Курсовая теория на тему Психологические характеристики феномена эмоционального насилия в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Характеристика эмоционального насилия в семье как психологического феномена 5
1.1. Сущность семейного насилия 5
1.2. Разновидности семейного насилия 9
2. Анализ психологических характеристик феномена эмоционального насилия в семье 13
2.1. Представление о психологическом насилии в семье 13
2.2. Основные последствия психологического эмоционального насилия в семье 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Насилие в семье является одной из наиболее серьезных и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений и всеобъемлющей информации о масштабах и причинах применения силы препятствует усилиям по решению этой проблемы. Насилие в семье является довольно распространенным явлением во всем мире и во всех слоях населения, охватывающим людей различного уровня образования и любой национальности.
Проблема насилия в семье долгое время была запретной областью, и до сих пор существует реальное сопротивление со стороны общества решению этой проблемы. В общественном сознании и средствах массовой информации проблема насилия представлена в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельных случаев». Представление о том, что насилие происходит только в социально неблагополучных семьях, рассматривается современными исследователями как несостоятельный миф о социальном сознании. Насилие в семье происходит во всех слоях и категориях населения, независимо от класса, расы, культуры, религии, социально-экономического положения. Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и искажения в отношениях в обществе. Их острота является свидетельством нездоровой социальной и моральной среды в нашем обществе. Реакция государства на насилие, как вне дома, так и внутри семьи, является знаковой: государство, которое допускает насилие, которое воспринимается как обычное явление, тем самым унижает как общество, так и семью. Терпимость общества ко всем видам насилия-это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Все вышесказанное указывает на актуальность этой проблемы.
Семья, как социальный институт, способствующий любви и теплым отношениям, часто становится эпицентром насилия. Вот как исследователи различают различные виды насилия в семье: психологическое, экономическое, физическое и сексуальное. Психологическое насилие включает в себя наличие словесных оскорблений; шантаж; угрозы насилия в отношении себя, жертвы или других лиц; запугивание путем насилия в отношении домашнего животного или уничтожения имущества; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль за доступом жертвы к различным ресурсам (получение социальной и медицинской помощи, общение с друзьями, получение образования, труд и т.д.); принуждение жертвы к совершению унижающих достоинство действий; контроль за повседневной жизнью жертвы.
Этот тип насилия является наиболее распространенным и тесно связан с другими. Психологическое насилие трудно диагностировать, так как оно не имеет четких физиологических последствий, его признаки редко видны, однако последствия могут быть довольно серьезными. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классификацию.
В настоящее время психологическое насилие в семье проявляется очень скрытно, скрыто от общества. Выявлению негативного психологического воздействия препятствует не только неспособность визуально оценить степень воздействия, но и нежелание респондентов предоставлять информацию о жестоком обращении в семье. Даже при анонимных социологических опросах не все респонденты согласятся раскрывать информацию о том, что он или другие члены семьи подвергались психологическому насилию и насилию со стороны близких людей.
Проблема заключается еще и в том, что респонденты не всегда имеют четкое представление о проявлениях психологического насилия, и в результате не всегда могут определить степень предела негативного воздействия на личность.
Одним из способов решения этой проблемы может быть не только более тщательное изучение представлений о психологическом насилии в семье, с тем чтобы составить более полную картину такого насилия, но и выработка конкретных рекомендаций по всем аспектам насилия.
Степень разработанности проблемы. Проблематика психологии насилия заключает в себе большую область, наиболее интенсивно развивающуюся в последние десятилетия. Изучением психологии насилия в зарубежной психологии активно рассматривается в работах таких авторов как Акрамова Ф.А., Антонян Е.А., Быховец Ю.В., Веселкова Е.А., Волкова А.И., Ворончихина К.Д., Кабельков С.Н., Логинов С.А., Митина А.А., Недоступенко Т.А., Нетаева М.В., Пиралиева А.Ф., Рябова В.С., Чеканова Д.А., Шайбек Н.К., Швацкий А.Ю.
Исследование насилия привлекает внимание ученых разных областей науки, однако до настоящего времени в данной области психологии не сложился психологический и концептуальный аппарат.
Данный процесс хоть и содержит внутренние противоречия, он может вывести в новую сферу знаний о человеке.
Цель исследования: изучить психологические характеристики феномена эмоционального насилия в семье
Объект исследования: насилие в семье как социально-психологическая проблема
Предмет исследования: особенности оказания психологической помощи лицам, перенесшим различные виды насилия в семье.
В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:
— рассмотреть сущность семейного насилия;
— определить разновидности семейного насилия;
— рассмотреть представление о психологическом насилии в семье;
— изучить основные последствия психологического эмоционального насилия в семье.
Заключение:
Справиться с психологическим насилием сложно, поскольку в отличие от других видов насилия, которые подвергаются цензуре в обществе (а некоторые даже наказуемы), этот тип насилия вполне терпим. Пытаясь получить поддержку и помощь, жертва часто не находит понимания, ее убеждают, что она сгущает цвета, и на самом деле ничего страшного не происходит. В результате объект насилия остается наедине с агрессором, чувствует себя перед ним беспомощным, начинает сомневаться, правильно ли он оценивает ситуацию, начинает обвинять себя в агрессии партнера. Ведь человек не видит для себя другого выхода, кроме как смириться и годами страдает от издевательств, делая вид, что все в порядке, и скрывая факты насилия от других. Подавленные чувства и эмоции блокируются глубоко внутри и часто перестают быть осознанными человеком, что, естественно, не проходит для него бесследно. «Бессознательные чувства и эмоции пытаются выйти и вызывают депрессию, истерики, приступы страха или агрессии, телесные заболевания»
Одной из основных характеристик насилия в семье является то, что оно представляет собой повторяющиеся инциденты с течением времени(шаблон) нескольких видов насилия. Наличие паттерна является важным показателем разницы между насилием в семье и просто конфликтной ситуацией в семье.
Задача специалиста по социальной работе-помочь жертвам насилия в семье в правильном и эффективном взаимодействии с государственными и негосударственными структурами и органами власти. Особое значение имеет взаимодействие между государственными учреждениями, правоохранительными органами, органами здравоохранения и кризисными центрами. Ключевую роль в этом процессе играет специалист по социальной работе, так как именно он должен координировать государственные и негосударственные институты, только таким образом, возможно, добиться желаемых результатов. При проведении социальной работы с лицами, пострадавшими от насилия в семье, снимается психологическое напряжение этих лиц, восстанавливается их социальный статус и оказывается своевременная медицинская и психологическая помощь.
Чтобы предотвратить сам факт насилия в семье, необходимо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое нарушение прав, в том числе семьи, неприемлемо и осуждается обществом. И здесь важную роль должны играть средства массовой информации. Необходимы программы, направленные на повышение юридической грамотности, обучение общению в семье, поведенческой психологии, заботе о конфликтах. Необходимы публикации, которые не только осуждают факты насилия в семье, но и предлагают другие ненасильственные способы разрешения возникающих конфликтов. Необходимы новаторские подходы к предотвращению и сдерживанию насилия в семье.
Среди мер для повышения эффективности превентивных мер следует отметить характер инициативного труда, то есть, не решать проблему, а предотвратить ее, в том числе путем реализации социальной политики соответствующих государств, включая, помимо прочего, гарантии прав человека и реальный механизм реализации этих гарантий. Следует уделять больше внимания разработке законодательства, гарантирующего социальную защиту женщин и детей, ставших жертвами насилия в семье, при организации соответствующих служб, гарантирующих защиту и осуществление их прав. Приоритет в создании социальных служб должен быть отдан государственным структурам при одновременной поддержке социальных формирований. Необходимо разработать специальные программы по борьбе с бытовым насилием, осуществляемые независимо от программ социальной помощи, а также обеспечить сотрудничество и координацию государственных, государственных и частных служб, а также федеральных и местных программ.
