Курсовая теория на тему Психологическое благополучие и мотивация к обучению.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психологическое благополучие: содержание понятия и основные факторы 6
Глава 2. Проблема мотивации к обучению в психологической науке 17
Заключение 28
Список литературы 29
Введение:
Актуальность темы исследования. Одним из центральных положений Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения выступает необходимость обеспечения психологического благополучия воспитанников. Психологическое благополучие имеет первостепенное значение, как для развития личности ребенка, так и для сохранения его здоровья, поэтому решение проблемы его обеспечения выступает актуальной, первостепенной задачей и для теоретической науки, и для практики. Гуманизация педагогического процесса, признание самоценности периода детства, понимание его как важного этапа становления личности требует от специалистов систематической работы в этом направлении.
Проблема учебной мотивации является наиболее актуальной как для отечественной, так и для зарубежной школы. Важность ее решения определяется тем, что она является необходимой предпосылкой для эффективного осуществления процесса обучения и воспитания.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, ведущее значение придается задаче научить школьников учиться, научить их хотеть учиться.
В современной школе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование всех видов проблемно-развивающего обучения, применение оптимального сочетания различных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учет возрастных особенностей школьников и др. Однако приходится признать, что интерес к учению от начальной к средней школе в должной мере не возрастает, а, напротив, имеет тенденцию к снижению.
Сегодня все чаще приходится слышать от педагогов и психологов следующие выражения: «внутренний отход от школы», «состояние мотивационного вакуума», «демотивированность школьников». И особенно страшно, что «демотивированность» школьников обнаруживает себя уже в младшем школьном возрасте. Именно поэтому формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития их активности и инициативности.
Изученность темы исследования. А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, П.В. Симонов, X. Хекхаузен, B.C. Мерлин, Б.И. Додонов, С.П. Манукян, Д.Н. Узнадзе занимались разработкой проблемы изучения потребностей, мотивов, эмоций, возникающих в ходе учебной деятельности.
Феномен мотивации учения в качестве предмета для своих исследований выбирали Л.И. Божович, А.С. Герасимова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матиас, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн и др.
В исследованиях ученых отдельно были рассмотрены различные мотивы учения:
— познавательный интерес (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина);
— познавательная потребность (B.C. Ильин);
— социальные и познавательные мотивы (А.К. Маркова);
— мотивы достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен);
— коммуникативный мотив и мотив творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева).
Объект исследования: психологическое благополучие и мотивация к обучению.
Предмет исследования: обеспечение психологического благополучия и мотивация учебной деятельности.
Цель исследования: выполнить анализ научно-методической литературы по проблеме обеспечения психологического благополучия и мотивации учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия «психологическое благополучие» и его основные факторы.
2. Рассмотреть содержание понятия «мотив», «мотивация» и специфику мотивации учения.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— синтез и обобщение;
— дедукция и индукция.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Высокий темп современной жизни, стремительная информатизация пространства, экономическая и политическая нестабильность жизни обуславливает рост негативных психологических состояний в обществе. Дети остро ощущают тревожность и нервозность родителей, поэтому часто, вслед за ними, испытывают негативные эмоции: раздражение, злость, апатию, депрессию, уныние и пр. Одной из основных целей современных образовательных организаций выступает нивелирование негативного влияния внешней среды и обеспечение пространства, свободного от негативных проявлений, т.е. создание условий для психологического благополучия.
Психологическое благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки состояния человека. Психологическое благополучие как компонент психологического здоровья предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.
Основой для понимания феномена мотивации выступает понятие «мотив», под которым понимается материальный или идеальный «предмет», побуждающий и направляющий на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность, и детерминируется спецификой образовательным учреждением и организацией учебного процесса, особенностями воспитанника (возраст, пол, способности, самооценка, взаимодействие с другими воспитанниками), особенностями педагога и спецификой учебного предмета.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологическое благополучие: содержание понятия и основные факторы
Психологическое благополучие является условием успешного психического развития. Существует связь уровня психологического благополучия с уровнем развития самоконтроля, познавательной мотивации, эмоциональной сферы, способности к адаптации и т.д.
К.А. Вологдина психологическое благополучие понимает как положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия к миру, формирующиеся благодаря матери, семье и ближайшему окружению. Психическое развитие учащегося происходит под влиянием систем отношений с педагогами, родителями, сверстниками, нарушение в которых может привести к появлению психологическое неблагополучия.
Взаимоотношения с взрослыми и ровесниками являются причиной возникновения у учащегося переживаний. Он испытывает психологическое благополучие, чувство уверенности и защищенности, бодрое настроение, если взрослые ласковы, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить. Поэтому, учащийся, ощущая потребность в положительной оценке окружающих взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание, гордится, радуется.
Также в психологической литературе рассматривают детерминанты и психологического неблагополучия. Человек становится раздраженным, назойливым, грустным, агрессивным или боязливым, если со стороны близких людей не находит отклика, его потребности не удовлетворены. Это психологически неблагополучный индивид, испытывающий отрицательное психологическое самочувствие в разных ситуациях (неуспех в деятельности, отвращение к какой-либо пище, жесткая регламентация жизни в обществе).
Н.Ю. Сергеева провела анализ исследований, который показал, что в них более четко выделены характеристики психологического неблагополучия:
— эмоциональная отстраненность и разрыв межличностных отношений;
— усиление эмоций и возрастание значимости внутренних переживаний;
— деконцентрация внешних условий, сопутствующих действиям;
— психическая неуравновешенность и т.д. .
В исследованиях Е.Н. Герасимовой и И.В. Фаустовой установлены следующие критерии психологического неблагополучия:
— доминирование отрицательных по содержанию эмоций;
— наличие психологических отклонений (повышенная тревожность, страхи);
— неадекватность психологическое реагирования при взаимодействии с окружающими людьми;
— нестабильность реакций;
— преобладание заниженной самооценки .
И.Н. Олина среди психологических особенностей, провоцирующих негативное развитие эмоционально-волевой сферы выделила следующие:
— агрессивное поведение;
— недостаточное развитие интеллекта;
— неразвитость коммуникативных навыков;
— низкий уровень самоконтроля;
— повышенная возбужденность нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и др.);
— сниженная самооценка .
К.А. Вологдина среди причин возникновения отрицательных психологических состояний основными считает:
— социальные: неконструктивный тип детско-родительских отношений, неправильное семейное воспитание, несформированные способы взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения;
— педагогические: информационные перегрузки, неэффективный стиль педагогического руководства, отсутствие преемственности в подготовке детей к школе, педагогические ошибки;
— индивидуальные, личностные и психофизиологические особенности .
Причины психологического неблагополучия рассматриваются и с таких точек зрения:
1. Нарушения произвольной регуляции в проявлении своих чувств и поведенческих реакций, повышенная тревожность, преобладание подавленного эмоционального состояния, эмоциональная напряженность.
2. Неблагоприятный опыт непринятия сверстниками (предъявление группой своих требований), неудовлетворенная потребность в общении и неуспешность в деятельности.
3. Отсутствие поощрений взрослыми, следовательно, «избегание неудач» и слабая вера в свои силы.
4. Повышенная агрессивность и импульсивность.
5. Статусное положение индивид в «обществе», отношение к нему со стороны значимых окружающих.
Показателями психологического неблагополучия могут быть:
— заниженные самооценка и уровень притязаний;
— неуверенность, повышенная импульсивность и агрессивность;
— низкий социометрический статус в группе сверстников;
— отрицательные эмоциональные переживания;