Курсовая теория на тему психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 6
1.1. Сущность психологической подготовки спортсменов 6
1.2. Значение психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 11
Глава 2. Методологические основы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 21
2.1. Средства и методы психологической подготовки спортсмена 21
2.2. Этапы проведения психологической подготовки спортсменов 35
Заключение 41
Список литературы 43
Введение:
В настоящее время спорт — это не только хобби и образ жизни, но и самостоятельная культура со своей структурой, содержанием и механиз-мами проявления.
Успешное выступление на соревнованиях зависит не только от высо-кого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Спортсмен должен быть психологически подготовлен к определен-ным условиям спортивной деятельности, чтобы наиболее полно реализо-вать свои физические, технические и тактические возможности, умения и навыки и, кроме того, раскрыть свои резервные возможности как обяза-тельный элемент соревнований. Психологические особенности соревнова-ний, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состоя-ний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все, что было приобретено и накоплено в процессе обучения и тренировки в течение ме-сяцев и лет, может быть потеряно за несколько минут, а иногда и секунд до или во время спортивного соревнования. Поэтому следует помнить, что психическая подготовка спортсмена к соревнованиям является важным и неотъемлемым элементом воспитания и тренировки.
Психика, сознание и личностные качества человека не только прояв-ляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид человеческой деятельности, который может иметь место только при определенных условиях: соревнования должны быть соревно-ваниями.
Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте — важней-ший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование — это и раз-рядка накопленного нервно-психического потенциала, а нередко и причи-на значительных физических и психических травм. Участие в соревновани-ях — это всегда определенный результат, подведение итогов того или иного этапа совершенствования мастерства спортсмена.
Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психиче-ских состояний, которые всегда обусловлены успешностью и стабильно-стью соревновательной деятельности. Ее целью следует считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реак-тивности отражения и реагирования на специфические экстремальные условия деятельности.
Проблема исследования заключается в том, что недостаточно изуче-ны средства, методы и этапы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, которая бы способствовала лучшему результату выступ-лению спортсмена на соревнованиях.
Объект исследования: психологическая подготовка.
Предмет исследования: психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
Цель исследования: изучение значения психологической подготовки спортсменов к соревнованиям и ее этапы.
Задачи исследования:
1. Сущность психологической подготовки спортсменов;
2. Значение психологической подготовки спортсменов к соревнова-ниям;
3. Средства и методы психологической подготовки спортсмена;
4. Этапы проведения психологической подготовки спортсменов.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный методы, форми-рование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Заключение:
В результате проведенного исследования нами были решены постав-ленные задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы.
Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, используемых для формирования и совершенствования свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного вы-полнения тренировочных занятий, подготовки к соревнованиям и надеж-ного выступления в них.
Собственная подготовка спортсмена к соревнованиям носит чисто психологический характер. Необходимо преодолеть негативные формы предстартового состояния, повысить свою активность, настроить себя на предстартовую борьбу. Здесь важная роль принадлежит тренеру. Хорошо зная мастерство и опыт подопечного, его психологические барьеры, он должен правильно воздействовать на спортсмена, настраивая его на пред-стоящее соревнование.
Необходимо добиться, чтобы у спортсмена был общий эмоциональ-ный подъем, энтузиазм, смелость, внутренняя собранность и концентрация на предстоящей борьбе. Такое состояние души является стимулом для ор-ганизма и способствует повышению работоспособности. Однако бывает и так, что эмоциональная реакция отрицательно сказывается на настроении спортсмена. Чаще всего это наблюдается у неопытных спортсменов. Они сильно нервничают, теряют контроль над собой, их действия становятся поспешными и хаотичными. Возбуждение сменяется торможением, что приводит к снижению результативности на соревнованиях. Опытные спортсмены также могут находиться в таком состоянии, когда особая от-ветственность за результат приводит их к чрезмерному волнению, острой тревоге.
Существует также тип людей, которые перед стартом пассивны и безразличны к предстоящей борьбе. Чаще всего такое состояние наступает после сильного волнения, охватывающего спортсмена за несколько дней до соревнований, иногда из-за неудач на тренировках и т.д. Такое состоя-ние приводит к неуверенности, запоздалой ориентации и нерешительности в сложной ситуации сразу после старта.
Помимо эмоциональных реакций, тренер должен учитывать индиви-дуальные качества спортсмена. Поэтому, анализируя результаты соревно-ваний и тренировок, тренер должен составить план работы с каждым спортсменом, чтобы все они были сконцентрированы на предстоящих за-дачах, независимо от предстартового состояния.
Даже если спортсмен готовится к соревнованиям, условия соревно-ваний все равно будут отличаться от тренировочного процесса. Поэтому результат соревнований будет зависеть от трех компонентов:
— физическая подготовка;
— функциональная подготовка;
— совершенствование нервных и психических механизмов спортсмена.
Спортивные результаты снижаются, если ослаблен любой из этих «трех столпов».
Научные исследования показывают взаимосвязь между уровнем эмоциональных переживаний и результатами соревнований. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только физически и так-тически, но и справляться со многими предсоревновательными и соревно-вательными факторами.
Психологическая подготовка подразумевает систематическое разви-тие необходимых качеств, способствующих развитию умственных, техни-ческих и тактических способностей спортсмена. Знание предстоящих труд-ностей позволяет путем соответствующей подготовки, в том числе психо-логической, приучить спортсмена к нужным условиям.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы психологической подготовки спортсменов к со-ревнованиям
1.1. Сущность психологической подготовки спортсменов
Соревнования — мощный стрессор, психофизиологическую силу ко-торого невозможно преуменьшить, в этом, пожалуй, и заключается маня-щая прелесть спорта. Кто из спортсменов не испытывал странного состоя-ния перед соревнованиями, когда чувствуешь дрожь по всему телу, когда в голову лезут навязчивые мысли, когда сомневаешься в результате своего выступления. Это так называемое предсоревновательное состояние [15].
Его влияние на организм двустороннее:
значительно возбуждает нервную систему, и под его влиянием спортсмен теряет самоконтроль,
возникает сильная вялость нервной системы, приводящая к скованности и мешающая свободе действий.
Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых для формирования и совершенствования у спортсменов личностных качеств и психических свойств, необходимых для успешного проведения тренировочных занятий, подготовки к соревнова-ниям и безопасного выступления в них.
Целью психологической подготовки является развитие психических качеств, необходимых спортсмену для достижения высокого уровня спор-тивного совершенства, психической устойчивости и готовности к участию в крупных соревнованиях.
Воспитание психической устойчивости спортсмена заключается в формировании способности сохранять и даже повышать свое эмоциональ-ное состояние, работоспособность и эффективность двигательных действий в экстремальных условиях. Психическая готовность, являющаяся высшим уровнем психологической готовности к конкретному соревнованию, тре-бует высокого уровня сенсорных и сенсомоторных качеств, внимания, идеомоторики, тактического мышления, памяти и других качеств, важных для двигательной деятельности спортсмена, умения управлять своим пове-дением и чувствами.
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованиям, которая формирует-ся в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что пси-хические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску про-теканию психических процессов и действий человека. Состояние психиче-ской готовности можно представить как сбалансированную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне кото-рой развивается динамика психических процессов, направленная:
на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуаци-ях и условиях соревновательной борьбы,
на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных дей-ствий, мыслей, чувств и поведения в целом.
Психическая подготовка направлена на формирование отношения спортсмена к соревновательной деятельности и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловле-но уникальностью условий соревнований и уникальностью индивидуаль-ности личности спортсмена.