Особое внимание следует уделять профессиональной подготовке, профессионализму и обучению методам и методам распознавания и предотвращения насилия в семье. Обеспечить активное участие в профилактике работников различных сфер жизни (врачей, психологов, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Для решения сложных дел должны быть созданы специальные подразделения, прошедшие углубленную и специализированную подготовку.
Поддержание социального функционирования обеспечивается психосоциальной реабилитацией и поддержкой женщин и детей, оказавшихся в трудных ситуациях: переподготовкой или реабилитацией, консультированием или другой правовой помощью в целях защиты их прав. Например, подростки получают диагностическую помощь, половое воспитание, информацию о различных аспектах отношений между мужчинами и женщинами и возможность обращаться за различными видами помощи в существующие медицинские, социальные или другие учреждения.
Эффективной технологией является создание терапевтических групп, состоящих из лиц, подвергшихся насилию в семье, члены которых могут поддерживать друг друга, добиваться лучших результатов под руководством специалиста по социальной работе в коррекции их личности, защите их социальных интересов. Более высокий уровень работы — это переход от терапевтических групп к группам Самопомощи, то есть ассоциациям клиентов, которые имеют более длительное существование, более широкий спектр проблем, которые более сильно влияют на личность их членов. Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из категории объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, участвующих поровну в решение своих собственных проблем. Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личного восприятия, когда травматические обстоятельства не меняются, но меняется восприятие клиента. Таким образом, группа «жен наркоманов» может только косвенно влиять на пагубную зависимость своих мужей, но клиенты ставят перед собой цель научиться быть счастливыми в условиях зависимости своего мужа.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика эмоционального насилия в семье как психологического феномена
1.1. Сущность семейного насилия
Одной из главных тенденций современной преступности России является высокий уровень насильственной преступности, в том числе ее наиболее опасной разновидности-тяжких преступлений против личности .
Насилие широко распространено в различных сферах человеческой жизни и является одной из самых насущных проблем современности. С каждым годом агрессивность и жестокость насильственных преступлений возрастают, а тяжесть последствий возрастает. Происходит активная криминализация общественного сознания, в то время как наши дети становятся носителями криминальных традиций и стереотипов.
Таким образом, определение происхождения и характера насилия, по-видимому, является наиболее важным аспектом изучения проблемы. Наука остается предметом дебатов о том, какие факторы связаны с агрессивностью человека, будь то биологическая или социальная. Существующие в литературе взгляды позволяют рассматривать этот вопрос с двух позиций .
С одной стороны, агрессия понимается как подлинный врожденный инстинкт-первичный, направленный на сохранение вида, присущий всем живым существам и проявляющийся спонтанно. С другой стороны, как и любая сознательная форма человеческого поведения, которая направлена на причинение кому-то физического или психического вреда. По мнению ряда ученых, такое агрессивное поведение приобретается не с рождения, а формируется под воздействием окружающей среды и является результатом искаженного процесса социализации .
Как древнейший социальный институт, семья — основа общества, начальная стадия социализации человека, первичная форма, качественно отличающая общество от стада животных. Как и любой общественный организм, семья развивается и модифицируется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, реагируя на социальные потребности и оказывая свое собственное, особое, присущее ей влияние .
Семья должна быть системой поддержки прав и свобод каждого из ее членов, обеспечивая экономическую, социальную и физическую защиту. Однако сегодня насилие является пугающей и скрытой реальностью для многих семей. Нынешняя вера в то, что насилие в семье — это новое явление, рожденное экономическими и социальными изменениями, все более быстрым темпом жизни и новой напряженностью, является мифом. Это явление возникло в древности человеческого рода одновременно с рождением института семьи.