Истрия зарубежной литературы Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Психологические воззрения в античную эпоху

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕЙ О ПСИХИКЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ 5

1.1 Особенности мифологического мышления 5

1.2 Причины возникновения идей о психике в период античности 12

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 16

2.1 Античная натурфилософская психологическая мысль 16

2.2 Учения античных философов о психике 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

  

Введение:

 

Актуальность данной проблемы обусловлена процессами, происходящими в современном обществе, в котором стремительно меняются социальные структуры, образ жизни и мышления людей, парадигмы и содержание научного знания. Результаты человеческой деятельности, отчуждаясь от субъекта, несут в себе угрозы существованию общепланетной цивилизации. Сложившаяся ситуация требует фундаментальных изменений человека и общества. Оригинальную концепцию перестройки отношений индивидов и социума к природе и самим себе, возможного пути гармонизации взаимосвязи человечества и космоса предложил космизм. В истории мировой и отечественной мысли он существует в виде философских учений, естественнонаучных концепций, художественных образов и обыденных представлений, содержащих положения об органическом единстве человека и мира, общества и космоса, их глобальном и вселенском развитии, безграничном совершенствовании индивида и человечества, преодолении конечности их существования.

Без анализа становления трансцендентизма в античности невозможно понять истоки метафизики, которая со времен Платона и Аристотеля служит основой всех учений и систем философии. Будучи ее ядром, метафизика представляет собой вопрошание человека о предельных основаниях бытия и познания, рассуждение о сверхприродных первоначалах мироздания, т. е. совокупность таких мыслительных интенций, которые «ухватывают» и анализируют «нечто», принципиально не наблюдаемое в опыте. В качестве теории и методологии она нацелена на исследование мира в целом, постижение сущего как такового, что приводит к размышлениям о трансценденции и трансцендентном. Все сказанное и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Актуальность темы обусловлена обращением к античности как возможности нравственного возрождения, потенциального источника оздоровления современной духовности, содержащего необходимые нравственные установки. Такая позиция позволяет вспомнить о том, что главной и конечной ценностью развития общества, культуры, всего бытия является человек. Высокое призвание человека в универсуме, как богоподобного существа, обладающего морально-нравственной ответственностью, сформулированное в святоотеческой традиции и развитое русскими философами конца XIX – первой половины XX века, в современном российском обществе может служить тем идеалом, той необходимой целью, к которой имеет смысл стремиться.

В качестве объекта исследования рассматривается человек как субъект психической деятельности в идеях античных ученых.

Предметом исследования являются особенности понятия психики в идеях античных ученых.

Цель исследования: охарактеризовать психологические воззрения в античную эпоху.

Задачи исследования:

– определить особенности мифологического мышления;

– определить причины возникновения идей о психике в период античности;

– охарактеризовать античную натурфилософскую психологическую мысль;

– охарактеризовать учения античных философов о психике.

Методология исследования. Исследование проведено на основе принципов философского, религиоведческого и культурологического анализа. В соответствии с целями и задачами исследования предпринят междисциплинарный анализ объекта и предмета, который обеспечивает их изучение на философском, культурологическом и методологическом уровнях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мир объяснений и разумных доводов, с одной стороны, и мир существования – с другой, представляют собой два разных мира. Существование человека принципиально неконцептуализируемого в своей текучей множественности непосильно для науки.

Человек, соответственно, есть самодостаточное основание для всего сущего в мире. По отношению к нему все сущее представлено в виде предметов, вещей, сам же он, по отношению к ним, есть преданность, субъект и как таковой есть нечто скрытое, удостоверяющее само себя, живущее в изменяющемся мире, где результат действий не предопределен, поэтому существенное значение приобретает синергия как содеятельность, когда объединены познающий и познаваемое при соблюдении самостоятельности каждой из сторон, без растворения друг в друге этих сущностей или энергий. Однако в любом случае мир, рисуемый современной наукой и современной философией, оказывается миром отношений, события же отношений множатся, рассеиваются, усложняются, модифицируются, разветвляются.

Начиная с эпохи мифа, человек добровольно отграничивает себя от окружающего мира, обнаруживает свое отличие от других животных и пытается выстроить уникальное человекоразмерное пространство, что становится отправной точкой в рождении всей мировоззренческой проблематики в философии. Отход от классического понимания человека в антропоцентризме и теоцентризме со временем вызывает гипертрофированное чувство хозяина природы, ее покорителя, что становится в итоге причиной надвигающейся экологической катастрофы.

Многие перекосы, существующие в философии, вызваны тем, что понятия «эйдос», а также тесно связанные с ним понятия были отодвинуты на второй план в поздней античности, а затем в средние века.

