Курсовая теория на тему Психологическая подготовка в баскетболе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Психологическая подготовка баскетболистов как теоретическая проблема. 6
2.
Особенности психологической подготовки в баскетболе. 11
3. Основные
направления психологической подготовки в баскетболе. 14
Заключение. 27
Список
литературы.. 29
Введение:
Актуальность
исследования. В учебно-тренировочном процессе каждый
тренер сталкивается с проблемой организации методического построения занятий.
От решения этой проблемы зависят результаты выступления на соревнованиях. В
этом отношении следует выделить ряд основных направлений работы тренера.
Во-первых, методическая
организация тренировочных занятий определяется необходимостью решать задачи
образовательного, воспитательного и оздоровительного характера в области
физической подготовки спортсменов. Здесь учитывается минимум два условия:
развитие и совершенствование физических качеств спортсмена; коррекция
физических возможностей спортсмена в соответствии с требованиями избранного
вида спорта. Во-вторых, построение занятий согласуется с задачами технической
подготовки спортсменов: формирование и совершенствование двигательных навыков;
формирование и совершенствование двигательных умений; 3) субъективизация
(автономизация) двигательных умений. В-третьих, тренировочные занятия связаны с
необходимостью решать вопросы тактической подготовки, к основным из которых
относится: формирование совершенствование технико-тактических навыков; 2)
развитие тактического мышления; формирование и совершенствование тактических
навыков и умений; укрепление опыта тактических действий и приемов. В-четвертых,
методической модернизации требуют условия психологической подготовки
спортсменов.
Современные специалисты
спортивной психологии определяют такие направления психологического обеспечения
спортивной деятельности как: осуществление психологического развития спортсменов
в условиях тренировок и соревнований; проведение мероприятий, способствующих
психологической организации тренировочного процесса; использование методов
развития качеств личности, воспитания спортивного характера; осуществление
предсоревновательной, соревновательной и восстановительной психологической
подготовки.
Соревновательная
деятельность баскетболиста отличается необходимостью выполнять сложные
технические действия в условиях дефицита времени и значительных физических и
психологических нагрузок. Экстраординарные условия соревнования являются
значимыми в динамических преобразованиях психоэмоционального состояния
спортсмена. Особенно ярко прослеживается отрицательная роль эмоциональных
переживаний у баскетболистов юношеского возраста, которые имеют показатели
низкого уровня соревновательного опыта.
Часто приходится
наблюдать, что спортсмен, демонстрирующий в тренировочных условиях 90- 100%
результативности бросков и игровых действий, в ситуации соревновательной борьбы
показывает лишь 20-50% успешности своих действий.
В качестве повышения
психологической устойчивости баскетболистов можно рассматривать большое
разнообразие специальных упражнений и методических приемов. В психологии спорта
предлагается множество методов и средств психорегуляции состояния и
формирования помехоустойчивости спортсменов. Однако все эти приемы
характеризуются разным условием эффективности для тех или иных ситуаций. Имеет
значение индивидуальность баскетболиста, его умения регулировать собственное
психоэмоциональное состояние. Известно, что самым лучшим методом подготовки к
выступлению на соревновании является участие в соревнованиях.
Вопрос психологической
подготовки баскетболистов рассматривали В. А. Платонов, Ю. М. Клещев, А. В.
Радионов, В. И. Румянцева. Развитие волевой подготовки спортсменов исследовали
А. Ц. Пунин, Л. И. Гурович, Ю. Д. Железняк. Проведенный нами анализ позволяет
утверждать, что проблема психологической подготовки баскетболистов не имеет
полного и всестороннего освещения, однако, по нашему мнению, недостаточно
уделялось внимание исследованию основных направлений психологической готовности
баскетболистов, что привело к выбору темы нашего исследования «Психологическая
подготовка в баскетболе».
Цель исследования:
изучить особенности совершенствования психологической подготовки баскетболистов.
Объект исследования:
процесс психологической подготовки баскетболистов.
Предмет исследования:
организационно-методические особенности использования специально подобранных
методов психологической подготовки баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
психологическую подготовку баскетболистов как теоретическая проблема.
2. Изучить особенности
психологической подготовки в баскетболе.
3. Проанализировать
основные направления психологической подготовки в баскетболе.
Методы исследования:
теоретический анализ научно-методической литературы.
Курсовая работа состоит
из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
На начальных этапах
исследования, мы рассматривали проблему психологической подготовки, опираясь на
литературные источники различных авторов. Которые пришли к единому мнению, что
психологическая подготовка это одна из составляющих в тренировочном процессе
спортсменов. Она обязательно должна входить в подготовку спортсменов, так как
современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и
тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном
уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной
степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена.
Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее
значение приобретает психическое состояние и особенности личности
спортсмена. Психологическая
подготовка баскетболиста представляет собой процесс развития значительных проявлений
психики, соответствует требованиям тренировочной и соревновательной
деятельности. Психологическая подготовка направлена на формирование личности,
необходимых для спортивной деятельности психических качеств, профессионально
важных знаний, умений, навыков и достижения такой выносливости, которая
обеспечит возможность выполнения поставленных задач во время соревнований.
Во время
учебно-тренировочной подготовки баскетболистов должны целенаправленно
формироваться те свойства психики спортсмена, которые обеспечивают высокую
результативность спортивной деятельности. Психологический компонент подготовки
обеспечивает воспитание навыков и умений баскетболиста, направлен не только на
формирование отдельных сторон его психики, но и на развитие важных для спорта
положительных качеств личности. В результате психологической подготовки баскетболиста
происходит развитие психических качеств, необходимых для достижения высокого
уровня спортивного результата, психологической выносливости и готовности к
соревновательной деятельности.
Основными методами
психологической подготовки баскетболистов являются: аутогенная тренировка,
психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.
Аутогенная тренировка –
один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932
году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной
эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации
нервной высшей деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и
вегетососудистой сфере, повышению эффективности лечения.
Психорегулирующая
тренировка представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к
условиям занятий спортом. Психомышечная тренировка направлена на
совершенствование двигательных представлений главным образом за счет
сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений.
Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений.
Сделав выводы, мы смогли
дать практические рекомендации тренерам по баскетболу:
A) Для успешного
построения учебно-тренировочного процесса, рекомендуем большее внимание
уделять, особенно при подготовке к соревнованиям, психологической готовности.
Б) Применять во время
тренировки функциональную музыку, которая оказывает на спортсменов
положительное, эмоциональное воздействие.
B) Рекомендуем применять
в учебно-тренировочном процессе разработанные нами средства психологической
подготовки.
Фрагмент текста работы:
1. Психологическая
подготовка баскетболистов как теоретическая проблема
Уровень психологической
подготовленности определяет психическое состояние спортсмена, представляет
собой комплексное выявление важных и необходимых для спортивной деятельности
психических функций и характеризуется определенным уровнем активности и интенсивности.
Психическое состояние
проявляется в динамике психических функций, а они, в свою очередь, определяют
характер и степень его интенсивности. Поэтому использование специальной системы
психолого-педагогических воздействий, направленных на улучшение психических
функций и состояний спортсмена, представляет собой содержание психологической
подготовки.
А.Ц. Пани рассматривает
психологическую подготовку как общую подготовку к конкретному предстоящему
соревнованию. Общая психологическая подготовка спортсмена имеет целью решения
психологических задач, совершенствования личности спортсмена и формирование у
него психической готовности к эффективному участию в соревнованиях.
Психологическая подготовка спортсмена к конкретному предстоящему соревнованию
ограничивается задачами, поставленными перед спортсменом именно в данном
соревновании [18].
Сейчас психологическую
подготовку к предстоящему соревнованию принято разделять на предыдущую и
непосредственное. Непосредственную психологическою подготовку в процессе
соревнования можно разделить на следующие этапы: психологические настройки и
управления психическим состоянием непосредственно перед выступлением,
психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое
воздействие в промежутках между выступлениями и создание условий для
нервно-психического восстановления.
Следует отметить, что
психологическая подготовка к предстоящему соревнованию является лишь частью
общей психологической подготовки спортсмена и ее эффективность в значительной
степени обусловлено