Курсовая теория на тему Психологический портрет: когнитивная сфера.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Когнитивная психология, ее становление и основные подходы 5
2 Когнитивное развитие 8
3 Факторы, влияющие на когнитивное развитие 13
Заключение 24
Список использованных источников 25
Введение:
Одним из активно изучаемых направлений психологии является когнитивная психология, вызывающая интерес, как у отечественных, так и западных ученых. Такое внимание обусловлено желанием с научной точки зрения объяснить механизмы становления и развития индивида как личности.
Данное направление занимается изучением познавательных процессов. В центре внимания такой науки находится сознание индивида и сам процесс познания.
Когнитивная психология стремиться определить как человек приобретает информацию об окружающем мире, в каком виде данная информация ему предстает, как индивид хранит ее и преобразует в знание. Не менее важным вопросом изучения служит изменения поведения индивида после получения того или иного знания.
Таким образом, когнитивная психология изучает различные психические процессы человека, в диапазоне от простых ощущений до восприятия, захватывая при этом внимание, обучение, распознавание образов, память, формирование понятий, также включая в исследования мышление, язык, запоминание, воображение, эмоции и процессы развития.
Объект курсовой работы: когнитивно–познавательная сфера дошкольника.
Предмет курсовой работы: особенности когнитивно-познавательной сферы.
Цель курсовой работы: выявление особенностей когнитивно-познавательной сферы, формирующих определенный психологический портрет.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть когнитивную психологию в целом;
изучить развитие когнитивной сферы;
изучить факторы, определяющие развитие когнитивной сферы.
Заключение:
В отечественной и зарубежной психологии очень широко и многогранно рассматриваются познавательные процессы. Большинство ученых выделают как познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.
В результате теоретического анализа когнитивно-познавательной сферы личности удалось выявить основные особенности формирования данной сферы у дошкольника, этапы ее развития.
Так, мышление становится более гибким, что характеризуется возможностью мыслить разносторонне, формируются формально-операциональные структуры, позволяющие рассуждать гипотетически. С развитием мышления формируются высшие формы восприятия. Восприятие, сохранение и обобщение материала объединяется в один процесс. Преобразование восприятия связанно с появлением связей между «конкретным» и «отвлеченным», «общим» и «частью». Развитие памяти связано с развитием мышления и характеризуется ее усложнением и увеличением объема. Память начинает действовать через мышление и становится более опосредованной. Соединение воображения и мышления дает возможность оперировать математическими знаками: воображение активно включается в процесс познания, благодаря чему лучше усваивается материал. Понимание речи опережает устную и письменную. Развитие внимания связанно с необходимостью концентрации, усиливается распределение внимания. Внимание приобретает характер организованного, регулируемого и управляемого процесса
Когнитивно-познавательная сфера дошкольном возрасте характеризуется специфичными изменениями в функционировании таких познавательных процессов, как ощущение и восприятие, память, мышление, речь, внимание и воображение, что в последующем влияет на успешность деятельности ребенка.
Фрагмент текста работы:
1 Когнитивная психология, ее становление и основные подходы
Когнитивная наука представляет собой результат взаимодействия наук о познании, которая изучает процессы приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами. Все эти науки изучают человеческое познание и его мозговые механизмы. Все исследования сосредоточены на познавательных процессах человека: ощущении, восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения и речи [15, с.49].
Когнитивная психология в своих исследованиях стремиться определить в каком же порядке располагаются знания в уме индивида, в каком порядке они изначально там появляются и развиваются далее. Такие вопросы мучали ученых с давних времен. Так, например, эмпирики считали источником знаний опыт, а нативисты определяли источником знаний врожденные характеристики мозга. С научной точки зрения ни одна из этих позиций не может быть окончательно доказана, и на этот вопрос нет четкого ответа.
Греческий философ Аристотель разделял представление древнеегипетских философов о том, что знание локализовано в сердце. Платон считал, что оно находится в мозге. Философы и теологи эпохи возрождения сходились во мнении с Платоном. Оно приобретается через физические органы чувств, а также через божественные источники.
В ХVIII веке, в эпоху развития научной психологии британские эмпирики Беркли, Юм, Дж. Милль и Дж. Ст. Милль предположили три типа многозначных понятий:
1) реальность есть то, что воспринимается;
2) в памяти хранятся копии воспринятого;
3) преобразование этих копий есть ассоциативное мышление[8, с.214].
В основе современной когнитивной психологии лежат представления о том, что внутренние воспроизведения чего-либо формируются по определенным правилам, а их формирование и преобразование требуют времени и усилий.
Вторая половин XIX века ознаменовалась расколом теорий о воспроизведении знаний на две группы:
1) одни считали важной именно структуру мысленных воспроизведений, этих взглядов придерживались Вундт и Титченер;
2) другие считали особо важными именно процессы или действия, такую сторону поддерживал Брентано.
XX век, который характеризуется появлением таких направлений психологии как бихевиоризм и гештальт-психология, изменил существующие представления о воспроизведении знаний, но новые наработки так и не получили научного обоснования, в результате чего уже с 1950-го года в центр внимания исследователей опять попали внимание, память, распознание паттернов, образов, семантическая организация, языковые процессы, мышление и сознание.
В 1975 году Норман и Румельхарт экспериментально доказали, что представления о мире не обязательно идентичны его действительной сущности. Информация, поступающая через рецепторы, подвергается значительным изменениям, она абстрагируется и хранится в системе памяти человека. В 1979 году Дж. Маунткасл обнаружил многочисленные связи между нейронами. Многие функции фактически распределены по всему мозгу.
К настоящему моменту в когнитивной науке сложилось три основных теоретических подхода к определению познания человека:
символьный;
модульный;
нейросетевой [14, с.146].
Первый из этих подходов, основоположниками которого считаются А.Ньюэлл и Г.Саймон, а также британский экспериментальный психолог, ученик Ф.Ч. Бартлетта и автор первой модели переработки информации человеком Д. Бродбент, в качестве основы использует компьютерную метафору человеческого познания. Согласно данной метафоре человек в аспекте познавательной деятельности рассматривается как компьютер с соответствующей системой переработки информации.
Основоположник модульного подхода философ и методолог Джерри Фодор, а в дальнейшем британский нейроинформатик Дэвид Марр, сравнивают психику человека со швейцарским армейским ножом, который приспособлен для выполнения множества функций.
В основе подхода под названием «нейронные сети» лежит «мозговая» метафора познания, В данном подходе познавательные процессы рассматриваются как процессы, в которых информация перерабатывается параллельно с помощью сети, в состав которой входят простые единицы – формальные модели нейронов, расположенные несколькими слоями или уровнями.
Современная наука в своих исследованиях, как правило, использует элементы каждого из перечисленных подходов.