Курсовая теория на тему Психологическое сопровождение подростков в образовательном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Психологическое сопровождение, определение понятия и его характеристика 5
2. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе 12
3. Особенности организации психологического сопровождения подростков в образовательном процессе 17
Заключение 23
Список литературы 24
Введение:
В современном образовательном процессе актуальным является во-прос психолого-педагогического сопровождения обучающихся при реали-зации образовательных программ. Актуальность заключается в сложности и разнообразии образовательных программ, в разной степени соответ-ствия программным требованиям и индивидуальным возможностям и спо-собностям учащихся к их освоению, в разной степени готовности учащих-ся к школе, в проблемах преемственности программ, требования учителей на переходных этапах и т. д.
ФГОС второго поколения устанавливает требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов выполнения требований является создание среды, которая преемственна по отношению к начальному общему образованию и учитывает особенности процесса ор-ганизации основного общего образования. Также она учитывает специфи-ку возрастного психологического развития учащихся на этапе общего об-разования, используя в учебном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.
В психологической литературе, опубликованной в последние 10 лет, подчеркивается обязательность рассмотрения психологического сопро-вождения как самостоятельного вида профессионального труда (Ю.И. Ан-тонов, К.А. Баженова, А.Е. Шастина).
В отдельных работах рассматривается готовность к психологическо-му сопровождению как составная часть профессиональной готовности, развития знаний, умений, навыков, способностей в области психологии в масштабах определенной профессии (Ю.И. Антонов, Е.Ю. Зимина, А.А. Магрупова, Е.С. Романова, О.В. Усачева и др.).
Проблема исследования: в образовательном процессе участники образовательных отношений реализуют личную деятельность, осуществ-ляя пространственно-предметные связи в сформировавшихся коллектив-ных взглядах. Однако возможности образовательного процесса в психоло-гическом сопровождении применяются недостаточно.
Цель исследования: изучение вопроса психологического сопровож-дения подростков в образовательном процессе.
Объект исследования: психологическое сопровождение подростков
Предмет исследование: психологическое сопровождение.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень изученности проблемы психологического сопровождения подростков в образователь-ном процессе не достаточно изучена.
Задачи исследования:
1. Определить значение определения и характеристики понятия пси-хологическое сопровождение.
2. Выявить психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе.
3. Обозначить особенности организации психологического сопро-вождения подростков в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования: теоретический анализ те-мы исследования поможет при организации программы психологического сопровождения подростков в образовательном процессе
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Заключение:
В ходе исследовательской работы мы решили поставленные задачи. Так мы узнали значение определения и характеристики понятия психоло-гическое сопровождение. Психологическое сопровождение подростков – это системная работа, в которую должны быть включены все участники воспитательного процесса – сами подростки, педагоги, родители, и должна не только справляться с трудными и невеселыми переживаниями школьни-ков, но и оказывать общую поддержку их личности в воспитательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет неограниченное разнообразие видов и форм, различающихся по направленности, предмету и объекту: поддержка родителей; сопровождение ребенка; сопровождение учителя в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и др.
Выявили значимость психологического сопровождения личностного развития учащихся в образовательном процессе. Психологическое сопро-вождение развития личности учащихся является одним из видов професси-ональной деятельности психолога, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Обозначили особенности организации психологического сопровож-дения подростков в образовательном процессе, целью которой является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей ин-дивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические усло-вия для успешного обучения, сохранения здоровья и личностного разви-тия обучающихся, их родителей, педагогов и других участников в учеб-ном процессе.
Психологическое сопровождение подростков – это системная работа, в которую должны быть включены все участники воспитательного процес-са и должна не только справляться с трудными и невеселыми переживани-ями школьников, но и оказывать общую поддержку их личности в воспи-тательный процесс.
Фрагмент текста работы:
1. Психологическое сопровождение, определение понятия и его характеристика
Понятие «сопровождение» в современной педагогике и психологии рассматривается в контексте гуманистического подхода. Его использова-ние продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта образования в принятии решений.
С.И. Ожегов, в словаре русского языка трактует, «сопровождение» следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ве-дя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [11].
Термин «сопровождение» (рассматривали М.Р. Битянова, И.А. Ки-бак, Н.Л.Коновалова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова,Т.М. Чурекова и др.) и «поддержка» (исследовали А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Т.Г. Гор-дон, О.С.Газман, В.К. Зарецкий, Т.А. Марцалов, А.В. Мудрик, И.Ю.Шустова и др.) используются как синонимы для обозначения системы деятельности психолога и как особого вида оказания психологической по-мощи.
«Сопровождение» в психологии – это системная комплексная техно-логия социально-психологической помощи личности ( согласно мнению Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, В.С. Му-хина, Ю.В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С. Якиманская и др.).
Сопровождающие технологии в образовании – это многопрофильная научно-практическая деятельность ряда специалистов, используемая для решения задач деятельности педагоги профессиональной компетентно-стью, которая представляет собой интеграцию опыта, теоретических зна-ний, практических умений и значимых личностных качеств.
М.Р. Битянова определяет сопровождение как систему профессио-нальной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешное разви-тие и обучение. По ее мнению задача педагога-психолога при взаимодей-ствии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он сам избрал в соответствии с требованиями педагога и семьи». Также, она выделяет три взаимосвязанных компонента сопут-ствующей деятельности педагога-психолога в школе [3]:
— постоянная динамика за психолого-педагогическим статусом ребен-ка и его развитием в процессе школьного обучения;
— создание социально-психологических условий для развития лично-сти учащихся и их успешного обучения;
– создание специальных социально-психологических условий для де-тей с отклонениями в развитии [3].
Эти компоненты охватывают практически все аспекты и направления деятельности психолога.
М.Р. Битянова выделяет следующие принципы сопровождения:
1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ре-бенком мира и отношений с ним.
3.Создание условий педагогической среды для максимального рас-крытия индивидуально-личностного потенциала ребенка.
4. Осуществление сопровождения педагогическими средствами при ведущей роли педагога [3].
ЭМ. Александровская, Г.Л. Бардье, Н.С. Глуханюк, Н.В. Куренкова, Р.В. Овчарова, Н.Г. Осухова, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова, Т.Г. Яни-чева и др. отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку есте-ственных реакций, процессов и состояний личности. Успешно организо-ванная психолого-педагогическая поддержка открывает перспективы лич-ностного роста, помогает ребенку войти в «зону ближайшего развития». Среди видов психологической деятельности в модели поддержки выделя-ют следующие этапы:
•психологическое просвещение
•профилактика
•пропедевтика
•диагностика
•консультирование
•просвещение
•коррекция
•экспертиза.
Т.Г. Яничева определяет сопровождение как систему организацион-ных, диагностических, развивающих мероприятий педагогов, родителей и учащихся, создающих оптимальные условия функционирования образова-тельной среды, позволяющие личности самореализоваться. [19].
В.И. Щеголь понимает под психолого-педагогическим сопровожде-нием целостную, системно организованную деятельность, в ходе которой создаются социально-психолого-педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [18].
Т.Л. Порошинская, проанализировав особенности сопровождения в негосударственных образовательных учреждениях, понимает этот процесс как модель деятельности психологической службы. Психологическое со-держание сопровождения, по ее мнению, базируется на диагностике и со-здании программы развития ребенка, являющейся отправной точкой для моделирования и построения развивающего и коррекционного компонента образовательной среды [12].
Е.И. Казакова понимает под сопровождением метод, обеспечиваю-щий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора [7]. Она считает, что носителем проблемы является не только ребенок, но и его ближайшее окружение.
Е.И. Казакова разработала концепцию психологического сопровож-дения как образовательной технологии. В основе этой концепции лежит системно-ориентированный подход к развитию человека, опора на инди-видуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за сделанный выбор, необходимость научить человека понимать суть про-блемы, разработка конкретных стратегий принятия решений. Она так же определяет техническое обслуживание как метод, как процесс и как услугу. Метод сопровождения — это способ фактической реализации процесса со-провождения, а сервис — это средство реализации процесса сопровожде-ния.
Процесс сопровождения, по мнению Е.И. Казаковой, осуществляется на основе следующих принципов [7]:
• рекомендательный характер консультации сопровождающего лица;
•приоритет интересов сопровождаемого;
•непрерывность поддержки;
•мультидисциплинарность поддержки;
• стремление к автономизации.
Выделяют виды сопровождения: индивидуальное и системное. Инди-видуальное «предполагает создание условий для выявления потенциаль-ной и реальной «группы риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются».
Л.М. Шипицына определила, что системное сопровождение осу-ществляется независимыми образовательными центрами и службами по нескольким направлениям:
• при реализации определенных образовательных программ;
• в разработке новых типов образовательных организаций;
• в создании профилактических и коррекционных программ.
Ряд авторов считает, что на практике психологическое сопровожде-ние осуществляется по требованию администрации, по требованию роди-телей или при массовом обследовании детей. Сопровождение рассматри-вается ими как сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и со-провождающего, результатом которого является решение и действие, ве-дущие к прогрессу в развитии сопровождаемого [16].
Н.С. Глуханюк рассматривает сопровождение как общий метод ра-боты психолога и как метод создания условий для принятия оптимальных решений в ситуации жизненного выбора. Акцент делается на ответственно-сти самого субъекта развития [6].