Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологические особенности учебной мотивации старшеклассников с девиантным поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Научно-теоретические
подходы к учебной мотивации старшеклассников. 5

1.1. Учебная мотивация
современных старшеклассников в контексте возрастно- нормативного развития. 5

1.2. Особенности учебной
мотивации в старшем школьном возрасте. 8

2. Особенности мотивации
учебной деятельности старшеклассников с девиантным поведением. 13

2.1. Взгляды отечественных и
зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения в старшем школьном
возрасте. 13

2.2. Проявление мотивации
учебной деятельности старшеклассников с девиантным поведением. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ   28
  

Введение:

 

 

Учебные занятия для школьников на разных возрастных ступенях имеют разный
смысл. Наиболее острые проблемы в сфере образования и воспитания связаны с
отсутствием мотивов для обучения у большинства старшеклассников. Выявление
характера учебной мотивации и значения обучения, особенно у старшеклассников,
играет решающую роль в определении методов психологического и педагогического
воздействия на студентов. Как правило, наиболее сложными являются студенты с
педагогическими нарушениями, у которых отсутствует мотивация к учебе.

Проблема учебной мотивации является одной из центральных задач психологического
обеспечения современного образовательного процесса. Содержание мотивов
образовательной деятельности и методы их формирования претерпевают сегодня
значительные изменения в связи с новыми акцентами в социальной ситуации
развития современного поколения старшеклассников. К ним относятся различные
факторы, сгруппированные по разным признакам:

— биомедицинские: за последние 15 лет были диагностированы серьезные
различия в психофизиологическом развитии старшеклассников по сравнению с
поколением детей 20 лет назад;

— социально-экономические: увеличение числа детей-сирот, детей с одним
родителем, асоциальных семей и тех, кто подвергается негативным социальным
воздействиям из-за жизненных обстоятельств;

— психологические: рост невротизма, отчуждение, трудности в общении со
сверстниками и взрослыми;

— педагогический — несоответствие образовательных программ требованиям
интересов и особенностей ребенка [29]

Каждый из этих факторов представляет риск для девиантного поведения,
создает трудности в обучении, имеет специфику психолого-педагогической
коррекции.

Проблема нашего исследования: каковы особенности мотивации учебной
деятельности старшеклассников с девиантным поведением?

Целью работы является исследование особенностей учебной мотивации старшеклассников
с девиантным поведением.

Объект
исследования: учебная мотивация старшеклассников.

Предмет исследования: особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников
с девиантным поведением.

Задачи:

1.                   
Провести анализ понятия учебная мотивация.

2.                   
Охарактеризовать
теоретические аспекты проблемы учебной мотивации старшеклассников.

3.                   
Изучить
феномен «девиантное поведение старшеклассников».

4.                   
Определить
особенности мотивации учебной
деятельности старшеклассников с девиантным поведением.

Теоретическую основу исследования подходы к исследованию мотивации учения
(А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Л.М. Фридман); теория Ч.Д. Спилбергера, концепции
тревожности отечественных психологов (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, А.М.
Прихожан и др.).

Для реализации цели исследования мы использовали комплекс методов,
применение которых определялось спецификой решения проблемы на каждом этапе
исследовательских задач: теоретический анализ литературы, описание.

Результаты данной работы могут быть положены в основу дальнейшего
исследования мотивации учебной деятельности старшеклассников с девиантным
поведением.

Работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

Данная работа посвящена проблеме мотивационной
сферы девиантных
старшеклассников. Обзор результатов исследования по теме представлен в
психолого-педагогической и юридической литературе. Определено понятие
«мотивационная сфера личности», которая рассматривается как совокупность
устойчивых мотивов, характеризующих человека с социальной и моральной стороны.
На основе теоретического анализа установлены структурные компоненты
мотивационной сферы
старшеклассников — девиантов, в том числе потребности, желания, интересы, идеалы, цели,
убеждения и ценности. В статье выявляются особенности мотивационной сферы
девиантных
старшеклассников, доминирующими мотивами которой являются мотивы подражания, мести,
обретения авторитета, материального благополучия, финансовой, личной выгоды,
уклонения от государственного долга и гражданских обязанностей, учебы и работы.
Выявлены основные факторы (внутренние и внешние) формирования и развития
мотивационной сферы
старшеклассников — девиантов и дана их характеристика.

По результатам сделаны следующие выводы:

Ведущими образовательными мотивами для
старшеклассников являются: стремление быть образованным человеком (мотив
компетентности), познавательный интерес, престиж учебы в семье, социальное
одобрение родителей, мотив общения. Престиж успешных семейных исследований
выше, чем среди одноклассников. Позитивное эмоциональное подкрепление для
большинства учащихся старших классов необходимо в первую очередь от родителей,
во-вторых, от учителей, а затем от одноклассников. Признание заслуг и поощрение
за достижения родителей, а также наказание со стороны администрации школы для
старшеклассников имеют большое значение. Одобрение по вопросам обучения
сверстников не имеет существенного значения. Выявлен средний уровень развития
мотивов достижения, а также низкий уровень развития мотивов самореализации и мотивов
внеклассной деятельности.

Обзор исследований по проблеме изучения мотивационной сферы личности
показал, что она является основным психологическим субъектом, представляющим
собой совокупность устойчивых мотивов, характеризующих человека с социальной и
моральной стороны. Основными структурными составляющими мотивационной сферы
являются потребности, желания, интересы, идеалы, цели, убеждения, ценности.

Девианты отличаются наличием таких специфических особенностей, как:
отказ от общепринятых норм поведения в обществе, систематический пропуск
занятий в школе и побег из дома, раннее начало половой жизни, распущенность,
использование агрессии, участие в драках, манифестация насилия и беспричинной
жестокости, эгоистичности.

Система доминирующих мотивов девиантных старших школьников представляет
собой мотивы: подражание, месть, получение власти, материальное благополучие,
денежные, материальные и личные выгоды, уклонение от государственного долга и
гражданских обязанностей, учеба и работа.

На формирование и развитие мотивационной сферы старшеклассников -девиантов влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние
факторы связаны с когнитивным и психосоциальным развитием (формирование
личности и развитие самосознания). Внешними факторами являются, прежде всего,
семья, школа и группа сверстников.

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Научно-теоретические подходы к учебной мотивации старшеклассников

 

1.1. Учебная
мотивация современных старшеклассников в контексте возрастно- нормативного
развития

 

С момента поступления в школу ребенок становится субъектом учебной
деятельности. Понимание ценности учебной деятельности и ее важности для
студента не происходит автоматически в процессе обучения. Личный смысл обучения
основан на системе ценностей, которая передается учащимся в среде (семья,
общество в целом) и может быть разной в разные периоды обучения[12].

Важнейшим аспектом современного обучения, по мнению Ф. Гайс [8] является
формирование образовательной мотивации. Он состоит из множества факторов, в том
числе: социальных идеалов, смысла обучения, его мотивов, целей, эмоций,
интересов и т.д. В основе мотивационной сферы лежит смысл обучения, который
зависит от ориентации обучающегося, то есть его мотивов к обучению. Мотивационная
сфера обучения может определяться, в целом, следующими моментами: характером
учебной деятельности студентов, развитием и зрелостью ее структуры,
формированием ее компонентов (учебные задачи, учебная деятельность, самооценка
и действия самоконтроля), взаимодействием с другим человеком в процессе
обучения, личностным смыслом обучения характер мотивов обучения, постоянство
целей, особенности, сопровождающие процесс обучения эмоциям.

Существует обобщенная классификация, включающая следующие группы мотивов
учебной деятельности:

1. Мотивы, присущие образовательной деятельности:

1) мотивы, связанные с содержанием учения: стремление узнавать новые
факты, приобретать знания, приемы действия, проникать в суть явлений и т.д.;

2) мотивы, связанные с процессом обучения: стремление проявить
интеллектуальную активность, ум, преодолеть препятствия в процессе решения
проблем, т.е. ученик увлечен процессом принятия решений, а не только
результатами.

2. Мотивы, связанные с тем, что лежит за пределами педагогической
деятельности:

а) широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед
обществом, классом, учителем, родителями и т. д.; мотивы самоопределения
(понимание важности знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе
и т. д.) и самосовершенствование;

б) «узкие» мотивы: стремление к одобрению, хорошие оценки (мотивация для
благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди
друзей (престижная мотивация); негативные мотивы: стремление избежать
неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация
избегать неприятностей) [16].

Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы выражаются,
когда деятельность осуществляется в силу долга, долга, ради достижения
определенной позиции среди сверстников, из-за давления со стороны
родственников, учителей и т.д.

По методу М. Р. Гинзбурга мы выделяем шесть типов мотивов.

1. Учебный мотив. Ориентация учеников на овладение новыми знаниями,
навыками обучения определяется глубиной интереса к знаниям: новые захватывающие
факты, явления, основные свойства явлений, первые дедуктивные выводы,
закономерности и тенденции, теоретические принципы, ключевые идеи и т.д.

2. Социальный мотив — стремление получить знания, чтобы быть полезными
для общества, стремление выполнять свой долг, понимание необходимости учиться,
чувство ответственности.

3. Позиционный мотив — попытки выразить себя, желание занять место
лидера, повлиять на других учеников, доминировать в команде и т.д.

4. Мотивом для оценки является желание оценить свою деятельность (обычно
внешнюю), необходимость общественного признания и одобрения взрослых.
Содержание деятельности не становится значимым. Целевая ориентация определяется
только формально полученной оценкой. В школе самым ярким примером является
завершение пометки заданий без личной ссылки на материал и, как следствие,
быстрое забывание того, что было изучено.

5. Внешний мотив. Активность обусловлена ​​действиями других людей —
родителей, учителей.

6. Игровой мотив — мотив, присущий ролевой («свободной») игре, правила и
содержание которой определяет ребенок. Элементы свободной конкуренции, веселье
и положительные эмоции от самого действия, а не от контента, а также следование
вашим собственным правилам — все это признаки игровой мотивации [18].

Другая классификация, основанная на типах личности, делит все мотивы на
два типа: когнитивные и социальные. Когнитивные мотивы выражаются, когда
студент демонстрирует фокус на предмете. Социальные мотивы отражают ориентацию
другого человека в процессе обучения.

Как когнитивные, так и социальные мотивы могут иметь несколько уровней.

Л.И. Божович под учебной мотивацией понимает, почему ребенок учится, что
побуждает его учиться [4].

Л.М. Ткаченко объясняет мотив обучения как «внутреннюю мотивацию человека
к определенному виду деятельности (деятельности, общению, поведению), связанной
с удовлетворением определенной потребности. Мотивами могут быть идеалы, личный
интерес, убеждения, социальные установки, ценности, которые стоят за
потребностями личности во всем их разнообразии (от биологического до
социального)»[18].

Таким образом, образовательная мотивация состоит из образовательных
мотивов, которые зависят от социальной среды ребенка, культуры и других
аспектов. Образовательная мотивация формируется с момента, когда ребенок
становится предметом обучения, то есть с момента, когда он входит в школу.
Отмечается, что мотивация является основным фактором успешного обучения.
Выяснилось, что в процессе развития мотивации личности студента меняются, и в
разных возрастах мотивы обучения могут быть разными.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы