Курсовая теория на тему Психологический портрет современного подростка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
КАК ЭТАП ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 4
1.1. Социальные особенности формирования личности
подростка. 4
1.2. Становление отношений подростков с окружающим
миром. 7
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. 11
2.1. Проблемы подросткового возраста. 11
2.2. Основные черты психологического портрета современного
подростка. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
Введение:
Создание
среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных
национальных приоритетов России.
Это
подразумевает ориентацию на особенности и закономерности
индивидуально-психологических возрастных особенностей детей и подростков,
социальной среды, в которой происходит их развитие в процессе обучения и
воспитания. Не следует забывать, что значительную часть своей жизни дети и
подростки проводят в образовательных организациях, поэтому работники этих
организаций играют очень значительную роль в обеспечении их психологической
безопасности и комфорта.
Необходимость
обеспечения психологической безопасности и комфорта включает аспекты
профилактики девиантного поведения, формирования ответственного поведения у
детей и молодежи, сохранения их жизни и здоровья.
Объект
исследования – лица подросткового возраста.
Предмет –
психологические особенности становления и развития личности, имеющие
основополагающее значение в подростковом возрасте.
Цель данной
работы – изучить социально-психологические характеристики личности
подросткового возраста для составления обобщенного психологического портрета.
Задачи:
— рассмотреть
основные черты взросления, проявляющиеся в подростковом возрасте;
— изучить
специфику оформления отношений подростка с окружающим миром, главным образом с
другими индивидами;
— описать
наиболее значимые проблемы подросткового возраста, имеющие психологический
контекст;
— на основе
проанализированного материала дать описание основным чертам психологического
портрета современного подростка.
Заключение:
Подростковый
возраст традиционно рассматривается как самый сложный этап в развитии ребенка. Поэтому
его называют переходным возрастом. В основном можно выделить три группы причин,
делающих его таким: физиологические, психологические и социальные. Основными
особенностями развития подростка являются:
· ощущение взрослости, стремление к
самостоятельности, независимости от взрослых;
· ориентация на коллектив сверстников,
сверхценность отношений с ними;
· повышенный интерес к самому себе;
· стремление к самопознанию;
· эмоциональная неустойчивость;
· нравственная нестабильность из-за формирования
новых устойчивых идеалов и мировоззрения;
· внутреннее стремление к знанию и умению;
· формирование собственного «Я».
В
качестве основных проблем современного подростка можно рассматривать семейное
неблагополучие, ранние сексуальные связи и беременность, алкоголизм, курение.
Вместе
с тем необходимо помнить, что причины этих негативных явлений кроются не только
в характере подросткового возраста, но и в социальном окружении. Для
составления портрета современного подростка следует учесть психологические
особенности подростка в их взаимосвязи с социальными проблемами. В ходе
исследования стало очевидно, что специальное изучение социально-психологических
особенностей подростков позволяет лучше понять их проблемы, демонстрирует
различия в специфике разных подростковых сообществ, выявляет те изменения,
которые происходят в результате трансформации окружающей подростка среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК
ЭТАП ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Социальные особенности формирования
личности подростка
Подростковый
возраст — период жизни индивида, переходный от детства к юности, обычно
рассчитывается в рамках от 11-12 до 14-15 лет. В этот достаточно короткий промежуток
времени подросток проходит длинный путь в своем развитии; через внутренние
конфликты с самим собой и с окружающим миром, через необходимые срывы и подъемы
он приобретает чувство личности, чувство себя [7].
Подростковый
возраст обычно проходит очень бурно и рассматривается как самый затяжной и
острый. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии, из-за
чего подросток часто кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки
часто испытывают головную боль, быстро утомляются. Возрастает контроль над инстинктивными
и эмоциональными проявлениями. Процесс возбуждения довлеет над процессом
торможения, часто наблюдается повышенная возбудимость. Быстрый рост и ускоренное
половое созревание организма снижают устойчивость психики подростка. Задача
педагога в этой ситуации — научить подростка контролировать себя и свое
поведение. Кроме того, необходимо обратить внимание на половые особенности
созревания – так, девочки-подростки выглядят старше своих сверстников мужского
пола.
Подростковый
возраст — это также время формирования устойчивой нравственности подростков, формирования
его «Я», обретение новой социальной позиции и новых ролей, период утраты и
отказа от детского образа жизни. В это время подростки часто испытывают сомнения
в себе, неуверенность в своих возможностях. Подростки не всегда способны адекватно
оценить свои возможности, могут не различать позиции «хотеть» и «мочь». Из-за
этого в их поведении на первый план может выходить подозрительность,
озлобленность, раздражимость. Подросток по-прежнему осознает себя в настоящем
времени, но теперь большое значение для него приобретает его прошлое и будущее.
Его мировоззрение наполняется не оформленными до конца представлениями о жизни и
о самом себе, часто идеализированными планами на будущее свое и окружающего
мира. У подростков очень явно выражена потребность в самопознании и
самоопределении. Основным для них становится поиск ответов на вопросы «Кто я
есть?» «Что я хочу?» «На что я способен?»
Мир подростка
перенасыщен идеальными представлениями, которые выводят его за пределы
обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом главных его
размышлений теперь выступают будущие возможности, которые он ассоциирует с
собой: выбор профессии, стремление найти свое место в системе взаимодействий с различными
социальными группами. У подростка формируется так называемое чувство
взрослости: внутренняя потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, вырваться
из-под опеки и контроля, обрести равные со взрослыми права [2].
В этом
кроется основное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, подросток
хочет быть взрослым, чтобы окружающие относились к нему соответственно, с
другой стороны, подлинного взросления еще не произошло. Отсюда и две
противоположные тенденции:
— к
независимости, получению взрослых прав и самостоятельной жизни;
— к
зависимости от взрослых, поскольку исполнение взрослых обязанностей подростку
пока еще недоступно, а зачастую и ненужно.
Вместе с
тем, в подростковом возрасте внимание, память, воображение и мышление становятся
самостоятельными – подросток полностью овладевает этими функциями своего
сознания и управляет ими самостоятельно.
Подросток самостоятельно
выбирает наиболее значимую для него функцию в каждый момент времени: