Курсовая теория на тему Психологические особенности предстартовых состояний.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения личности и индивидуально-психологических особенностей 5
1.1 Понятие о личности и характере 5
1.2 Самосознание как психический феномен 8
Глава 2. Предстартовые состояния как разновидность психических
состояний 16
2.1 Понятие о психических состояниях 16
2.2 Специфика предстартовых психических состояний 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Введение:
Тема данной курсовой работы посвящена изучению психологических особенностей предстартовых состояний.
Говоря об актуальности нашего исследования, прежде всего, отметим, что в современном мире все более возрастает роль психологического фактора в различных сферах человеческой деятельности, что связано с доктриной ценности, уникальности каждой человеческой личности. Психология призвана помочь людям в решении их субъективных проблем, которые являются отражением их объективного существования. Отсюда и вытекает то положение, что применительно к человеку, которые профессионально занимается спортивной деятельностью необходимо применять не только медицинские процедуры, но и средства широкого психологического плана. Значимость комплексного медико-психологического сопровождения профессиональных спортсменов стала осознаваться лишь последние два десятилетия [7; 9; 15 и др.].
Однако причиной проведения нашего исследования послужила не проблема взаимодействия медицинских и психологических знаний (хотя, и она тоже), а следующее. Как известно, в условиях современного спорта высших достижений, когда спортсмены в основном имеют примерно одинаковый уровень физической, технической и тактической подготовленности, возрастает значимость психологической готовности к соревнованию. При этом давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. К тому же психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Следовательно, психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки. В свою очередь данная психологическая подготовка должна строиться на теоретических и эмпирических знаниях относительно психологических особенностей предстартовых состояний.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и значимой как с практической, так и теоретической точек зрения [1; 7; 16; 20 и др.].
Объект исследования – личностные особенности в соревновательной деятельности.
Предмет исследования – психологические особенности предстартовых состояний.
Цель исследования – изучение психологических особенностей предстартовых состояний и их проявления в соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие о личности и характере.
2. Изучить категорию самосознание как психического феномена.
3. Раскрыть понятие о психических состояниях.
4. Проанализировать специфику предстартовых психических состояний у спортсмена-легкоатлета.
В качестве методов исследования были выбраны методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Общий объем работы составляет 24 страницы.
Заключение:
Было проведено исследование проблемы психологических особенностей предстартовых состояний. В частности, изучался вопрос о личности и индивидуально-психологических особенностях, а также собственно предстартовые состояния как разновидность психических состояний.
В результате проведенного теоретического исследования было выявлено, что личность является иерархическим психическим образованием, состоящим из нескольких уровней. Данное психическое образование оказывает доминирующее влияние на поведение человека в различных жизненных условиях и ситуациях, а также на особенности построения им взаимоотношений с другими людьми
Свойства и черты характеры взаимосвязаны друг с другом и тем самым образуют определенную структуру – структуру характера. Черта характера представляет собой те или иные личностные особенности человека, систематически проявляющиеся в его различных видах деятельности и по которым можно прогнозировать будущие возможные поступки человека. Под самосознанием можно понимать совокупность психических процессов, служащих средствами, с помощью которых человек осознает себя в процессе общения и деятельности как субъект своей активности.
Также было выявлено, что психическое состояние является самостоятельным проявлением психики человека, которое всегда сопровождается какими-либо признаками внешнего характера, имеющими динамическую форму, но не принадлежащие психическим процессам или личностным свойствам. Предстартовое состояние – это психическое состояние спортсмена, которое он переживает до начала соревнования, выражается в отношении к предстоящей борьбе, в оценке своих возможностей, в усилении процессов возбуждения, в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой поступающей информации
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения личности и индивидуально-психологических особенностей
1.1 Понятие о личности и характере
Категория «личность» в психологии изучалась и изучается многими авторами, но до сих пор единого мнения о ее структуре нет.
Согласно ряду авторов, личность есть абстрактное понятие, объединяющее в себе различные стороны человеческой психики, такие, например, как эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная, когнитивная сферы, психические процессы и т.д. В то же время по замечанию А.В. Петровского, некорректно в понятии личности отражать какой-либо отдельный аспект функционирования психики индивида. Само понятие личность имеет многогранное концептуальное значение, поскольку в себе содержит различный спектр психических проявлений, которые определяют поведенческие особенности человека в рамках различных жизненных ситуаций. Поэтому содержание понятие личности является разнообразным и сложным. И это отразилось в многообразии трактовки данного понятия как в отечественной, так и зарубежной психологии [2; 6].
В свою очередь, по мнению А.Г. Асмолова, личность представляет собой психический феномен, который формируется у индивида в процессе социализации по мере того, как происходит усвоение человеком социальных и культурных норм общества при общении с другими людьми и вступлении с ними в совместную деятельность [3].
Что касается философской и психологической традиций гуманизма, то в этих концепциях в понятии личности отражается ценность человека, а сама личность есть фактор развития общества в целом [6].
Приведем еще определения личности, которые были даны отечественными психологами.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, личность представляет собой совокупность социальных взаимоотношений человека, которые он