Курсовая теория на тему Психологические особенности поведения подростков в стрессовых ситуациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы исследований психологических особенностей поведения
подростков стрессовых ситуациях. 5
1.
Характеристика детей подросткового возраста. 5
2. Стрессовые
ситуации: понятия и значения. 9
3. Поведение
подростков в стрессовых ситуациях. 14
Выводы по
главе 1. 17
Глава 2.
Психолого-педагогические подходы к развитию подростков. 18
2.1 Общие
методы и подходы к преодолению стрессовой ситуации. 18
2.2
Особенности работы по формированию адекватной самооценки подростков как фактора
успешного преодоления стрессовых ситуаций. 20
2.3 Обобщение
психолого-педагогического опыта по профилактике предэкзаменационного стресса
подростков. 22
Выводы по
главе 2. 27
Заключение. 28
Список использованных источников. 29
Введение:
Современные
условия жизни, особенности экономической и социальной действительности являются
источником стресса и разнообразных вызываемых им последствий. Стресс является
состоянием, которое детерминирует разнообразные вегетативные, эмоциональные и
психологические проявления, иногда даже весьма тяжелые, вплоть до эмоциональных
и нервных срывов и суицидальных намерений.
Данный
факт является причиной того, что человеку необходимо проявлять и развивать у
себя качества, позволяющие ему успешно противостоять стрессу и различным
травмирующим раздражителям.
Кроме
того, перед психологической наукой в практическом и теоретическом аспекте
встает вопрос о личностных и эмоциональных характеристиках, которые являются
факторами, усиливающими подверженность стрессу, а также снижающих степень
травматического воздействия стресса, умения человека бороться с реакциями на
стресс.
Соответственно,
возникает проблема возрастных, профессиональных, социальных, политических,
экономических детерминант склонности к стрессу.
Особое
значение в современной психологической науке имеет понимание причин стресса в
подростковом возрасте, а также особенностей реагирования подростков на
стрессовые ситуации и стратегии психологической помощи и психологического
сопровождения подростков в подобных ситуациях. Специфической характеристикой
психики представителей подросткового возраста следует считать их высокую эмоциональность,
зачастую выражающуюся в аффективных реакциях. Иными словами, подростки
переживают стрессовые ситуации весьма остро, при этом у них не сформировано
конструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций и средств преодоления
стрессовых факторов.
Цель исследования:
проанализировать психологические особенности поведения подростков в стрессовых
ситуациях.
Объект исследования: поведение
подростков.
Предмет исследования:
психологические особенности поведения подростков в стрессовых ситуациях.
Задачи исследования:
1)
Описать общие психологические особенности подросткового возраста;
2)
Проанализировать понятие «стресс», «стрессовые ситуации»;
3)
Проанализировать современные исследования поведения подростков в стрессовой
ситуации;
4)
Проанализировать средства и способы развития у подростков качеств, позволяющих
эффективно справляться со стрессовыми ситуациями.
Методы исследования:
теоретический анализ научной и периодической литературы по исследуемой теме,
систематизация и обобщение полученных данных.
Теоретическое значение
исследования: обобщение и систематизация данных научных
исследований по проблеме особенностей поведения подростков в стрессовых
ситуациях.
Практическая значимость
исследования: представленные данные могут быть
использованы в работе педагогов, социальных педагогов, психологов в качестве
теоретической и методологической основы для построения индивидуальных программ
деятельности.
Структура исследования:
работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка
использованных источников.
Заключение:
Стресс
представляет собой весьма значимый фактор в жизни современного человека.
Воздействие стрессового фактора провоцирует целый комплекс реакций, начиная от
физиологических и заканчивая психологическими. Подростки также сталкиваются с
достаточно большим количеством стрессовых факторов, однако в силу определенных
возрастных психологических характеристик им намного сложнее справляться со
стрессовыми ситуациями. Особенностями подросткового возраста выступают
повышенная эмоциональность, агрессивность, конфликтность, обидчивость, часто
неадекватная самооценка, высокая тревожность и др. Это приводит к тому, что в
стрессовых ситуациях подросток демонстрирует аффективные реакции, уход от
решения проблем, депрессивные состояния, в некоторых случаях даже суицидальное
поведение. Соответственно, возникает необходимость в оказании подросткам
оперативной и профессиональной помощи в преодолении стрессовых ситуаций.
Причинами
стрессовых ситуаций в подростковом возрасте становятся семейные проблемы и
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, проблемы с учебой, ситуация
экзаменов, необходимость профессионального самоопределения и т.д.
Соответственно, психологическое сопровождение производится в трех основных направлениях:
работа непосредственно с подростками, педагогами, родителями.
В
качестве методов работы с подростками в стрессовой ситуации применяются
консультативные, тренинговые, игровые методы, методы просветительской работы и
т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
исследований психологических особенностей поведения подростков стрессовых
ситуациях
1. Характеристика детей подросткового
возраста В
отечественной психологической школе базой для понимания возрастной специфики
психической деятельности и становления личности подростков выступили
исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович,
Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Начальный
этап подросткового возраста связан с кризисом, который обусловлен особенностями
физиологических процессов, протекающих в организме подростка, а также
психосоциальными изменениями. Это вызывает большое количество трудностей в
развертывании данного периода и для самого подростка, и для окружающих его
взрослых [9].
Кризис
подросткового возраста можно считать одним из максимально важных и одновременно
сложных критических этапов онтогенеза.
Наиболее
соответствующим действительности является представление о том, что в
подростковом кризисе можно выделить три фазы:
1)
негативную, или предкритическую, которая характеризуется разрушением
действовавших раньше привычек, шаблонов, распадом стереотипов, развившихся на
более ранних этапах конструктов;
2)кульминационную
точку кризиса;
3)посткритическую
фазу, т. е. этап развития новых структур, формирования новых взаимодействий и
т. п. [12]
Основной
специфической характеристикой подросткового возраста следует считать
кардинальные качественные преобразования, которые происходят во всех сферах
развития личности подростков.
Согласно
концепции Выготского Л.С., относящего пубертатный период к числу стабильных:
«…нам известно об этом возрасте и что характеризует его как период огромного
подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, совершающихся в
личности.» [13]
Формирование
личности подростка рассматривалось З.Фрейдом и А.Фрейд в рамках
психоаналитической теории. На этапе подростничества половое созревание,
активное развитие сексуальной энергии подрывает сформировавшийся в более ранние
периоды развития баланс между конструктами личности, и детские конфликты
обретают новое рождение.
Э.
Эриксон расценивал подростковый возраст как основной этап для формирования
личностного самоопределения, достижения идентичности.
Самым
главным личностным новообразованием подросткового возраста является чувство
взрослости. Подростковое чувство взрослости подразумевает, в первую очередь,
образование более высокого уровня притязаний, являющегося предвестником
ситуации, которая подростку пока не доступна. Это обуславливает стереотипные
возрастные конфликты и их интерпретацию в самосознании подростка [19].
Подростковое
чувство взрослости, в первую очередь связано с формированием более высокого
уровня притязаний, которое предваряет собой ситуацию, пока не доступную
подростку. Данное противоречие становится причиной возникновения шаблонных
возрастных конфликтов и представления о них в самосознании подростка [6].
Кроме
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические подходы к
стрессовым ситуациям. 4
1.1 Стрессовые ситуации с точки зрения психоанализа. 4
1.2 Гештальтпсихология о стрессовых ситуациях. 11
Выводы по первой главе. 16
Глава 2. Теоретические основы
исследования поведения подростков в стрессовых ситуациях. 17
2.1 Стрессовые ситуации : понятие и
значение. 17
2.2 Поведение подростков в стрессовых
ситуациях. 22
Выводы по второй главе. 30
Заключение. 31
Список использованных источников. 34
Введение:
В настоящее время слово «стресс» мы
употребляем так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало
для нас чем-то обычным, повседневным. А между тем стресс – настоящий бич нашего
времени. Практически каждый человек в своей жизни пережил сильные стрессовые
ситуации. За последние 5 лет в России значительно увеличилось количество людей
с психическими и нервными расстройствами. На лечении в психиатрических
лечебницах содержится 180 тысяч больных. Выросло количество людей, больных
неврозами. Вдвое увеличилось число самоубийств, что специалисты связывают с
тяжелыми депрессивными расстройствами у людей. Более половины обращающихся за
помощью к психиатрам – алкоголики и наркоманы, что является следствием
социально-психологической и экономической напряженности и нестабильности в
обществе. Даже дети и подростки испытывают колоссальные нервные нагрузки. По
данным статистики, в нашей стране каждый третий ребенок рождается с нарушениями
центральной нервной системы. По мнению психологов, стресс был
исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше
распространяется на мир детей, подростков и молодежи.
Очень часто дети испытывают стресс, когда
чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Преодоление стресса у человека
проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении
внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной
эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает
приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия,
которое мы в просторечье и именуем стрессом. У подростка, не имеющего должного
иммунитета к стрессам, вызвать его может любая, самая пустяковая ситуация дома,
в школе.
Проблемой стресса такие зарубежные ученые, как Р. Лазарус, Г.Селье и др. В отечественной
психологии данную проблему исследовали: Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Н.И.Вебер,
Р.М.Грановская, И.А.Джидарьян, О.А.Карабанова, Т.Л.Крюкова, Л.А.Китаев-Смык,
А.Е.Личко, О.В.Лозгачева, А.Б.Леонова, В.В.Собольников и др.
В современном обществе в последние годы
особенно остро стоит проблема высокой тревожности учеников, особенно в
подростковом возрасте. Всё чаще подростки в состоянии стресса совершают
неадекватные поступки, приводящие порой к печальным последствиям, даже к
суициду.
Наиболее часто психологический стресс
протекает в форме тревожности. Помимо этого, уровень тревожности является
основным показателем индивидуальной чувствительности к стрессу.
Актуальность нашего исследования состоит в потребности общества
в более глубоких знаниях об особенностях проживания стрессов и стрессовых ситуаций подростками. Если подросток успешно борется со стрессом,
то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он
начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это
бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы,
которых возникает в жизни не мало.
Анализ литературных источников
показал недостаточную степень изученности проблемы, что составляет один
из наиболее значимых аргументов для подготовки настоящего исследования.
Проблема исследования заключается в
расширении теоретических знаний о стрессе и стрессовых ситуациях, анализе
различных психологических отраслей в работе над стрессом, углублении в понятие
стрессовых ситуаций касательно непосредственно детей подросткового возраста.
В ходе работы нами была поставлена цель:
изучение психологических
особенностей поведения подростков в стрессовых ситуациях. Для достижения данной цели необходимо было
решить следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
2. обобщить результаты отечественных и
зарубежных исследований по психологическим и социальным аспектам подросткового
эмоционального стресса.
3. провести теоретическое
исследование причин возникновения стресса;
Объект исследования: поведение детей подросткового возраста
Предмет исследования: особенности поведения подростков в стрессовых ситуациях.
Теоретическая значимость
исследования заключается в углублении
и расширении теоретических сведений о реакциях подростков на стрессы и стрессовые
ситуации.
Практическая значимость исследования:
так как в работе мы
рассмотрели понятие стресса, и различные подходы к этому понятию – она не
только позволит родителям и педагогам лучше понимать подростков в период
стрессовых ситуаций и состояний, но и может помочь окружающим помочь подростку
справиться со стрессом.
Методы исследования
— анализ,
— обобщение,
— сравнение,
— сопоставление.
Заключение:
В ходе работы были решены поставленные
задачи:
1. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
2. Обобщены результаты отечественных и зарубежных
исследований по психологическим и социальным аспектам подросткового
эмоционального стресса.
3. Было проведено
теоретическое исследование причин возникновения стресса;
А также достигнута цель исследования –
изучить психологических
особенностей поведения подростков в стрессовых ситуациях.
В первой главе мы
рассмотрели историю возникновения понятия «стресс» и его своеобразной эволюции
(от физиологического «бей или беги» до психологического «эмоционально
личностное переживание»). В этой части работы мы так же рассмотрели развитие
различных подходов к стрессу в историческом аспекте, и привели классификацию
стрессов.
Исходя из исследованного материала
мы подытожили понятие стресса. Итак, стресс
–это обычное и частое явление, которое является неотъемлемой частью
человеческого существования, с которым далеко не все могут совладать. Идеи стресса широко популярны в научном мире.
Термин «стресс» обширно применяется в биологии, определяя и устанавливая связь
между физиологическими и психоэмоциональными проявлениями личности.
Так же в этой главе мы проанализировали два
различных направления психологии: психоанализ и гештальтпсихологию. С позиции
этих направлений мы рассмотрели понятия «стресс» и «стрессовая ситуация».
Психоаналитическое направление в объяснении
стрессов опирается на теории Зигмунда Фрейда, где он описал два типа зарождения
и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как
реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога
развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Процесс
психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для
того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока
не придет время их снять.
Стресс в психоаналитической теории З. Фрейда
связан с травматической тревогой, которая развивается под действием
бессознательного, внутреннего источника. Также в этой части работы мы дали классификацию
психологической защиты с точки зрения психоанализа, как отрасли психологии.
Для сравнительного анализа различных
подходов к понятию стресса мы также проанализировали гештальт-терапию. Это
направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания
человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя,
достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и
осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с
окружающими людьми.
Стресс в понимании гештальт-терапии
это внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего
связанное с тягостным внешним событием. С позиции гештальтпсихологии основой стресса, как стало
понятно из вышеизложенной информации, является фрустрация. Здесь же мы дали классификацию
основных видов фрустрации, которые выделяют современные гештальт терапевты. Основные понятия и подход к стрессовым
ситуациям этой отрасли психологии также изложены в первой главе нашей работы. Во второй главе нашей работы мы подробнее
остановились на специфике темы работы, на особенностях стресса у подростков. В
первой части второй главы мы подробно проанализировали понятие «стрессовая
ситуация» и исследования, имеющиеся на данный момент времени. Как показала работа
над темой – именно понятие «стрессовой ситуации» недостаточно широко
исследовано, и единого четкого разъяснения этому понятию нет. Мы постарались
углубиться в анализе этого понятия и расширить его понимание. Для этого мы проанализировали
понятие «ситуация» в целом. В результате этого вывели следующий тезис: ситуация – категория, позволяющая
анализировать образ жизни человека с помощью пространственно-временных
характеристик, в которых жизнедеятельность осуществляется как единство сознания
и деятельности.
Анализ литературы и систематизации таких
понятий, как «стресс» и «ситуация», позволил нам
констатировать отсутствие общепринятого понятия «стрессовая ситуация». В
научной литературе понятия «стрессовая» и «стрессогенная ситуация» используются
либо как синонимы воздействия стресс-факторов, либо рассматриваются различные
стресс- факторы как внешние детерминанты стрессовых состояний, их классификации
без соотнесения с динамикой изменения состояния человека и его субъективных
параметров восприятия и копинга, а также динамики изменения качества
взаимодействия субъекта и внешних ситуативных факторов.
Исходя из информации в данной части можно
сделать вывод, что стрессовая ситуация представляет собой сложный
многоуровневый и многокомпонентный феномен, для понимания которого требуется
детальный анализ параметров стрессовой ситуации.
Во второй части второй главы мы остановились
конкретно на той возрастной категории, которая является целевой для нашей
работы – на подростках. Рассмотрели основные особенности их психики и кризисные
моменты их взросления. Исходя из полученного в
результате работы материала – главной характеристикой подросткового периода
является конфликт между глобальными изменениями в их жизни и несозревшей еще
эмоциональной сферой. Подростки являются пока не повзрослевшими взрослыми
людьми, и именно в их жизни начинаются значительные перемены, к которым они
вынуждены приспосабливаться. Вместе с тем они становятся все более
самостоятельными и взрослыми. Подростки начинают отдаляться от своих родителей,
отчуждаются от взрослых. Но наряду с порывами к самостоятельности, все же
присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и
поддержку.
Так же в данной части работы мы выделили
основные стрессовые ситуации, которые встречаются в подростковом возрасте. Они,
как можно увидеть делятся на «внешние» и «внутренние».
В этой же
части работы мы проанализировали основные реакции подростков на стресс, так
называемые копинг – стратегии. Копинг-стратегии современными авторами
оцениваются с точки зрения их эффективности или неэффективности, а за критерий
эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.
А также в
этой главе мы дали определение и классификацию способов избавления от стресса,
что может быть полезно для окружения подростков. Задачи данной работы, которые прослеживаются
в ходе теоретической части исследования, реализованы и достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические подходы к стрессовым ситуациям
1.1 Стрессовые ситуации с точки зрения
психоанализа
В последнее время жизнь современного
человека, стала напряженной и
беспокойной. Большое количество информации дает ему
возможность больше знать, а это значит больше поводов для
волнений и тревог.
Тревожные ситуации порождают различные
опасные случаи и конфликты. Частые конфликты и внутреннее напряжение вызывают сложные психические и физические изменения в организме, эмоциональное напряжение все это приводит к состоянию стресса.
Стресс –это обычное и частое явление, которое является неотъемлемой
частью человеческого существования,
с которым далеко не все могут совладать.[1]
Стресс оказывает одинаковое воздействие и на
детей и на взрослых. Взрослые в силу опыта реагируют на многие
ситуации более адекватно и спокойно.
Современных подростков стресс окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе.[2]
В школе подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками,
особенно их волнуют экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному
истощению. А это приводит к:
— снижению иммунитета и учащению простудных заболеваний;
— начинаются проблемы со сном;
— ухудшается память, страдает внимание, повышается рассеянность;
— возникают проблемы с пищеварение и даже болезни
желудочно-кишечного тракта;
— могут начаться проблемы с аппетитом (от нежелания есть до чрезмерного потребления пищи);
— могут начаться нервные расстройства, депрессия;
— и другое.
В 1936 году знаменитый исследователь стресса канадский
физиолог Ганс Селье опубликовал свою первую работу по общему адаптационному
синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку
тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения
(синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Г. Селье начал
систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного
напряжения. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление
ему требования. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как
таковым, – это и есть сущность стресса».[3]
Универсальность сопровождающей стресс «триады физиологических изменений» –
уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и
даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта – позволила Г. Селье высказать гипотезу
об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название
«стресс».
Идеи стресса широко популярны в научном мире. Термин «стресс» обширно
применяется в биологии, определяя и устанавливая
связь между физиологическими и психоэмоциональными проявлениями личности. В психологии это понятие включает в себя такие понятия как «тревога», «эмоциональный
дистресс», «эустресс», угроза собственному «Я», «фрустрация»,
напряженное состояние и т. п.
Дистресс — негативная стрессовая ситуация. Имеет накопительный,
разрушительный характер. Вызвана высокой динамикой негативных событий, сложным
адаптационным периодом. Неуравновешенность — основной признак дистресса.
Человек практически не испытывает эмоций. Любимое занятие больше не приносит
удовольствие, родные люди раздражают, после отдыха усталость не проходит.
Последствия дистресса — переход в хронический стресс.
Эустресс — человек нервничает из-за приятного возбуждения,
переизбытка положительных эмоций. Признаки эустресса:
— переживание
перед выступлением, приходом гостей;
— подготовка
к торжеству;
— экстремальное
развлечение;
— сюрприз и
т.д.
С середины 20 столетия и по сегодняшний день теории и
модели стресса интенсивно развиваются, каждая, по-своему объясняя взгляды и
установки на сущность стресса, причины его развития, механизмы регуляции,
особенности проявления. Попытка определения связи между генетическим складом
(генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, снижающими общую
индивидуальную способность сопротивляться стрессу, была предпринята в
генетически-конституциональном направлении. Оно представило свою теорию о
способности организма сопротивляться стрессу. На эту способность влияют
определенные защитные стратегии функционирования, которые не зависят от текущих
обстоятельств[4].
В современной научной литературе термин
«стресс» используется в разнообразных значениях. Во-первых, под стрессом
понимается сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм
воздействие (дистресс).
Во-вторых, под категорию стресса попадают субъективные реакции, отражающие
внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения(эустресс). Данное состояние интерпретируется как эмоции,
оборонительные реакции и процессы преодоления (копинг), разворачивающиеся во
внутриличностном плане. В-третью группу объединяются понятия стресса как
неспецифических черт физиологических и психологических реакций организма при
сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления
адаптационной активности. Эти реакции направлены на поддержание поведенческих
действий и психических процессов по преодолению этих стрессовых эффектов[5].
Проблема стресса приобрела в современном мире
исключительное научное значение. Стресс как категория, как феномен соединяет в
себе широчайший круг сложных по своей природе явлений: психофизиологических, эмоциональных, личностных, социальных и др. Многоплановость
и комплексность данного вопроса обусловила появление большого количества разноплановых научных направлений, установивших стресс в
качестве предметного поля исследования. Таким образом, развитие концепции
стресса нашло свое отображение в целом ряде его теорий и моделей, существенно разнящихся
между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.
Во второй половине XIX века задолго до того, как стали
размышлять о стрессе, великий французский физиолог Клод Бернар впервые четко
указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при
любых колебаниях внешней среды. По утверждению учёного «постоянство внутренней
среды служит условием свободной и независимой жизни». В начале XX века
американский физиолог У.Б. Кеннон ввел термин «гомеостазис» (от
древнегреческого homoios — одинаковый и stasis — состояние), обозначающий
способность сохранять постоянство. Данное понятие было использовано учёным для
объяснения координированных физиологических процессов, которые поддерживают
большинство устойчивых состояний организма[6].
Идея целостности и непрерывной адаптации [1] Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С.608-628 [2] Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак,
2003. [3] Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982. [4] Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его
деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и
истории. — М., 1997. — С.212-213. [5] Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса
[Текст] / Н. Е. Водопьянова. СПб. : Питер, 2009. [6] Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические
механизмы, клинические проявления, психотерапия. // MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5-25