Психология эмоций и мотивации Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологические аспекты стресса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты стресса 5

1.1. Изучение стресса. История развития стресса 5

1.2. Причины и факторы, вызывающие стресс 13

1.3. Психологические аспекты стресса 20

Заключение 33

Список использованной литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В последнее время проблема стресса является одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Сегодня, с одной стороны, накоплено большое количество разноплановых исследований различных видов стресса, с другой стороны, – большинство авторов отмечают сложность и где-то даже противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки это психического явления.

На сегодняшний день отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения стресса как психического явления.

Сегодня обсуждаются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, которые построены на субъективных оценках. Конечно, в опросниках есть свои ограничения, а их возможности представляют собой предмет дискуссии и критики. Создание надежных и валидных методик является сложным и длительным процессом.

Очевидно, что комплексная психодиагностика стресса как психического явления является важным звеном в мониторинге его причин возникновения и разрушающих последствий, а также – необходимой частью для установления эффективности технологий управления стрессом, его преодоления и профилактики.

Анализ исследований, посвященных проблеме стресса, проведен в работах С. Вожнеар, Р. Розенфельда, Г. Селье, Ю.В. Татуры, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др., позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия.

Цель работы – проанализировать понятие стресса, его психологические аспекты.

Задачи, поставленные для достижения цели, следующие:

1. Описать изучение стресса, историю развития стресса

2. Определить причины и факторы, вызывающие стресс.

3. Привести психологические аспекты стресса.

Объект исследования – стресс.

Предмет исследования – психологические аспекты стресса.

Основными методами исследования в работе были: анализ, синтез, классификация, обобщение и сравнение.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды классических и современных ученых по изучению стресса как психического явления, его психологических аспектов в современных условиях.

В целях достижения научной обоснованности выводов и предложений, непосредственный сбор и обработка информации, использованной в ходе исследования, осуществлялись с помощью специализированной литературы, освещающей рассматриваемый вопрос, периодических изданий и научных статей, материалов глобальной информационной сети Интернет.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Стресс – это ответ организма или какой-либо живой системы, ткани на предъявленное к нему требование. Г. Селье сформировал учение о стрессе как общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов.

Выделяют два вида: эустресс и дистресс. Они обладают противоположными характеристиками, но все же есть общие.

Г. Селье выделил три последовательные стадии стресса: тревожную (alarm-reaction); резистентную (stage of resistance); истощение (exhaustion).

Л.А. Китаев-Смык установил, что под воздействием хронического стресса параллельно с классической триадой Г. Селье возникают другие реакции: реакция вола; реакция льва; реакция кролика.

Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, а это значит, что он неотделим от процесса адаптации.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Основные причины стресса: финансы, работа, здоровье и безопасность, семья, личные взаимоотношения, личные проблемы, смерть, невозможность самовыражения.

Более выраженными являются психологические симптомы стресса, к которым можно отнести: чувство внутреннего напряжения; беспричинную тревогу; стрессовое недержание мочи; чувство постоянного неудовлетворения; подавленное состояние и плохое настроение; ощущение призрачности окружающего мира; снижение интереса к обычной деятельности и т. д.

Стресс достаточно многообразен в своих проявлениях. Он имеет важное значение в появлении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. В связи с тем, что стресс может спровоцировать почти любое заболевание, сегодня расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Чтобы преодолеть стресс, необходимо понять источник и причину, которая привела к психологическому нарушению. Если разобрать проблему и попробовать ее решить на психологическом уровне, то употребление различных медикаментозных средств не понадобится.

Можно выделить основные правила поведения, которые будут антистрессовыми:

1. Вставать утром на десять минут раньше, чем обычно.

2. Не полагаться полностью на свою память.

3. Планировать наперед и не откладывать дела на следующий день.

4. Не примиряться с тем, что плохо работает.

5. Ослабить стандарты, быть более гибкими.

6. Считать удачи.

7. Стараться иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

8. Во время работы периодически необходимо вставать и потягиваться. Не сидите, скрючившись в одном положении, весь день.

9. Высыпаться.

10. Создать из хаоса порядок.

11. Глубоко и медленно дышать.

12. Сделать что-нибудь для улучшения внешнего вида.

13. Устранить из жизни самоунижающие ремарки типа «я слишком стар для этого» или «я слишком полный для этого».

14. Делать выходные дни как можно более разнообразными.

15. Прощать и забывать.

Не все правила могут подойти каждому человеку. Однако, следуя наиболее подходящим из них, можно добиться повышения жизненной устойчивости. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты стресса

1.1. Изучение стресса. История развития стресса

В русский язык слово «стресс» пришло из английского языка, а в английский – из латинского. Если обратиться к истории возникновения данного термина, то, по мнению Р. Розенфельда термин «стресс» впервые появляется в ХVIII в. в физике, где он рассматривался как характеристика любого напряжения, давления, силы, прикладываемой к какой-либо системе (прибору, материальному объекту и т.д.), деформация, возникшая в предмете под воздействием этой силы [15, с. 6]. Данное понятие термина «стресс» сохранилось технических науках и до наших дней.

Впервые в физиологии и медицине данный термин был использован в 30-е гг. ХХ в. всемирно известным врачом и биологом Г. Селье. Он создал целую теорию, посвященную этой реакции организма, а также разделил стресс на «хороший» и «плохой».

Под стрессом Г. Селье понимал неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования [12, с. 3]. Ученый установил, что организм человека на неблагоприятные воздействия – холод, страх, боль – отвечает защитной реакцией. Причем отвечает реакцией не только конкретной для каждого воздействия, но и общим, однотипным комплексным реагированием, независимо от раздражителя.

Основное содержание концепции стресса по Г. Селье может быть обобщено в ряде ключевых положений:

1 Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2 Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса, следовательно их истощение может привести к заболеванию и смерти [12, с. 14].

Вышеизложенные положения отражают очевидную специфику подхода Г. Селье к пониманию механизмов возникновения стресса, особенностей его протекания и последствий. Стресс рассматривается, прежде всего, с позиций физиологической реакции организма на физические, химические и органические факторы (раздражители).

По мнению физиолога, при действии на организмы разнообразных раздражителей (бактериальных инфекций, травм, высокой и низкой температур, нервно-эмоционального потрясения и т.д.) наблюдаются не только специфические реакции, но и стандартная неспецифическая реакция. Эта реакция была оценена ученым как адаптивная, направленная на сохранение постоянства состава внутренней среды.

Другими словами, Селье обнаружил неспецифическую, не связанную с конкретной причиной универсальную реакцию организма на внешние воздействия (в том числе и патологические).

В 1936 г. обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать гипотезу о существовании общего адаптационного синдрома (синдрома биологического стресса), получившего впоследствии название «стресс» [12, с. 21].

Общий адаптационный синдром – это усилие организма, направленное на приспособление к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты.

Г. Селье предложил описание общего адаптационного синдрома, выделив его основные стадии:

1. Тревожную (alarm-reaction), когда организм человека начинает мобилизовать ресурсы, повышающие его устойчивость.

2. Резистентную (stage of resistance), когда происходит адаптация к новым условиям.

3. Истощение (exhaustion) наступает в результате длительного воздействия на человека стрессогенных факторов [12, с. 15].

Согласно данной теории, на всех стадиях ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые выполняют адаптивную функцию. Каждый человек проходит эти стадии много раз. Если сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

Неспецифический адаптивный синдром, по мнению Г. Селье, имеет две формы: эустресс («полезный» стресс), дистресс (вредоносный стресс).

Также в своей концепции автор предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. «Поверхностная» – доступна сразу, по первому требованию и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо и ведет к гибели или к старению [12, с. 23].

Дальнейшее развитие учения о стрессе, начатое Г. Селье, сопровождалось оформлением достаточно большого количества новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические и психологические позиции авторов.

Несколько позднее в психологии, биологии, медицине и других областях естественнонаучного знания термин «стресс» чаще всего используется в двух значениях:

1. М.Л. Мельникова понимает под стрессом физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологические напряжение и может быть источником болезни [11, с. 5].

2. Под стрессом, по мнению М.В. Газиева, понимается и сама болезнь, возникающая в результате действия этих факторов [6, с. 348].

Таким образом, с одной стороны, стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм, с другой – результат воздействия этого фактора.

Вместе с тем, проводимые в последние десятилетия исследования в области стресса некоторым образом расширили характеристику данного понятия. Так, ученый С. Вожнер, проводя исследования в 70-е гг. ХХ в., предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза» [5].

Интересное определения термина «стресс» предлагает П. Мак-Грат, считая, сто стресс – это воспринимаемый существенный дисбаланс между требованием и возможностью прогнозирования реализации этого требования в условиях, когда выполнить его невозможно [5].

В современных исследованиях стресса также часто преобладает подход к его характеристике с позиций «стимул – реакция». Ученые пытаются соотнести факторы внешней среды с конечным результатом (состоянием человека). Так, Т. Лазарус и Ф. Фолкмен определяют стресс как «связь человека со средой, которая оценивается человеком как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие» [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы