Курсовая теория на тему Психологическая подготовка волейболистов на этапе углублённой специализации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы в психологической подготовке волейболистов 5
1.1. Общая психологическая подготовка волейболистов 5
1.2. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена и развитие специальных восприятий волейболистов 5
Глава 2. Особенности психологической подготовки волейболистов на этапе спортивной специализации 10
2.1. Ключевые психологические аспекты подготовки волейболистов на этапе спортивной специализации 10
2.2. Особенности психологической подготовки волейболистов в период соревновательной и тренировочной деятельности 16
2.3. Психологическая совместимость игроков, как предпосылка спортивных успехов в волейболе 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение:
Актуальность темы. На спортивной арене сегодня используются современные технологии, новейшие достижения в области науки и техники. Волейбол всегда есть и будет исследовательским и опытным полигоном науки, потому что основной характеристикой его является «бесконечность» физических и психических нагрузок в исполнении как двигательных, так и тактических действий [16].
В составляющую содержания этих современных спортивных технологий входит непременным компонентом испытаний и баталий человек, и забывать об этом никак нельзя. И это одна из главных причин необходимости нового взгляда на проблему психологического сопровождения в волейболе.
Юный или опытный спортсмен и его тренер все равно нуждаются в профессиональной постоянной психологической поддержке и помощи.
С развитием волейбола возникает необходимость в таких исследованиях, от которых прямо или косвенно зависит эффективность работы тренера со спортсменами, в частности при повышении уровня спортивной квалификации уже сформированных, успешных команд.
Проблема исследования. Современное развитие волейбола как вида спорта, его международная популяризация, появление значительного количества высококвалифицированных спортсменов, высокий уровень конкуренции требует более детального рассмотрения проблемы психологической подготовки, поскольку многие ее аспекты практически не исследованы [13].
Изучение факторов, влияющих на результат спортсмена, является одной из ключевых проблем спортивной науки.
Объект исследования. Психологическая подготовка.
Предмет исследования. Волейболисты на этапе спортивной специализации.
Гипотеза исследования: Предполагается, что анализ существующего опыта психологической подготовки волейболистов на этапе спортивной специализации, позволит усовершенствовать данный вид спортивной подготовки в волейболе, тем самым повысить эффективность соревновательной деятельности команд.
Цель исследования. Провести комплексный теоретический анализ особенностей психологической подготовки волейболистов на этапе углубленной спортивной специализации.
Задачи исследования:
— проанализировать ключевые психологические аспекты подготовки волейболистов на этапе углублённой специализации;
— изучить особенности психологической подготовки волейболистов в период соревновательной и тренировочной деятельности.
Методы исследования. В работе использованы методы контент-анализа, обобщения, сравнения, анализа литературной и методической базы исследования.
Принципы и подходы к исследованию сводились к анализу вопросов психологической подготовки волейболистов, которые рассмотрены в работах таких авторов, как: В. А. Платонов, Ю. М. Клещев, А. В. Радионов, В. И. Румянцева.
Развитие волевой подготовки волейболистов исследовали А. Ц. Пунин, Л. И. Гурович, Ю. Д. Железняк.
Методы исследования: основными методами исследования являлись: описательный, системно-логический, статистический, причинно-следственная, сравнительный.
Практическое назначение заключается в том, что впервые была обозначена роль, методы и разновидности психологической подготовки волейболистов на этапе спортивной специализации в рамках обобщённого теоретического анализа литературы, а также ее влияния на соревновательную результативность волейбольных команд.
Заключение:
Психологическая подготовка волейболиста представляет собой процесс развития значительных проявлений психики, соответствует требованиям тренировочной и соревновательной деятельности. Психологическая подготовка направлена на формирование личности, необходимых для спортивной деятельности психических качеств, профессионально важных знаний, умений, навыков и достижения такой выносливости, которая обеспечит возможность выполнения поставленных задач во время соревнований.
Во время учебно-тренировочной подготовки волейболистов должны целенаправленно формируются те свойства психики спортсмена, которые обеспечивают высокую результативность спортивной деятельности. Психологический компонент подготовки обеспечивает воспитание навыков и умений волейболиста, направлен не только на формирование отдельных сторон его психики, но и на развитие важных для спорта положительных качеств личности. В результате психологической подготовки волейболиста происходит развитие психических качеств, необходимых для достижения высокого уровня спортивного результата, психологической выносливости и готовности к соревновательной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении заключаются в определении и теоретическом обосновании психологической готовности волейболистов к соревнованиям.
Анализ особенностей психологической подготовки волейболистов в период соревновательной и тренировочной деятельности, позволил прийти к выводам, что: 1. Прогрессирующая острота соревновательной борьбы в современном спорте нередко сопровождается предельными физическими и психическими напряжениями, выражающиеся в состоянии тревоги, лихорадки или апатии, что, в конечном счете, приводит к нервным стрессам.2. Психологическая подготовка волейболистов к предстоящим соревнованиям осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, поставленных перед спортсменом в данном конкретном соревновании. Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.3. Психическая подготовка осуществляется в течение многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.
Важно в процессе тренировочной работы, не только подготовить высококлассного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствования мировоззрения, духовной сферы, формирование чувства коллективизма, разносторонних интересов и т.п.
Анализ психологических особенностей совместимости игроков команд по волейболу позволил установить, что психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемой спортивной деятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатывания спортсменов, и оказывается в скорости овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышения результативности соревновательной деятельности команды.
В различных видах спорта, в силу их специфичности, критериями совместимости выступают те или иные индивидуально-психологические и личностные особенности спортсменов. Комплектование спортивных групп, игровых составов на основе учета психологической совместимости взаимодействующих спортсменов позволяет существенно повысить эффективность их совместной деятельности.
Предметом настоящих научных исследований может служить феномен лидерства в волейбольной команде как фактор спортивного успеха и сплоченности команды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы в психологической подготовке волейболистов
1.1. Общая психологическая подготовка волейболистов
Общая психологическая подготовка волейболистов происходит в период спортивного совершенствования, а не только перед будущими соревнованиями.
Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста, следующие [20]:
1. Развитие морально-волевых качеств личности спортсмена.
2. Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство сетки», «ощущение площадки», «чувство времени», «чувство партнера».
3. Развитие внимания, в частности, ее объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.
4. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.
5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.