Курсовая теория на тему Психологические особенности методов преподавания географии детям разного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты методов преподавания географии детям разного возраста. 4
1.1. Психолого-педагогический аспект
развития детей разного возраста. 4
1.2. Современные методы
преподавания на уроках географии. 15
Глава 2.
Цели и психологические особенности преподавания географии. 22
2.1. Цели обучения географии. 22
2.2. Психологические особенности
преподавания географии. 24
Заключение. 36
Список
использованной литературы.. 38
Введение:
Введение
В современном мире, когда жизнь не
стоит на месте, все более актуальным становится вопрос о том, как
заинтересовать ребенка в обучении, как сделать урок продуктивным, с учетом
природосообразных и здоровьесберегающих технологий. Методика
преподавания географии связана с множеством других дисциплин. Основную роль при
разработке содержания школьной географии играет связь с географическими
науками. Школьный учебный предмет — это педагогическая проекция науки на основе
учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе
изучают физическую и экономическую географию. Внутрипредметные связи
обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают
преемственность в формировании ЗУН. Они заключены в системе знаний
геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др. Межпредметные
связи предполагают согласованное изучение разных учебных предметов. Они
отражают процесс интеграции различных дисциплин, а также основываются на
системе методов. Среди методов обучения особую роль играет картографический,
карта — один из главных источников информации, что отражает связь методики
преподавания географии и картографии.
Объект
исследования: методы преподавания географии детям разного возраста. Предмет
исследования: психологические особенности методов преподавания географии детям
разного возраста.
Цель
исследования: изучить психологические особенности методов преподавания
географии детям разного возраста
Задачи
исследования:
1. Изучить
сихолого-педагогический аспект развития детей разного возраста
2.
Проанализировать психолого-педагогический аспект развития детей разного
возраста
3.
Проанализировать цели обучения географии
4. Изучить психологические особенности преподавания
географии.
Заключение:
Результаты многих психологических
исследований легли в основу современной теории и практики преподавания
географии в русле концепции личностно-ориентированного обучения.
Цель данной концепции связана с
развитием индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка; максимальным
признанием и использованием (культивированием) субъективных переживаний; помощью
личности в плане самосознания, самоопределения и самореализации. В
личностно-ориентированных методах обучения выделяются понятия обучения как
нормативной деятельности общества и обучения как индивидуальной деятельности
отдельных детей. Организация целостной учебной деятельности направлена на
раскрытие и использование личного опыта каждого ученика для поддержки
формирования личностно значимых способов обучения. Для каждого ребенка
составляется учебный план, который имеет индивидуальные особенности и основан
на знании личностных особенностей ученика. Особенностью программы является ее
адаптивность к способностям ребенка, динамике его развития в процессе обучения.
Основная роль учителя заключается в инициации субъективного опыта обучения,
развитии личности каждого ученика, признании его индивидуальности и
самоценности.
География как учебная дисциплина
представляет собой систематическое и последовательное изложение целого ряда
знаний, имеющих свою особую внутреннюю ценность и являющихся для образованного
человека. В то же время правильно организованный процесс обучения географии
может развивать интеллектуальные способности учащихся и способствовать формированию
творческой активности, эмоционально-ценностного отношения к переживанию событий
окружающего мира. Географическое изучение школы осуществляется в условиях
двусторонней деятельности преподавателей и учащихся. Каждый ученик
характеризуется уникальной особенностью личностного развития, а его знания и
подход к урокам разработаны с учетом того, что позволяет сделать процесс
обучения доступным и увлекательным, а значит, эффективным. Психологические
знания помогают понять характер изменений, происходящих в образовании,
планировать и строить процесс обучения, учитывать современные требования к
нему, осмысленно и грамотно осуществлять дифференцированное обучение,
личностные методы, личностно-ориентированное обучение. Обучение в современных
школах ориентировано на развитие учащихся, поскольку выпускники должны не
только обладать определенными знаниями, но и правильно оценивать свои
способности (умения), уметь реализовывать их на практике, осознавать, что от
умения организовать условия познания своих учителей зависит развитие
способностей учащихся, поэтому учителя должны знать основы возрастной
психологии, психологические основы воспитания.
Сегодня психологи разработали методы
изучения особенностей мышления, памяти, внимания и других психологических
операций. Задача учителя состоит в том, чтобы овладеть этими методами и
применить их с целью изучения индивидуальных особенностей ученика, что позволит
наладить процесс обучения, учитывающий индивидуальные качества каждого ребенка.
Как и любое знание, географическое
знание формируется в процессе запоминания, что относится как к теоретическим
позициям, так и к разработке географической номенклатуры. В курсе используются
приемы рациональной памяти, произвольной и непроизвольной памяти, что
представляет собой комбинированный подход, позволяющий использовать различные
типы памяти. Успешность обучения связана с необходимостью поддержания
устойчивой направленности на занятиях и ее распределения, обусловленной
спецификой географических знаний, которая требует рассмотрения нескольких объектов
и процессов одновременно, взаимосвязи между ними.
Формирование целостного
представления об окружающем мире, усвоение понятий и идей осуществляется на
основе процесса логического и абстрактного мышления, обучения таким
психологическим операциям, как сравнение, анализ, синтез, обобщение,
систематизация.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты методов преподавания географии
детям разного возраста
1.1. Психолого-педагогический аспект развития детей разного
возраста
Исходя из возрастной
периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом
учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое
сознание и мышление, развивает их соответствующие способности (рефлексия,
анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль
игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются
эффективным методом личностного развития младшего школьника. Следовательно, в
младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на
образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не
становится субъектом учебной деятельности, для этого ему необходимо создавать
условия. Благодаря тому, что активные действия являются основой игровой
деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик
становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному
образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае,
если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для
дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием
учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их
интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной,
социально значимой деятельности [4, 72].
До 8 лет у детей можно
найти только репродуктивные образы-представления известных объектов или
событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в
основном статичны. Продуктивные образы-представления результата новой
комбинации некоторых элементов