Курсовая теория на тему Психологические аспекты формирования мировоззрения и ценностных ориентаций у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования
ценностных ориентаций в подростковом возрасте. 6
1.1
Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте 6
1.2 Мировозрение
и ценностные ориентации: понятие и виды.. 15
1.3
Возрастные особенности ценностных ориентаций и мировоззрения подростков 22
1.4 Диагностические методики по выявлению ценностных
ориентаций. 26
Заключение. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
Взросление из «ребенка в подростка»
неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться
в своих чувствах, мыслях, настроениях и, наконец, ценностях. В подростковом
возрасте перед ребенком особенно остро стоит вопрос поиска «своего героя», на
которого он хочет быть похожим. Набор «героев» и ценностей, которые усваивает
человек в процессе социализации, транслируется ему обществом. Изменения,
происходящие сегодня в социальной, экономической и духовной сферах общества
оказывают существенное влияние на формирование личности. Те приоритеты, которые
ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние
жизненные реалии.
Анализ специальной литературы показал, что
многие аспекты формирования ценностных ориентаций подростков нашли отражение в
литературе. В них, в частности, раскрыты такие вопросы, как: теории личности и
социального становления ее (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.М. Егорычев, И.С.
Кон, Д.А. Леонтьев, Р.Ш. Маликов, Л. В. Мардахаев, А.В. Петровский, С.Л.
Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.), теории формирования личности в онтогенезе
(Л.И. Божович, A.B. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский и др.),
психологические особенности подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, И.С. Когн, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), место и роль
ценностных ориентаций в структуре личности (А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев, К.К.
Платонов, М. Рокич, В.А. Ядов и др.), место и роль учреждений дополнительного
образования детей (В.А. Горский, Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Л. П.
Илларионова, А.Г. Кузнецова, Н.А. Соколова и др.), идеи средового подхода в
воспитании (А.В. Иванов, Ю.С. Мануйлов, JI.B. Мардахаев, В. А. Ясвин и др.),
потенциал социальной (Б.З. Вульфов, Р.А. Литвак, А. В. Мудрик) и воспитательной
среды (А.В. Иванов, А.С. Макаренко, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова, С.Т.
Шацкийи др.), особенности 5 полисубъектной среды (И.В. Вачков, Ю.Н. Губин, В.И.
Коваленко, Е. Б. Мурзина, Н.А. Соколова и др.).
Данная тема актуальна и сейчас, поскольку
исследование ценностных ориентаций и мировоззрения подростка показывает
основные тенденции в процессе изменения духовных и материальных ценностей
современного общества. Сегодняшние подростки через несколько лет сами
окончательно выработают свою систему ценностей, которую должны будут
воспринимать уже следующие поколения. Поэтому важно именно сейчас обозначить
негативные проблемные тенденции, и, пока еще есть время, попытаться направить
процесс формирования ценностных ориентаций по пути освоения положительных
ценностей.
Цель:
провести анализ современных подходов к пониманию психологических механизмов,
формированию мировоззрения и ценностных ориентаций подростков.
Объект
исследования: подростки.
Предмет
исследования: Психологические аспекты формирования
мировоззрения и ценностных ориентаций у подростков.
Гипотеза
исследования: теоретическое обоснование формирования
мировоззрения и ценностных ориентаций у подростков, может существенно повысить
уровень знаний студентов.
Задачи:
1. дать характеристику личности и ее
структуры;
2. раскрыть особенности подструктуры
личности, связанной с мировоззрением и ценностными ориентациями;
3. определить возрастные особенности
мировоззрения и ценностных ориентаций подростков;
4. составить диагностическую программу по
изучению ценностных ориентаций подростков.
Перечень
вопросов, подлежащих разработке в курсовой работе:
1. понятие личности в отечественной
психологии, структурный анализ личности (К.К. Платонов, А.В. Петровский, А.
Симонов, М.С. Кагн);
2. понятие, виды, условия формирования мировоззрения
и ценностных ориентаций;
3. возрастные особенности ценностных
ориентаций и мировоззрения подростков;
4. анализ существующих диагностических
методик по выявлению ценностных ориентаций и составление пилотной программы
диагностики ценностных ориентаций подростков.
Методы
исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Заключение:
Таким
образом, мы пришли к выводу:
1. Термин "личность" происходит от
латинского слова "person", которое означает маска.
Психологический
подход рассматривает личность как определенный стиль, свойственный индивиду.
Этот стиль определяется характерной организацией ментальных тенденций,
комплексов, эмоций и настроений.
Социологический
подход рассматривает личность с точки зрения статуса индивида в группе, с точки
зрения его собственного представление о его роли в группе, членом которой он
является. Что другие думают о нас, играет большую роль в формировании нашей
личности.
Таким
образом, личность-это совокупность идей, установок и ценностей человека,
определяющих его роль в обществе и составляющих неотъемлемую часть его
характера. Личность приобретается индивидуумом в результате его участия в
групповой жизни. Как член группы он изучает определенные системы поведения и
символические навыки, которые определяют его идеи, отношения и социальные
ценности. Эти идеи, установки и значения которые индивидуал держит, состоят из
его личности. Личность индивида обозначает внутреннюю конструкцию взрослого
внешнего мира. Она является результатом процессов взаимодействия, в рамках
которых в социальных группах и сообществах устанавливаются стандарты этического
суждения, веры и поведения.
Личность
является результатом сочетания четырех факторов: физической среды,
наследственности, культуры и конкретного опыта.
2.Ценности
представляют собой особые идеальные и материальные феномены, которые имеют
высокий личностный смысл и выступают в качестве мотивов деятельности и
поведения. В связи с подобной значимостью, ценности являются основой
деятельности. Это обусловлено как высокой теоретической значимостью данной
категории, так и ее практической весомостью, так как в ней находят отражение
критерии, основы, ориентиры деятельности и поведения человека. Кроме того,
ценность имеет высокое мотивирующее значение, т.е. связана со
смыслообразованием.
Ценностные
ориентации – это осознанно —
мотивированный самоидентификационный выбор личностью системы общественно
-признанных (или непризнанных данным социумом) жизненно приоритетных для нее
общественных ценностей, образцов, установок, а также рациональных моделей
поведения в реально существующей (которая постоянно меняется) социальной
действительности, что позволяет ей на основе собственного жизненного опыта
смоделировать и реализовать определенные поведенческие действия для достижения
тактико — стратегических личностных целей (Н. Чутова).
Проведенные
в нашей работе теоретический анализ, позволяет сделать вывод о значимости
ценностных ориентаций как основных механизмов социальной активности личности.
Они определяют социальное взаимодействие людей, процессы согласование их
интересов и потребностей, устанавливают критерии, используемые для оценки и
регуляции как личной жизненной стратегии, так и мировоззрения. Закономерности взаимодействия ценностей и
психических процессов личности являются механизмом становления ценностных
ориентаций.
3.Ценностные
ориентации могут пониматься как смысловые установки личности, осознаваемые ею в
процессе социализации, позволяющие индивиду «присваивать» социальные духовные
ценности. Подобное понимание позволяет представить ценностные ориентации как
интегративное личностное качество, регулирующее индивидуальную жизнь на основе
высоких духовных и моральных ценностях. Одной из самых существенных
характеристик ценностных ориентаций является аккумулирование в них личностного
опыта и внешних социальных воздействий.
Становление
ценностных ориентаций представляет собой сложный процесс, обусловленный, в том
числе, возрастными особенностями личности.
Ценностные
ориентации, являясь сложным личностным образованием, формируются на достаточно
позднем этапе возрастного развития, охватывающем подростковый возраст.
Становление ценностных ориентаций детерминировано процессом формирования
личности подростка, психических процессов, определяющих становление его
мировоззрения. В свою очередь, ценностные ориентации определяют особенности и
характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в
определенной мере, детерминируют ее поведение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций в подростковом
возрасте
1.1 Особенности развития личности В отечественной психологии проблемами развития
личности занимались М. Е. Введенский, И. П. Павлов, Н. И. Сеченов, А. А.
Ухтомский и др. При этом они рассматривали психологическую адаптацию как
приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов) – П. К.
Анохин, Н. И. Дяченко, Л. А. Кандибович, И. И. Липатов); социальная адаптация
(система овладения новыми общественными обязанностями) Т. К. Дичев, Б. Г.
Турусбеков [21,c.90].
В современной зарубежной психологии значительное
распространение получили необихевиористическая концепция (Г. Айзенк, Г. Хенки и
др.), интеракционистическая (Т. Шибутани, Л. Филипс и др.) и психоаналитическая
(Г. Гертманн, А. Фрейд, З. Фрейд и др.) концепции социально-психологической
развития.
Последний подход, по нашему мнению, позволяет более
адекватно показать всю сложность развития молодых людей, правильно построить
процесс их внутреннего преобразования.
Поскольку формирование личности — это сложный и
многоэтапный процесс, то рассматривать факторы развития личности необходимо в
ракурсе каждого этапа личностного развития человека, начиная с момента зачатия
и заканчивая глубокой старостью. На протяжении всей жизни человека на его
развитие влияют и внутренние факторы, к которым относятся генетические и
биологические, а также физические факторы. Например, если человек физически
здоров, он имеет определенный опыт в спортивной сфере, то он стремиться
развивать и далее в себе эти качества [4,c.327]. Но,
практически каждый человек рождается здоровым, и от него зависит, будет он
заниматься спортом или же у него есть определенная тяга к гуманитарным наукам,
а спортивные нагрузки и занятия ему совершенно не важны.