри спортивных команд или групп и управление ими требует специальных
знаний и умений. Поэтому в психологии спорта выделяются такие разделы, как
обучение и воспитание в спорте; физическая, тактическая и техническая
подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена,
тренера, руководителя спортивной команды, психология спортивного коллектива,
психодиагностика и спортивная психогигиена и др. [7].

Психология спорта, несомненно,
призвана помочь человеку достигнуть в спорте высоких результатов, спортивных
рекордов, званий и соответствующих наград, что, естественно, требует немалых
физических и психических нагрузок на организм в целом.

Введем основные цели психологии
спорта. По В.М. Мельникову – основные цели психологии спорта – изучение
психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного
мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также
разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к
соревнованиям [11, с. 352].

Как следствие из этого определения – предметом
психологии спорта являются различные виды соревновательной экстремальной
деятельности, или говоря по-другому – спорт высших достижений. Данные виды
спортивной активности оказывают высокие психофизические нагрузки на личность,
формируя значимое психофизиологическое напряжение.

Продуктом спортивной деятельности
можно считать изменение спортсмена как личности и индивида, его спортивные
достижения (рекорды, чемпионские звания) и зрелища. Публичность (оценка
зрителями, средствами массовой информации и т.п.), ограниченность числа
зачетных попыток и времени, непривычность условий ее осуществления при смене
мест соревнования (климатические, временные различия, новые спортивные снаряды
и т.д.) приводит к возникновению у спортсменов состояния нервно-психического
напряжения [11, с. 17].

Но и в повседневной жизни спортсмена
встречаются напряжения и перенапряжения: он также сталкивается с трудными
ситуациями, требующими незамедлительного решения. Для него важно знать, что он
умеет и может достигать успеха в различных сферах и областях, ему также
необходимо преодолевать страхи принятия попытки что-либо сделать из-за своей
неуверенности.

Следующая проблема довольно часто
встречается в спортивной деятельности – монотония, с которой спортсмены имеют
дело на тренировочных занятиях при совершенствовании технического мастерства,
выполнении объемной нагрузки. Монотонность возникает тогда, когда выполнение
задания привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для
размышления над ним: над автоматизированными действиями думать не надо, а
повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Впоследствии
имеется целая гамма субъективных симптомов: падение интереса к работе (скука),
преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности и
т.д. [11, с. 123].

В данном случае помогут приемы из
психологии спорта: понимание того, что в конце пути достижения поставленной
цели ждет желаемый результат, высвобождает необходимое количество энергии на
совершение необходимого действия каждый день. Если думать о результате, точнее,
о наслаждении, которое можно получить от конечного результата, тогда можно и
найти в себе необходимую энергию для достижения цели. При этом необходимо
разбиение глобальной цели на тысячу маленьких подцелей, так называемых шагов
или действий, понимание того, к чему приводит такой маленький шаг или действие,
правильно выстраивание жизненного баланса, чередование работы и отдыха.

В основном, экстремальность каких бы
то ни было видов спорта высших достижений базируется на данных пунктах:

значительные телесные нагрузки и
психическое давление,

условие конкурса, отбора в сборную,
команду,

психологическое последствие победы
или поражения,

ситуации, которые могут приводить к
травматизмам или даже летальным исходам,

высокий уровень конкуренции среди
спортсменов,

психическое давление, при подготовке
к соревнованию.

Так как спорт является частью
общественных явлений, психология спорта также использует в себе различные
социальные закономерности для получения наивысших спортивных результатов [18,
с. 415].

Итак, высокая планка нагрузки на
организм, длительный и нетривиальный процесс подготовки спортсменов, растущая
конкуренция – все эти проблемы, так или иначе, существуют в мире спорта, и
спортивная психология выступает в роли инструмента, грамотно распределяющего
нагрузку.

Для преодоления вышеописанных
проблем, перед психологией спорта ставятся следующие задачи для решения:

  изучение психики спортсмена в
условиях спортивной деятельности, а именно – психологический анализ спортивных
событий и определение их влияния на спортсменов, определение требований
соревнований к личности, необходимые моральные, волевые качества и т.д.,

  становление и применение наиболее
благоприятных для тренировки психических условий, а именно: поиск новых
методов, усовершенствование старых, определение физических пределов спортсмена,
симуляции соревновательных условий на тренировках,

разработка психологических методов
для подготовки к соревнованиям,

  изучение социально-психологических
явлений в различных спортивных дисциплинах, изучение групповых порядков, их
формирования, разбор методов управления над ними, выявление закономерностей в
общении группы, определение роли тренера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы