Курсовая теория на тему Психологическая помощь детям дошкольного возраста в оптимизации отношений со сверстниками.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 5
1.1. Сущностная характеристика понятия «общение» Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Особенности отношений детей дошкольного возраста со сверстниками Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ В ОПТИМИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 1Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Психо-физиологические особенности дошкольников Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Методика организации психологической помощи в оптимизации отношений со сверстниками 15
Заключение 21
Список использованной литературы 2Ошибка! Закладка не определена.
Введение:
В современном мире наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Гуманистические преобразования, коснувшиеся многих сфер нашего общества, и в частности, повлиявшие на сущность российского образования, актуализируют потребность в поиске новых подходов к воспитанию. Для наиболее разностороннего развития детей необходимо особое внимание уделять воспитанию дошкольников, потому что именно в этом возрасте закладываются основы личности и формируется ценностная картина мира у ребенка.
Являясь социальным существом, человек постоянно испытывает необходимость общения с другими людьми. Это определяет непрерывность общения, как необходимого условия жизнедеятельности.
Ученые доказали, что ребенок испытывает потребность в других людях уже с первых месяцев своей жизни. Сначала это просто эмоциональный контакт, который постепенно развивается в глубоко личностное общение со взрослыми.
Раннее детство — это первый период овладения социальным пространством через общение со взрослыми и отношения со сверстниками. Но в это время общение происходит, в основном, через игру, к тому же, взрослые ребенку еще важнее ровесников.
Дошкольный период-время новых принципиальных достижений ребенка. В его жизнь активно входят сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная, порой полная драматизма картина отношений. Дети выбирают себе друзей, ссорятся, стараются подчинить других своей воле, обижаются, помогают друг другу, испытывают чувство ревности и т.д.
Все эти отношения, являясь новым эмоциональным опытом, остро переживаются детьми и разворачивают перед ними целую гамму чувств.
Исследователи утверждают, что эмоциональная напряженность и конфликтность в детском коллективе значительно выше, чем в сфере отношений со взрослыми. Довольно часто родители не придают особого значения детским ссорам, дружбе, влюбленностям, а, между тем, именно опыт первых отношений со сверстниками во много определяет характер отношения человека к себе и к другим, становится тем фундаментом, на котором строится детская личность. К сожалению, этот опыт не всегда бывает удачным. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к сверстникам, и последствия этого могут быть очень печальными. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Вовремя определить проблемы в отношениях дошкольников со сверстниками и оптимизировать эти отношения — важнейшая задача родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Цель нашей работы — рассмотреть возможности психологической помощи в оптимизации общения дошкольников со сверстниками.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие общения
2. Рассмотреть физико-психологические особенности детей дошкольного возраста
3. Изучить проблему отношений детей дошкольного возраста со сверстниками
4. Рассмотреть методы психологической помощи детям дошкольного возраста в оптимизации отношений со сверстниками
Объект исследования — дети дошкольного возраста
Предмет исследования-отношения детей дошкольного возраста со сверстниками
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.
Изменяется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Старший дошкольный возраст — это сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах. Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для малышей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Сущностная характеристика понятия «общение»
Понятие общения является предметом интересов психологов, философов, социологов и педагогов. Природа общения, индивидуальные и возрастные особенности, а также механизмы его протекания и изменения стали темой таких исследователей, как А. А. Леонтьев, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский, Л. Б. Эльконин, М. И. Лисина и др. [9; 13; 18; 10].
Большой психологический словарь дает нам следующее определение: «Общение-это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного переживания» [2.403].
Субъектами общения являются живые существа, но только на уровне человека процесс общения считается осознанным. Общение-это не просто действие, а именно взаимодействие.
Понятие общения соотносительно с понятием коммуникации. Такие исследователи как Дж. Миллер, Г. М. Андреева, Ю. А. Шерковин [12; 1; 17] предлагают анализировать процесс общения по следующим компонентам:
● Адресат (субъект общения)
● Адресант (тот, кому направлено сообщение)
● Сообщение (содержание общение, передаваемое адресатом адресанту)
● Код (средства передачи сообщения)
● Канал связи и результат (достижения в итоге общения).
Такой подход к понятию общения называют системно-коммуникативно-информационный.
Другой подход к понятию общения основан на отношении общения к психологической категории и предполагающий за основу коммуникативную деятельность. Разработано несколько теорий деятельности, самыми популярными из которых признаны концепции Л. С. Рубинштейна, Л. С. Выготского и А. A. Леонтьева [16; 3; 9].
Можно выделить следующие стороны общения:
● «Коммуникативная. Эта сторона общения проявляется в обмене информацией
● Интерактивная. Реализация взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (как вербальных, так и невербальных) систем общения
● Перцептивная. Прочтение собеседника за счет таких психологических механихмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия» [6.137].
Универсальным средством человеческого общения является язык. С его помощью люди кодируют информацию, он выступает в качестве основного инструмента коммуникации.
Язык реализуется в общении через речь.
Речевое общение имеет следующие особенности:
● Значение и смысл слов, а также точность их употребления
● Выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации
● Речевые звуковые явления, такие как темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция
● Выразительные качества голоса
К неречевому общению относятся мимика, пантомимика, жесты, дистанция между собеседниками.
Выделяют следующие виды общения:
● Диалогическое. Это общение собеседников на равных, взаимодействие, которое происходит с целью взаимного познания, самопознания и саморазвития собеседников.
● Монологическое. Такое общение происходит при неравноправии собеседников, когда один из них обладает подавляющей активностью
● Ролевое общение. Это общение осуществляется с позиций определенных социальных ролей.
● Личностное общение предполагает хорошее знание партнерами друг друга, совпадение интересов и убеждений, умение предвидеть реакции и отношения собеседника.
●Межличностное общение. Такое общение предполагает непосредственные, контактные отношения партнеров, на которые социальные нормы и правила не оказывают прямого воздействия.
● Ритуальное общение. Чаще всего этот вид общения — пролог к дальнейшему выстраиванию отношений, но оно может выполнять и самостоятельные функции, такие, как:
● Укрепление психологической связи с коллективом
● Повышение самооценки
● Укрепление своих установок
● Провозглашение собственных правил и ценностей
По своей сути, ритуальное общение является ролевым. В процессе ритуального общения человек самоутверждается в обществе.
Таким образом, мы увидели, что понятие общение имеет много видов и форм, оно многолико. До сегодняшнего дня нет единства в толковании и определении этого понятия, точном установлении его механизмов.
Стоит отметить, что при столь различных подходах к изучению общения, все исследователи единогласно отмечают, что без него невозможны человеческие отношения. Общение-важнейший фактор полноценного развития ребенка и формирования человеческой личности.