Единый чувственно-материальный космос, рассматриваемый в период античной классики в виде объекта, а затем, в эпоху эллинизма, в виде мирового субъекта, ушел навсегда. Его заменили разделенные понятия космоса, человека, живого, неживого и т. п. Однако наиболее ценными в рассмотрении космоса древними греками были его динамическая равновесность и отсутствие претензий человеческого сознания на главенствующую роль по сравнению со всеми остальными явлениями и процессами в природе.

Каждый уровень структурной организации мира имеет законченную целостность и совершенство. Элементарные частицы, атомы, молекулы, генетический код, белки, клетки, онтогенез, биосфера и т. п. организованы оптимальным, очень устойчивым образом, и человеческое сознание не может сделать их лучше. Ни оно, ни чье-то другое сознание здесь ни при чем. Можно даже сказать, что уровень организованности мира, где присутствует сознание человека, выстроен хуже, чем вышеупомянутые, поскольку он возник относительно недавно и не достиг еще оптимальной устойчивой организованности.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕЙ О ПСИХИКЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

1.1 Особенности мифологического мышления

Природа в древности наделялась мифическими чертами, такими как одушевлённость, божественность и демоничность. В ней сокрыты силы, дарующие человеку благо и одновременно несущие разрушение. На исходе первобытного общества мы уже обнаруживаем стремление к гармонизации природной стихии, нашедшей выражение в поэтическом творчестве, в частности Гомера. А. Лосев указывает на то, что «Гомер бесконечно далёк не только от первобытного фетишизма, но даже и от грубого анимизма. То стихийное в природе, что у него представлено как божественное и демоническое, уже в значительной степени опоэтизировано, вовлечено в контекст интересного и эстетически занимательного рассказа и совершенно лишено ужасов и чудовищ первобытной мифологии» .

В достаточно богатой классификации мифов, представленной в рамках архаической культуры, выделяются их основные разновидности, в большей или меньшей степени иллюминирующие возможности циклической динамики, а также, в свою очередь, обязанные ей схожестью своей структуры и смысловой направленности. К ним необходимо отнести космогонические, эсхатологические и календарные мифы, в основе которых заложен принцип тождества макрокосма и микрокосма, мира и человека. В философских словарях по-прежнему сохраняется традиционное понимание мифологии, а именно: «…сказание и символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время на заре их истории» .

Мифы задают образцы для всякого ритуала, а те воспроизводят мифы. Мифы через ритуалы сохраняют поведенческие модели далекого прошлого. Они являются пространством управляемой регрессии. Внутренние конфликты в ритуалах, основанных на мифах, проигрывались как внешние. По М. Элиаде, миф предоставляет модели для подражания (идентификации) во время совершения обрядов и вообще любых значимых действий. С позиций психоанализа ритуал можно рассматривать как стереотипную по-следовательность действий, процедуру, снимающую фрустрацию. Юнг рассматривает множество мифологических сюжетов, постоянно подчеркивая их связь с душевной жизнью современного человека. М. Элиаде также пишет о том, что «некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого человеческого существа» .

Установкой в психологии называют бессознательную готовность к совершению каких-либо ментальных или поведенческих действий. Философы, культурологи и антропологи, изучавшие мифологию, отмечают сходство мифологических сюжетов в разные эпохи у разных культур и народов, не связанных между собой, что исключает заимствования. Это доказывает общность психологической мотивации, лежащей в основе мифов и имеющей общечеловеческое значение. С появлением развитых религиозных традиций, в том числе мировых религий, мифы не исчезают, а обретают новые формы, в которых продолжают свое существование. Они продолжают оказывать мощное стимулирующее влияние на культуру, часто порождая различные социальные движения и научные открытия.

Например, миф о прародине предков, существовавший у разных народов, в авраамическом монотеизме, в частности в иудаизме, превратился в библейское предание о Земле обетованной и в эпоху Великих географических открытий побуждал к массовой эмиграции на новые земли. Конечно, были и другие весомые политические, экономические и социокультурные побудительные причины, но английские пуритане, ехавшие в Новый Свет, не просто бежали от религиозных гонений, нищеты и перенаселенности, но искали Царства Божьего на Земле. Так милленаристский миф способствовал заселению Америки.

На другом конце земли, в Евразии, этот миф толкнул тысячи русских крестьян и казаков на переселение в Сибирь, несмотря на опасности и суровый климат. И далеко не все они были староверами, бегущими от гонений властей, или авантюристами, мечтающими разбогатеть. Хотя анабаптистский миф о тысячелетнем Царстве Господа или древнерусское предание о Беловодье иногда приобретали уродливую форму, вроде легенды об Эльдорадо, которая манила сотни конкистадоров, часто толкая их на смерть или убийства, они были установкой на пассионарное действие, как и тысячу лет назад миф о земле предков срывал с места множество народов во время эпохи Великого переселения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы