Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологические условия возникновения учебного сотрудничества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы учебного сотрудничества. 5

1.1. История возникновения технологии учебного сотрудничества. 5

1.2. Содержание понятия «учебное сотрудничество». 9

Глава 2. Методологические основы формирования учебного сотрудничества. 20

2.1. Психологические условия формирования учебного
сотрудничества. 20

2.2. Методы организации учебного сотрудничества. 29

Заключение. 35

Список литературы.. 37

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время стремительного развития
информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех
сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что
взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая
составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие
участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как
добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение
законов и нормативных актов.

Образовательный процесс как
взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:
детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие
участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью,
целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния
людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими
задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными
реакциями.

В образовательной системе происходит
взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических
субъектов выступают руководство школы, коллектив педагогов, родительский актив,
шефская общественность.

Цель
исследования: изучение психологических условий
возникновения учебного сотрудничества.

Объект исследования:
учебное сотрудничество.

Предмет исследования: психологические условия
возникновения учебного сотрудничества.

Задачи
исследования:

1. Изучить историю возникновения
технологии учебного сотрудничества:

2. Выявить содержание понятия учебного
сотрудничества;

3. Определить психологические условия
возникновения учебного сотрудничества;

4. Обозначить методы учебного
сотрудничества.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный,
формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников
литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Взаимодействие участников образовательного
процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество,
уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.

В ходе исследования решались задачи содержания
учебного сотрудничества, истории его возникновения, условия возникновения и
методы формирования.

В процессе изучения истории возникновения
технологии учебного сотрудничества выяснили, что попытки изменить учебный
процесс, внедрив в него принципы учебного сотрудничества, предпринимались еще в
XVIII веке авторами системы взаимного обучения Э. Беллом и Дж. Ланкастером.
Активное развитие технология учебного сотрудничества получила в ХХ веке, где
над ней работали ученые многих стран, включая советских ученых Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н.
Ильин, В.А. Караков-ский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и
др. Изучением совместной учебной деятельности занимались В.В. Рубцов, Г.А.
Цукерман, И.П. Негуре, Л.И. Омельченко, В.П. Панюшкин, О.Л. Берак, Н.В.
Туторская, В.Я. Ляудис, А.Т. Беренгер, Я.Л. Коломинский, Х.Й. Лийметс, Л.И.
Новикова, В. Оконь, И.Б. Первин, Э. Рауш, А.Ю. Уваров, Л.М. Фридман, Д.С.
Шевченко и др.

Выявили содержание понятия учебного
сотрудничества. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная
система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1)
пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией
и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5)
наличием позитивных межличностных отношений.

Учебное сотрудничество в учебном процессе
представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем
линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в
тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном
коллективе, например, в языковой группе, в целом классе и 4) учитель —
учительский коллектив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически
производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с самим собой».

Определили психологические условия
возникновения учебного сотрудничества. Для организации работы необходимо
включать в деятельность детей как модели, которые отражают структуру изучаемого
объекта, так и модели, которые задают способ совместного действия. Главным
условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества,
является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия.

На основании анализа литературы и
педагогического опыта  рассмотрены
некоторые методы формирования учебного сотрудничества. Взаимодействие
участников образовательного процесса характеризуется активностью,
осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий,
взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную
обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно
ориентированными реакциями.

В настоящее время стремительного развития
информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех
сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что
взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая
составляющая часть успешного функционирования образования.

Появляется новое образовательное
пространство, которое к тому же является привычной средой для современного
ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более
привычные современному поколению формы взаимодействий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы учебного сотрудничества

1.1.
История возникновения технологии учебного сотрудничества Попытки изменить учебный процесс, внедрив
в него принципы учебного сотрудничества, предпринимались еще в XVIII веке
авторами системы взаимного обучения Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Их система
представляла собой обучение в разновозрастных группах, где старшие ученики
получали задания от учителя и вели занятия с младшими.

Позднее идеология обучения в
сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов: Р.
Славиным, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном, и группой Э. Арсона. Они считали, что
если ученики допускают ошибки, то им нужно предоставить возможность дополнительной
практики в небольших группах, где они научатся помогать друг другу, отвечать за
успехи каждого.

Во второй половине ХХ в. идеи педагогики
сотрудничества развивали Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин,
В.А. Караков-ский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.
Изучением совместной учебной деятельности занимались В.В. Рубцов, Г.А.
Цукерман, И.П. Негуре, Л.И. Омельченко, В.П. Панюшкин, О.Л. Берак, Н.В.
Туторская, В.Я. Ляудис, А.Т. Беренгер, Я.Л. Коломинский, Х.Й. Лийметс, Л.И.
Новикова, В. Оконь, И.Б. Первин, Э. Рауш, А.Ю. Уваров, Л.М. Фридман, Д.С.
Шевченко и др.

В Великобритании в середине 1960-х гг.
идеи обучения в сотрудничестве разрабатывались группой учителей средних школ и
преподавателями Э. Мэй-соном, Ч. Смит, Л. Смит (Goldsmith’s College, University
of London). Первые исследования по эффективному использованию совместной работы
с образовательными целями проводились в 1980-х г.г. в Германии (Meyer, Huber et
al.), Нидерландах (Veeder, van Oudenhoven et al.); Канаде (Ziegler); Японии
(Sugie et al.); Нигерии (Okebukola); в США (Aronson et al., Cohen, Johnson
& Johnson, Robert Slavin) [1].

В Швейцарской школе, представители теории
социо-когнитивного взаимодействия (Perret-Clermont A.-N., Perret J.-F., Zittoun
Т.) утверждают, что принцип сотрудничества, являясь необходимым условием для
разработки необходимых сценариев для обучения, должен выступать также и в роли
базового элемента при построении модели педагогического взаимодействия.
Безусловно, понимание сотрудничества как главной составляющей всего
образовательного процесса отражает гуманистическую направленность взглядов
представителей данного теоретического подхода, однако авторами не были выделены
механизмы такого взаимодействия и факторы, обеспечивающие продуктивность его
реализации.

Представитель Швейцарской психологической
школы Ж. Пиаже, чьи исследования были посвящены изучению мышления в детском
возрасте, показал причину, по которой между взрослым и ребенком должна быть
организована ситуация сотрудничества. Автор отмечает, что только сотрудничество
(кооперация) дает возможность правильно передать от взрослого к ребенку
какое-либо понятие, указывая при этом, что в ситуации ассиметричного
взаимодействия, которое выражается в отношениях престижа и авторитета, это
невозможно. По мнению Ж. Пиаже, для того, чтобы какое-либо понятие сохранилось
у ребенка, оно должно быть сконструировано им самим, иначе оно просто останется
авторитетной позицией взрослого [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы