Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологические механизмы и характеристика сложного волевого воздействия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Характеристика сложного волевого действия 5

1.1. Общая характеристика воли и волевого действия 5

1.2. Характеристика сложного волевого действия 12

Глава 2. Механизмы сложных волевых действий 17

2.1. Физиологические механизмы волевых действий 17

2.2. Механизмы сложного волевого действия 21

Заключение 34

Список литературы 37

Приложение 1 38

Пример определения волевых действий по книге Н. Островского «Как закалялась сталь». 38

Приложение 2 40

Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. 40

Приложение 3 44

Методики для оценки и самооценки волевых качеств 44

  

Введение:

 

Воля — одно из самых сложных понятий в психологии. Она рассмат-ривается и как психический процесс, и как аспект большинства других важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способ-ность человека управлять своим поведением по собственному желанию.

Первым греческим мыслителем, обратившимся к проблеме воли, был Аристотель, который считал волю основой человеческой морали. Он рас-сматривал связь между этикой и человеческой волей, делая человека ответ-ственным за свою судьбу и благополучие. «Человек — это действующая си-ла. Первоначальное действие, как хорошее, так и плохое, — это намерение, воля. Мы добровольно меняем свои действия, поэтому и первоначальные, то есть намерение и воля, тоже меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас самих зависит быть добрым или злым» («Большая этика»). Добро-вольность для Аристотеля — это, во-первых, свобода выбора и, во-вторых, ориентация на разумные цели .

Воля человека проявляется в действиях, поступках, совершаемых с заранее определенной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, словесное общение с родственника-ми, близкими и т.д., не являются конкретными волевыми действиями. Эти действия целенаправленны, но волевой момент в них незначителен.

Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препят-ствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, испытываемого в ходе их выполнения. Волевая деятельность всегда состоит из определен-ных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества во-ли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, че-го и каким путем он будет добиваться. В сложных волевых действиях пре-одоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий.

Сложные волевые акты имеют развернутую структуру. В структуре сложного волевого акта есть существенные этапы формирования цели, предопределения, моделирования значимых условий деятельности, про-граммирования исполнительных действий, обработки текущей информа-ции о достигнутых промежуточных результатах, текущей коррекции дей-ствий и оценки конечного результата.

Исследованием волевых действий занимались такие ученые как М.И. Еникеев, В. Л. Иванников, А.Г. Маклаков и др.

Цель исследования: изучение характеристики и психологических ме-ханизмов сложного волевого воздействия.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику воли и волевого действия;

2. Определить характеристику сложного волевого действия;

3. Изучить физиологические механизмы волевых действий;

4. Обозначить механизмы сложного волевого действия.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, кон-кретизация, обобщение учебно-методических, научных, справочных и электронных источников по проблеме исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воля в психологии — это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в со-ответствии с принятым решением. Проще говоря, если вы приняли реше-ние что-то сделать, а действий не последовало, значит, решение не было принято, а воля была подавлена страхом, стрессом или ленью.

Волевое действие — это внутреннее побуждение, формируемое не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемое повседневным воспитанием, самоконтролем, уверенностью в себе. Поэтому психологи считают, что воля воспитывается.

Волевые акты могут быть, соответственно, простыми и сложными. В простом волевом действии побуждение к нему, направленное на более или менее ясно осознаваемую цель, непосредственно переходит в практическое действие, без какого-либо сложного и длительного сознательного (мысли-тельного) процесса, предшествующего ему. Сама цель в этом случае не выходит за рамки реально воспринимаемой ситуации, а ее реализация до-стигается путем простых привычных действий, которые совершаются ав-томатически, как только возникает соответствующий внутренний импульс.

Для сложного волевого действия в его наиболее часто встречающей-ся форме необходимо, прежде всего, то, что между импульсом к действию и самим действием возникает сложный внутренний психический процесс. Он включает в себя осознание цели действия, его мотивов, анализ ситуа-ции, оценку возможных способов действия, принятие решения о том, как лучше действовать в данной ситуации, чтобы достичь цели. В этом случае волевое действие превращается в сложный психический процесс, включа-ющий цепь последующих внутренних и внешних актов, этапов или фаз ре-ализации волевого действия, тогда как в простом волевом действии все эти моменты не обязательно актуализируются и представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие, в отличие от простого действия, имеет более сложную внутреннюю, психологическую составляющую. Вообще, во всех случаях усложнения волевых действий происходит в основном со-вершенствование связанных с ними психологических процессов, а не прак-тических действий и операций, вовлеченных в него.

Сложные волевые акты имеют развернутую структуру. В структуре сложного волевого акта есть существенные этапы формирования цели, предопределения, моделирования значимых условий деятельности, про-граммирования исполнительных действий, обработки текущей информа-ции о достигнутых промежуточных результатах, текущей коррекции дей-ствий и оценки конечного результата.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы :

1) осознание цели и стремление к ее достижению. Поскольку у чело-века в каждый момент времени имеются различные значимые желания, од-но-временное удовлетворение которых объективно исключено, происходит столкновение противоположных, несовместимых мотивов, между которы-ми необходимо сделать выбор. Такая ситуация называется борьбой моти-вов. На этапе осознания цели и стремления к ее достижению борьба моти-вов разре-шается выбором цели действия, после чего напряжение, вызван-ное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает;

2) Осознание ряда возможностей для достижения цели. Стадия «осо-знание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслитель-ное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которо-го явля-ется установление причинно-следственных связей между способа-ми выпол-нения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результата-ми;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возмож-но-сти. На этом этапе каждый из возможных способов обсуждается с точки зре-ния соответствия конкретного способа системе ценностей человека;

4) борьба мотивов и выбор. Этап борьбы мотивов и выбора оказы-вается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что чело-век понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание является одним из результатов второго этапа), но в то же время не может принять его из-за своих моральных качеств или принципов. Другие пути менее экономичны (и человек это тоже понимает), но следование им боль-ше соответствует системе ценностей человека;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения. Здесь уточ-няются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осу-ществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация запланированного на этапе реализации принятого решения;

6) реализация принятого решения. Этап реализации принятого ре-шения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать во-левые усилия, так как практическая реализация намеченной цели связана с преодолением препятствий;

7) преодоление внешних препятствий на пути реализации принятого решения и достижения цели. Результаты любого волевого действия имеют для человека два последствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает со-ответствующие уроки на будущее о путях достижения цели, затраченных усилиях .

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характеристика сложного волевого действия

1.1. Общая характеристика воли и волевого действия

Воля определяет способность к успеху: она показывает, насколько легко человек берется за работу, противостоит искушению, преодолевает проволочки и лень, избавляется от раздражителей и ставит долгосрочные результаты выше желаний краткосрочных удовольствий.

Воля в психологии — это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в со-ответствии с принятым решением. Проще говоря, если вы приняли реше-ние что-то сделать, а действий не последовало, значит, решение не было принято, а воля была подавлена страхом, стрессом или ленью.

Современные психологи предполагают, что слабость воли может быть вызвана одним или несколькими из следующих факторов

— Отсутствие подходящих целей;

— нерешительность, вызванная переключением внимания с одного направления действий на другое;

— неспособность выбирать между альтернативными вариантами дей-ствий;

— неспособность принять твердое решение;

— неспособность отказаться от вредных привычек;

— неспособность противостоять желаниям, импульсам и побуждени-ям.

Волевое действие — это внутреннее побуждение, формируемое не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемое повседневным воспитанием, самоконтролем, уверенностью в себе. Поэтому психологи считают, что воля воспитывается.

В. А. Иванников предлагает следующее определение волевого дей-ствия: это действие, сознательно принятое для осуществления по собствен-ному решению человека, т.е. осознанное, преднамеренное действие, «осу-ществляемое человеком по собственному решению на основе внешней или внутренней необходимости… через дополнительно созданную мотивацию к нему» .

В.А. Иванников указывает, что волевая регуляция как регуляция мо-тивации к действию осуществляется на основе добровольной формы моти-вации, когда человек сознательно и намеренно создает дополнительную мотивацию к действию, изменяя ее смысл .

Волевым также называют осознанное и целесообразное действие че-ловека, связанное с преодолением тех или иных, внутренних или внешних препятствий на пути к цели. Всякое волевое действие обязательно целена-правленно. Кроме того, волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой человеческого мышления и сознания. Оно как ми-нимум связано с осознанием человеком его цели, а также его значимости для удовлетворения актуальных потребностей .

Включение волевой регуляции в динамику действия начинается с инициации этого действия, его вынужденного прекращения или возникно-вения поначалу не вполне понятных трудностей на пути к достижению це-ли этого действия. Пока действие совершалось бессознательно, автомати-чески и беспрепятственно, нет оснований говорить о наличии его волевой регуляции. Она возникает тогда, когда человек, столкнувшись с пробле-мой относительно продолжения данного действия, задает вопросы типа: что случилось, что произошло, почему мне трудно или почему я не могу нормально двигаться вперед? Если действие только инициируется, то условием его начала или, соответственно, включения воли в выполнение действия является решение человека начать соответствующее действие, приступить к его выполнению.

Сама постановка и содержание таких вопросов свидетельствуют о том, что включение воли в регуляцию действия обязательно связано с его осуществлением, а также с пониманием условий, при которых это действие может быть нормально выполнено и завершено, и соотнесением этих усло-вий с теми, которые реально сложились.

Первые эксперименты, связанные с изучением воли, были направле-ны на исследование особенностей волевого действия. В связи с ними уче-ные-психологи ставили и искали ответы на следующие вопросы:

1. В чем заключается специфика волевого действия, его отличие от действий, в регуляции которых воля не участвует?

2. Какова структура волевого действия?

Каков процесс возникновения, изменения и прекращения волевого действия?

4. Какие факторы влияют на волевое действие?

5. Какова динамика волевого действия под влиянием различных фак-торов? 6.

6. Каким образом волевая регуляция действий и поступков человека связана с его психологическими особенностями?

Все экспериментальные исследования воли, проведенные во второй половине XX века, оказались сосредоточенными в основном вокруг этих вопросов. В ходе соответствующих исследований были установлены мно-гие факты, представленные в научной литературе. Их анализ, однако, по-казывает, что ответы на ключевые вопросы, связанные с изучением воли как таковой, а не волевого действия, остались открытыми. Кроме того, ученые, занимающиеся экспериментальным изучением воли, столкнулись с другими, трудноразрешимыми проблемами методологического характера. Речь идет о методах, используемых в процессе экспериментального иссле-дования воли и волевых действий.

Волевое действие служит своеобразной «единицей» процесса волевой регуляции поведения, на примере анализа которой воля может быть изу-чена опосредованно.

Полная структура волевого действия или соответствующий ей после-довательный набор актов может быть представлена и описана следующим образом.

Акт 1. На пути целенаправленной, еще не вполне осознанной в своих действиях и операциях деятельности человек неожиданно встречает пре-пятствие. Человек обращает на него внимание (объективация, по Д.Н. Узнадзе), анализирует ситуацию, осознавая, прежде всего, тот факт, что его продвижение к намеченной цели по какой-то причине остановилось. Затем он задает себе вопрос: «Что случилось?». Постановка этого вопроса, поиск ответа на него, собственно, и начинает волевое действие как таковое. Сама постановка этого вопроса превращает совершаемое действие в осо-знанное. Следовательно, можно считать, что факт осознания совершаемого действия самым тесным образом связан с началом его волевой регуляции.

Акт 2: Человек ищет и находит ответ на поставленный выше вопрос. На основании этого он ставит перед собой и решает следующий вопрос: «Что нужно сделать в данной ситуации, чтобы преодолеть препятствие и двигаться вперед к цели? В результате размышлений над этим вопросом принимается одно или несколько возможных решений. Если таких реше-ний действительно больше одного, то человек взвешивает, оценивает каж-дое из них с точки зрения преимуществ и недостатков и выбирает лучшее. Этот выбор завершает второй акт волевого действия.

Акт 3. Когда решение принято, необходимо перейти к его реализа-ции. Это требует от человека непосредственного включения воли в процесс инициации (начала исполнения) решения.

Иногда бывает так, что человек находит несколько одинаково при-влекательных решений, но не знает, какому из них отдать предпочтение, и, соответственно, находится в нерешительности. В этом случае ему также необходима воля, чтобы выбрать только одно из них и строго следовать ему. На этом обычно заканчивается третий акт волевого действия.

Акт четвертый. Практически выполняя принятое им решение, чело-век в процессе его реализации использует процедуру волевого (сознатель-ного) контроля за выполнением соответствующего действия, следя за тем, чтобы оно было выполнено от начала и до конца по намеченному плану. Это четвертый акт волевого действия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы