Курсовая теория на тему Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты психологических проблем адаптации детей младшего
школьного возраста к условиям школьного обучения. 5
1.1.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Сущность
понятий «адаптация», «школьная адаптация». 8
1.3.
Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста 14
1.4.
Характеристика особенностей адаптации детей младшего школьного возраста к
условиям школьного обучения. 18
1.5.
Рекомендации по преодолению проблем адаптации детей младшего школьного возраста
к условиям школьного обучения. 31
Выводы.. 38
Заключение. 39
Список использованной литературы.. 40
Введение:
Начальный этап обучения первоклассников и младших школьников в общем
достаточно сложен, так как обучение приводит к перестройке всего образа жизни и
деятельности. Меняются местные и социальные условия, определяющие развитие
детей и их жизнь. Изменение позиции в системе социальных отношений — переход на
позицию ученика, воспитанника, создает ситуацию психологической открытости
ребенка.
Младшие школьники должны адаптироваться к этим новым условиям жизни. Но
этот процесс не всегда успешен, и может произойти дезадаптация.
Школьная дезадаптация — это нарушение соответствующего механизма адаптации
ребенка к школьной среде, влияющего на его образовательную продуктивность и
взаимоотношения с окружающим миром.
По мнению психологов, у учащихся с трудностями адаптации могут возникнуть
проблемы в усвоении школьного материала, приводящие к низкой успеваемости, а
также трудности в формировании социальных связей со сверстниками и взрослыми.
Родители и учителя, безусловно, должны знать, на что обращать внимание, чтобы
предотвратить неблагоприятное развитие.
Последствия дезадаптации бывают разные: ухудшение самочувствия, повышенная
заболеваемость, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного
материала.
Учитывая актуальную важность охраны здоровья учащихся, создания адаптивного
образования для детей с трудностями в обучении и адаптации к появлению и
развитию школы, актуальным является профилактика дезадаптации детей младшего
школьного возраста.
Профилактика школьной дезадаптации заключается в предотвращении развития
неблагоприятных условий. Когда один или несколько учеников оказываются
эмоционально изолированными от других, это влияет на психологию и доверие к
миру теряется. Нужно научиться своевременно разрешать конфликты, следить за
психологической атмосферой в классе, организовывать мероприятия, помогающие
наладить связи и сблизить детей.
Эта работа должна проводиться совместно родителями и школьными экспертами: Психологи
составляют рекомендации и личные планы по развитию ребенка.
Родительский надзор за соблюдением рекомендаций в домашних условиях (помощь
в обучении, контроль выполнения обучения, анализ пропущенных или непонятных
материалов). Учителя помогают детям на занятиях: создают успешные ситуации,
следят за здоровой психической средой и соблюдают индивидуальные методики
обучения. Важно помнить об общей цели — помочь ребенку адаптироваться. Единство
родителей и учителей помогает снизить уровень дезадаптации ребенка.
Цель
исследования: изучить психологические проблемы адаптации детей младшего
школьного возраста к условиям школьного обучения.
Объект
исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: психологические проблемы адаптации детей младшего школьного
возраста к условиям школьного обучения.
Для
достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности
детей младшего школьного возраста
2. Проанализировать сущность понятий
«адаптация», «школьная адаптация»
3. Охарактеризовать особенности
адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения
4. Предложить рекомендации по
преодолению проблем адаптации детей младшего школьного возраста к условиям
школьного обучения
Заключение:
Школьная дезадаптация — это нарушение соответствующего механизма адаптации
ребенка к школьной среде, влияющего на его образовательную продуктивность и
взаимоотношения с окружающим миром.
Причины плохой адаптации учащихся к школе:
— недостаточный уровень подготовки детей к школьным условиям; недостаток
знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, вследствие чего дети
справляются с заданиями медленнее других;
— недостаточный поведенческий контроль — ребенку трудно спокойно сидеть на
протяжении всего курса, не вставая со своего места;
— неспособность адаптироваться к ритму программы;
— психосоциальные аспекты — отсутствие личного контакта с преподавательским
составом и сверстниками;
— низкий уровень развития функциональных способностей познавательных
процессов.
Важным атрибутом, влияющим на адаптацию детей в школе, их успеваемость, является
их способность к обучению. Способность к обучению относится к способности
ребенка усваивать знания и обучающее поведение; за короткий промежуток времени
достичь более высокого уровня обучаемости, степени простоты использования,
скорости усвоения знаний и обучающего поведения; через способность ребенка
усваивать знания и обучающее поведение, способность ребенка усваивать знания и
обучающее поведение.
Чтобы избежать возникновения школьной дезадаптации, родители,
педагоги и психологи должны руководствоваться важным правилом: каждый из
учеников требует подхода, который соответствует его индивидуальным
особенностям. Чем лучше взрослые понимают это, тем успешнее самореализация
ребенка и устойчивее его психологическое равновесие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты психологических проблем
адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном
возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает
возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, развивает их
соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а
также обучение потребности и мотивы. Роль игр уменьшается, однако ряд
исследований показывает, что эти игры являются эффективным методом личностного
развития младшего школьника. Следовательно, в младшем школьном возрасте, с
переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает
быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной
деятельности, для этого ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные
действия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в
образовательную, и тогда младший ученик становится не просто объектом, а
предметом учебной деятельности. Переход к школьному образованию и новый образ
жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне
принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его
личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с
интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их
отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [4,
72].
До 8 лет у детей можно найти только репродуктивные
образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринимаются
в данный момент времени, и эти образы в основном статичны. Продуктивные
образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются
у детей после 9 лет, и развитие этих образов, вероятно, связано с началом
обучения в школе.