Особенности психологической медиакомпетентности старших подростков Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему психологическая медиакомпетентность старших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.1. Понятие психологической медиакомпетентности 6
1.2. Особенности психологической медиакомпетентности старших подростков 12
1.3. Выводы 21
Список использованной литературы 23

 

  

Введение:

 

В наше время вопросам человечества и среды обитания присуща не только особая острота, а и абсолютно новое содержание, затрагивающее как глобальные интересы человечества, так и индивидуальные интересы каждого человека. Д. И. Фельдштейн утверждает, что актуализация проблемы обусловлена сложившейся исторически новой ситуацией развития общества на современном этапе, которую характеризует принципиально новый уровень коммуникативных связей и высокая плотность информационного поля.
Игнорирование проблемы взаимоотношений между человечеством и медиа сменилось ее осознанием, проявившим себя в педагогической мысли как медиаобразование, связанное с изучением закономерностей, присущих массовой коммуникации – телевидения, прессы, кино, радио, видео. Главными задачами медиаобразования являются подготовка молодого поколения к существованию в новых условиях информатизации, совершенствование восприятия различных медиаматериалов, обучение человека ее пониманию, осознанию последствий ее психического воздействия, овладению коммуникативными стратегиями невербального характера с помощью средств техники.
В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, А.И.Умана, М.Я.Виленского и др.). Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных самостоятельных учебных курсов (А.В.Шариков, А.В.Федоров и др.) и организация внеурочных видов работы в виде кружка, факультатива, клуба (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.).
Актуальность темы исследования определяется настоятельной необходимостью формирования медиакомпетентности старших подростков, которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления.
Актуальность обуславливает выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия формирования медиакомпетентности старших подростков во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс воспитания у старших подростков медиакомпетентности во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методы и приемы воспитания медиакомпетентности у старших подростков.
Цель исследования: на основе анализа теоретико-эмпирических данных разработать, обосновать и частично апробировать программу воспитания медиакомпетентности у старших подростков.
Цель исследования обусловила такие его задачи:
1.проанализировать понятие «медиакомпетентность», представленное в психолого-педагогической литературе.
2.дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
3.охарактеризовать методы, приемы, средства воспитания медиакомпетентности у старших подростков.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, педагогической, социологической, психологической, эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
• обобщение передового педагогического опыта в области медиаобразования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в общеобразовательных школах во внеучебной работе со старшеклассниками по саморазвитию и развитию творческой самостоятельности, досуговых центрах.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 103 — 120.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д: Изд- во „Феникс”, 2000. – 384 с.
3. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина / Ролан Барт; [пер. с франц. С. Н. Зенкина]. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. – 312 с.
4. Бахтин М. М.: pro et contra. Творчество и наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры. / Сост., и коммент. К. Г. Исупова; библиография О. Ю. Осьмухиной, Т. Г. Юрченко, О. Е. Осовского, Н. Б. Панковой. – СПб. : РХГИ, 2002. – 712 с.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. (под ред. Иноземцева В. Л.) / Д. Белл. – М. : Академия, 2004. – 788 с.
6. Белоусова З. И., Мищик Л. И. Психолого-педагогические проблемы развития личности / З. И. Белоусова, Л. И. Мищик. – Запорожье: ЗГУ, 1994. – 214 с.
7. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / З. Бжезинский. – М. : Международные отношения, 2004. – 288 с.
8. Библер В. С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. / В. С. Библер. – М. : Русское феноменологическое общество, 1997. – 440 с.
9. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. – М. : Наука, 1986. – 303 с.
10. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. – М.: Терра, 1999. – 480 с.
11. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1987, Т. 4. – С. 224 – 268.
12. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Искусство, 1968. – 576 с.
13. Гуревич П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 336 с.
14. Жижина М. В. Культурно-психологическая компетентность личности: содержание и исследование в молодежной среде / М. В. Жижина // Психол. наука и образование. – 2009. – № 9. – С. 62–70.
15. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева. – М.: Изд.- во Института социологии РАН, 2002. – 204 с.
16. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996. – 416 с.
17. Капралов Г. А. Человек и миф / Капралов Г. А. – М. : Искусство, 1984. – 397 с.
18. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003. – 928 с.
19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / Мануэль Кастельс. – М. : ГУ-ВШЭ, 2000. – 608 с.
20. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – М. : Академический проект, 2005. – 448 с.
21. Кле М. Психология подростка / М. Кле. – Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
22. Коган Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. – Екатеринбург : УРГУ, 1994. – 362 с.
23. Козлов А. А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни / А. А. Козлов, А. В. Лисовский. – М.: Просвещение, 1986. – 93 с.
24. Колесов В. Д., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка / В. Д. Колесов, И. Ф. Мягков. – М.: Просвещение, 1986. – 80 с.
25. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 1989. – 320 с.
26. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. – 399 с.
27. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Прогресс Гнозис, 1992. – 270 с.
28. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство, 1994. – 288 с.
29. Луман Н. Реальность массмедиа / Никлас Луман. – М. : Праксис, 2005. – 256 с.
30. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Маршалл Маклюэн. – М. : Кучково поле, 2007. – 464 с.
31. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В. И. Михалкович. – М. : Наука, 1986. – 222 с.
32. Мурюкина Е.В. Диалоговая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования / Е. В. Мурюкина // Формы и методы воспитательной работы в вузе. – Казань, 2001. – C. 340-341.
33. Мурюкина Е.В. Проблемы медиаобразования в России / Е. В. Мурюкина // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. Таганрог, 2001. C.161-162.
34. Мурюкина Е.В. Медиаобразование: проблемы и тенденции / Е. В. Мурюкина // Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий. – Таганрог, 2001. – C.68.
35. Мурюкина Е. В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы: монография / Е. В. Мурюкина. – Таганрог: Кучма Ю. Д., 2006. –
199 с.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Понятие психологической медиакомпетентности

Преимущественно психологическую компетентность принято рассматривать в качестве системной характеристики человека, наличие которой помогает ему в жизненном самоопределении и самореализации, способствует тому, что он успешно адаптируется в обществе, развивается и испытывает удовлетворение от собственной жизни. Она предполагает, что у человека должны соединяться и обобщаться психологические знания, а также знания о самом себе, относительно конкретных людей и ситуаций. Данное определение, хоть и является общим, но направлено на включение в состав психологической компетенции целого круга явлений, связанного с критическим мышлением, рефлексией, целостным мировоззрением, адекватным использованием психологически-познавательных средств, самопознанием и общением, анализом ранее полученного опыта и умением его использовать для того, чтобы решать конкретные психологические проблемы и задачи, вырабатывать эффективные поведенческие и деятельностные концепции для различных ситуаций.
Психологический дискурс характеризуется семантической безграничностью определения такого понятия, как психологическая компетентность. По мнению специалистов, она состоит из психологических умений и знаний, Я-концепции, активности, имеющей направленность на самого человека для того, чтобы оптимально его организовать, саморегуляции, благодаря которой действия становятся наиболее эффективными, профессионального самосознания, формирующего собственное профессиональное «Я» [48].
Структура психологической компетентности представлена:
1) когнитивно-смысловым компонентом;
2) мотивационно-целевым компонентом;
3) эмоционально-поведенческим компонентом;
4) операционально-регулятивным компонентом [48].
Следовательно, в ходе проявления психологической компетентности решаются задачи определенного рода, реализуются любые деятельностные и поведенческие нормы, проявляется психическая активность человека и определяется, насколько он готов к свершениям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы