Курсовая теория на тему Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность психологической саморегуляции состояния
человека. 5
2. Общие предпосылки к психологической подготовке
сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в
экстремальных ситуациях. 10
3. Методы саморегуляции состояния (на примере сотрудников
внутренних органов) 22
Заключение. 28
Список источников и литературы.. 29
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. На сегодня в психологической литературе на
недостаточном уровне раскрыты вопросы комплексного представления и анализа
регуляции неблагоприятных эмоциональных состояний в напряженных, персонально
опасных для жизни человека условиях деятельности.
Вместе с этим,
исследования, выполненные на базе различных методологических подходов,
затрудняет использование их выводов и положений на практике. В результате
эффективность практических рекомендаций для решения проблем в условиях
повседневной деятельности, а также деятельности в напряженных условиях не
всегда позволяет человеку эффективно их использовать, а также руководящим
органам управления принимать компетентные, с психологической точки зрения,
решения.
К напряженным условиям
деятельности мы относим труд личности в условиях, которые характеризуются как экстремальные.
Экстремальные условия предполагаются действие стрессовых факторов, повышенная
интенсивность. Они характеризуются наличием непосредственной опасности,
угрожающей для здоровью или жизни, также они связаны с риском или угрозой при
выполнении профессиональных обязанностей. К этим условиям относим деятельность
персонала в авиационной отрасли, труд шахтеров, пожарных, специалистов ДСНС,
спецподразделений МВД, военнослужащих внутренних войск, госграницы и
Вооруженных Сил РФ, профессиональную деятельность других категорий
специалистов.
Цель исследования –
определить специфику психологический саморегуляции состояния в напряженных
условиях профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
психологической саморегуляции состояния человека.
2. Дать характеристику
общим предпосылкам к психологической подготовке сотрудников правоохранительных
органов к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
3. Описать методы
саморегуляции состояния (на примере сотрудников внутренних органов).
Объект исследования –
психологическая саморегуляция личности.
Предмет исследования –
психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной
деятельности.
Степень разработанности
темы исследования. Особую роль в становлении современных
представлений о саморегуляции сыграл системный подход, в рамках которого
подчеркивается необходимость его изучения как процесса, имеющего многоуровневую
детерминацию, а также субъектный подход к исследованию психики человека (К.А.
Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн,
А.В. Петровский и др.), представление о функциональной структуре системы
осознанной саморегуляции произвольной активности человека (А. Конопкин и
концепция индивидуального стиля саморегуляции (В. Моросанова).
Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов,
заключения, списка источников и литературы.
Заключение:
Индивидуальные
особенности саморегуляции характеризуются тем, как человек планирует и
программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия,
оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно
приемлемых результатов.
В основе процесса
развития эмоционально-волевой саморегуляции лежат следующие принципы: 1)
принцип релаксации – освобождения тела и психики от напряжения и расслабления
мышц; 2) принцип визуализации – создание внутреннего образа, активизация воображения
с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений;
3) принцип самовнушения – активная установка.
Для тренировок,
направленных на овладение личностью умениями эмоционально-волевой саморегуляции
в напряженных условиях профессиональной деятельности, рекомендуется применять
следующие методы психологической работы: метод «Психологическое моделирование
условий и трудностей профессиональной деятельности», метод использования
приемов логики, метод самоубеждения, метод самоприказ и др.
Перспективами дальнейшего
исследования считаем выявление особенностей саморегуляции личности в
напряженных условиях профессиональной деятельности; а также выявление
взаимосвязи между уровнем саморегуляции и выгоранием в напряженных условиях
профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность
психологической саморегуляции состояния человека В психологической
литературе можно встретить различные дефиниции понятие «психическое состояние».
В частности, с одной стороны, психическое состояние является своеобразием
психической деятельности, которая обусловлена содержанием этой деятельности и
отношением к этому содержанию самого человека. С другой же стороны, психическое
состояние является общим функциональным уровнем психической активности,
обусловленным условиями деятельности человека, его личностными особенностями.
Однако сегодня еще нет мнения, общепринятого среди ученых, о дефиниции,
структуре и функциях, механизмах и детерминантах, нет единого мнения также
относительно классификации и методов для изучения психических состояний.
По мнению В.А. Ганзена и
В.М. Юрченка, основная причина сложившейся ситуации кроется в самой природе
психических состояний человека. Психология как наука оперирует различными определениями
психического состояния человека (М.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова и др.),
которые, прямо или косвенно подчеркивающие многогранность, многоаспектность и психических
явлений[1].
Разносторонние аспекты
деятельности человека в напряженных условиях деятельности рассматривались
различными специалистами, а именно: аспекты готовности к деятельности в
напряженных ситуациях исследовались М.И. Дьяченко, Л.А. Кандибович, В.А.
Пономаренко, напряженные условия летной работы – К.К. Платоновым, В.Ф. Онищенко,
А.В. Скрипец, Б.С. Алякринский, П.А. Корчемного и Б. Гольдштейном, Р.Н. Макаровым
профессиональный стресс работников органов внутренних дел РФ (концептуализация,
прогнозирования, диагностика и коррекция) – А.В. Тимченко психология
стрессоустойчивости личности – В.М. Корольчук и др. [1] Ганзен В.А. Системный подход к
анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний
человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Экспериментальная и прикладная
психология. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – Вып. 10. – С. 5-16.