Курсовая теория на тему Психологические особенности переживания стресса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Стресс как
особое эмоциональное состояние человека
1. 2. Психофизиологические основы стресса
2.
Психологические особенности протекания стрессовых реакций
2. 2 .
Способы нейтрализации стресса
Введение:
В современное время человек все чаще
испытывает большие перегрузки, непрерывный поток информации, живет в достаточно
высоком ритме, что вызывает постоянные стрессовые ситуации. Они, в свою
очередь, негативно влияют на эмоциональную и физиологическую сферу жизни
человека.
В последние десятилетия стресс является
актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины,
психологии и социологии. Все больше появляется книг на прилавках о том, как
перестать переживать и испытывать напряжение, как расслабиться, как выйти из
устойчивого стрессового состояния. Появляется множество методик расслабления,
снятия стресса, поддержания стабильного эмоционального фона. Сложность и
многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого
состояния.
«Бизнесмен, испытывающий постоянное
давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает,
что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно
жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и
мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс» [21, 105]. Их проблемы
совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм
реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение
которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине».
Преодоление стресса требует
определенного навыка саморегуляции. Для того чтобы бороться с подобными
состояниями, человеку необходимо умение управлять с помощью воли своими
действиями, осознавать, что первично, а что второстепенно, расставлять
приоритеты и следовать им, сохраняя спокойствие.
Актуальность исследования определяется
временем: человек подвержен стрессам все больше, и потребность в поиске
способов его преодоления растет.
Методологическая основа работы – это
труды отечественных и зарубежных психологов в области изучения стресса [14, 17,
19].
Цель работы – изучить особенности переживания стресса личностью и
механизмы его преодоления.
Объект
исследования: эмоции личности;
Предмет
исследования: психологическая характеристика стрессового состояния личности.
В соответствии с этой целью, были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить понятие стресса и стрессовых состояний ;
2. Изучить проявления стресса;
3. Определить способы преодоления стрессовых ситуаций
личностью.
Структура работы представлена введением, двумя главами и
заключением.
Заключение:
В соответствии с целью работы и задачами в первой
главе мы выяснили, что стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе
деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни,
так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. У
стресса есть ряд признаков, по которым можно определить его наличие. О стрессе
говорят невозможность сосредоточиться на конкретном предмете, слишком частые
ошибки в работе, ухудшение памяти, постоянно возникающее чувство усталости,
слишком ускоренная речь, рассеянность, боли в теле, отсутствие радости от тех
вещей, которые приносили ее раньше, пристрастие к алкоголю и никотину,
недоедание и потеря желания есть, постоянные задержки сдачи работы.
Выделяется
стресс психологический и биологический. Второй тип стресса свойственен любому
биологическому существу, например, животное, которое спасается от хищника,
испытывает состояние стресса. Стресс психологический вызван различными
стрессорами, связанными с человеком как существом социальным. Таким образом,
мы решили первую задачу изучить понятие
стресса и стрессовых состояний.
Изучение
научных источников позволило нам выполнить и вторую задачу исследования – изучить проявления стресса. Начало стресса характеризуется активизацией всех внутренних
ресурсов, приливом энергии, подъемом настроения, его конец – истощением всех
ресурсов и ослабеванием защитных механизмов психики, здесь человеку необходима
помощь извне или изоляция от стрессогенного фактора.
Затяжной
стресс имеет ряд физиологических проявлениц в виде ухудшения здоровья:
сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нервной системы, психических
процессов памяти и внимания, возможны некачественные новообразования – опухоли.
Более легкие проявления стресса – это быстрая утомляемость, головные боли.
В
эмоциональных проявлениях можно выделить неспособность сосредоточиться на своем
деле, подавленность, потерю интереса ко всему, что интересовало раньше, раздражительность
и, как следствие, ухудшение отношений с окружающими. Таким
образом, мы решили вторую задачу изучить проявления стресса
Третьей задачей курсовой
работы было определить способы
преодоления стрессовых ситуаций личностью, так
как этот вопрос в наше время более чем актуален. Существуют разные способы
борьбы с нервным напряжением. Можно выделить разные практические способы
предупреждения и преодоления стресса: аутотренинги, релаксации и медитации,
визуализация, техники нормализации дыхания, ароматерапия, творчество, массаж,
книготерапия, упражнения, направленные на саморегуляцию психического состояния,
практики для позитивного мышления (этому посвящено множество современных
психологических книг), терапия с психологом.
Фрагмент текста работы:
1. Стресс как
особое эмоциональное состояние человека
1. Понятие стресса
Считается, что
в науку понятие стресс было введено сначала по отношению к техническим
объектам, испытывающим нагрузку и сопротивляющимся ей. В психофизиологию этот
термин был введен в 1927 году Уолтером Б. Кенноном, который рассматривал его
как реакцию человека на возникновение угрожающего организму стимула. Он выделял
два возможных пути решения проблемы для личности: бегство и борьба [17, 9]
Большая проблема современного человека –
информационный стресс. Информационный стресс предполагает информационную
перегрузку. Ежедневно люди вынуждены обрабатывать большие объемы информации,
группу повышенного риска составляют люди, чья профессия предполагает поиск,
обработку и запись информации (студенты, бухгалтеры, учителя, журналисты).
Телевидение, интернет, профессиональное обучение и выполнение обязанностей
вынуждает не только получать информацию, но и анализировать ее, усваивать,
решать проблемные задачи. Беспорядочный поток информации провоцирует быструю
утомляемость, рассеянность, снижение концентрации внимания, отвлекаемость от целей
деятельности и профессиональных обязанностей. Особенно опасен перегруз во
второй части дня, перед отходом ко сну. Проблемы со сном – частое последствие
информационного перегруза [27, 42]
Понятие «стресс» было впервые подробно
описано психологом Г. Селье при изучении адаптационного синдрома. Исследователь
указывает, что даже «спящий человек испытывает некоторый стресс» [21, 31], то
есть, в целом, стресс – это нормальные реакции организма на внешние
раздражители.