Курсовая теория на тему Психологические особенности конфликтного поведения старших подростков (9-11 классы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие конфликтов и конфликтного поведения 6
1.2. Психологические и возрастные особенности старшего подросткового возраста (9-11 классы) 9
1.3. Конфликтность как особенность протекания подросткового возраста в современном обществе 13
1.4 Подбор и описание методик 19
Список литературы: 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентации, приводящих к конфликту. Установки, направленные на конфликт в обществе, становятся более разнообразными и влияют на особенности поведения подростков, которые сформированы семьей, социальным окружением.
Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условия школы в целом и в педагогическом процессе в частности.
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием возрастной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, поскольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе представляет.
Таким образом, целью работы является изучение особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1 Понятие конфликтов и конфликтного поведения
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. А. Я. Кибанов считает, что «конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон» [18].
Конфликт, по мнению авторов А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, является наиболее острым способом разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе взаимодействия, это результат несовместимости взглядов отдельных лиц [4, с. 8].
В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков определили конфликт в организации как «открытую форму существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного порядка» [8, с. 92]. Таким образом, в российской научной среде принято понимать под конфликтом в организации ситуацию, причиной которой послужило противоречие позиций двух сторон по поводу ценностей, целей и средств их достижения, и других организационных и личностных факторов. Также необходимо отметить, что среди зарубежных исследователей есть другие подходы к пониманию конфликта.
Дж. фон Нейман и О. Моргенштейн — конфликт как взаимодействие нескольких объектов, которые имеют разные и несовместимые цели и абсолютно по-разному идут к их достижению [30].
Таким образом, в зарубежной практике конфликт рассматривается с позиции конструктивного и деструктивного влияния на систему отношений и на общественный порядок.
Каждый конфликт имеет свое объективное содержание, иными словами, структуру. Рассмотрим ее более подробно:
Субъекты конфликта – противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы [9]. Также к субъектам можно отнести так называемые «группы поддержки» (друзья, коллеги, СМИ и др.) и косвенные участники (организатор конфликта, посредник, третьи лица).
Предмет конфликта – это реально существующее или же наоборот выдуманное участниками разногласие, которое является фундаментом появления межличностного конфликта.
Объект конфликта – наиболее сложный для установления компонент конфликта, т.к. является корнем разногласия (предмета) конфликта, другими словами, можно сказать, что объект – это причина разногласия участников, а как мы говорили ранее, диапазон причин в межличностных конфликтах разнообразен. Особое значение имеет умение определять наиболее точно объект разногласия, т.к. ошибочное определение может направить на ложный путь разрешения конфликта. Также в структуру конфликта входят условия, в которых находятся участники конфликта (макросреда, микросреда). Учет социальных условий, в которых находятся участники конфликта, помогает определить их мотивы и цели, а также влияние этих условий на самих участников.
Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных). Основные члены конфликта – это всегда прямые, конкретные стороны, участвующие в противоборстве. К ним принадлежит главная и более активная роль в его появлении и формировании.
Основные участники конфликта считаются его основными действующими лицами, и разногласие непосредственно их интересов находится в основе противоборства. По этой причине главных участников называют субъектами, или оппонентами конфликта. Чем больше у участника конфликта имеется способностей воздействовать на развитие противоборства, тем выше его разряд. К неосновным участникам конфликта относятся все остальные члены конфликта. Их зачастую называют также косвенными участниками инцидента.
Согласно определению им принадлежит второстепенная роль в появлении и формировании конфликта. Зачастую, неглавных участников конфликта именуют еще третьей стороной. Среди косвенных участников конфликта необходимо отметить такие группы, которые намеренно формируются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они именуются группами поддержки. Явным примером подобных групп и их роли могут служить разные организации, объединения, движения, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (президенты) в его предвыборной борьбе. Значительную роль в появлении и формировании конфликта имеют и другие его участники: — организаторы; — инициаторы (зачинщики); — пособники; — посредники (медиаторы) [14].