Социальная психология развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологическая характеристика студентов с разным уровнем тревожности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности и стрессоустойчивости студентов как социально-психологическое явления 7

1.1. Психологический анализ понятия «тревожность» как личностной диспозиции 7

1.2. Теоретические подходы к пониманию стрессоустойчивости

в отечественной и зарубежной психологии 20

1.3. Анализ эмпирических исследований тревожности

и стрессоустойчивости студентов 27

Выводы по Главе 1. 33

Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов с разным уровнем тревожности 37

2.1. Ход и логика эмпирического исследования стрессоустойчивости студентов с разным уровнем тревожности 37

2.2. Анализ и интерпретация эмпирического исследования стрессоустойчивости студентов с разным уровнем тревожности 37

Выводы по Главе 2 37

Заключение 37

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования состоит в значимости полного и глубокого изучения проблемы тревожности студентов, как социально-психологического явления. Необходимость данного исследования продиктована не только научной новизной, но также прикладной востребованностью знаний о юношеском возрасте. Выявление особенностей эмоциональной сферы у студентов является важной проблемой, так как в студенческие годы являются наиболее тяжелыми по уровню тревожности и достаточно энергозатратными по степени стрессоустойчивости.

Изучение особенностей проявления и взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у студентов, отличаются выраженной актуальностью, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наше исследование дополняет теорию новыми фактами об особенностях проявления и взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости студентов, и восполняет существующий пробел в этом направлении.

С практической точки зрения знания об особенностях формирования тревожности и стрессоустойчивости у студентов составляют теоретическую базу для решения психологических проблем, которые испытывают студенты во время учебы, а также помогут реализовать психологическое сопровождение этих студентов.

Таким образом, проблема данного исследования, состоит в поиске ответа на вопрос: каковы психологические особенности проявления и взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у студентов.

Степень разработанности темы исследования. Развитие эмоциональной сферы играет значительную роль в процессе индивидуализации человека, становлении личности студента. Высшее учебное заведение для студента — второй дом, не заменимая школа жизни. Именно ВУЗ оказывает решающее влияние на развитие будущего профессионала, личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств, и чтобы фундамент этот был прочным, учебное заведение должно быть заинтересован в каждом студенте, в его личности, неповторимости.

Достаточно широко описаны проблемы психоэмоциональной сферы юношеского возраста в работах В.Н. Дружинина, Е.И. Захаровой, О. Нейпир, С.С. Жигалина, Л.Г. Жедуновой, М.М. Кашапова, Ю.П. Поваренкова и других.

Вопросы, связанные с тревожностью, достаточно широко рассмотрены и проанализированы в работах таких ученых, как А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Ч.Д. Спилбергер, К. Хорни, М.М. Кашапов и другие. Согласно их исследованиям под тревожностью следует понимать состояние опасения, беспокойства, которое испытывает человек, оказавшись в условиях ожидания неприятностей, поэтому так важно, чтобы в студент получал эмоциональную поддержку чувствовал заинтересованность к себе и своим потенциальным возможностям.

Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные непосредственно всестороннему и глубокому исследованию тревожности и стрессоустойчивости, психологической структуры, а также их взаимосвязь у студентов учебных заведений.

Исходя из актуальности проблемы, ее недостаточной научной проработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования «психологическая характеристика стрессоустойчивости студентов с разным уровнем тревожности».

Объект исследования: тревожность и стрессоустойчивость в юношеском возрасте.

Предмет исследования: особенности тревожности и стрессоустойчивости и их взаимосвязь у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.

Цель исследования: изучить особенности тревожности и стрессоустойчивости и их взаимосвязь у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести сравнительно-психологический анализ проявления тревожности и стрессоустойчивости у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.

3. Выявить психологические особенности взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.

4. Сформулировать общие выводы на основе анализа результатов эмпирического исследования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что особенности тревожности и стрессоустойчивости обусловлены психоэмоциональной устойчивостью в юношеском возрасте.

Научная новизна. В работе впервые подвергнута всестороннему и глубокому исследованию проблема тревожности и стрессоустойчивости, а также их взаимосвязь в юношеском возрасте.

Теоретическая значимость. Полученные в научном исследовании данные расширяют теоретические представления об особенностях проявления тревожности и стрессоустойчивости студентов, обучающихся в высших учебных заведениях

Практическая значимость.

Теоретическими ориентирами исследования являются:

— исследования тревожности, отраженные в работах З. Фрейда, А. Адлера, А. Бандуры, А.А. Реана, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер и др.;

— работы, посвященные изучению взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости (З. Фрейд, А. Бандура, А.А. Тараруева, А.М. Прихожан, Е.М. Ольшанникова, Д. Ричардсон, Н.А. Ходак и др.);

— научные труды в которых отражается психическое и эмоциональное развитие юношеского возраста (А.А. Реан, Т.П. Авдулова, А.Бандура, В.Г. Казанская и др.).

Методологическую основу исследования составили: системно-структурный подходы в психологии (Б.Г. Ананьев); психологические теории и подходы к изучению стрессоустойчивости и тревожности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни. А. Бандура, и др.).

Методы исследования.

1. Методы теоретического анализа научной литературы по проблемам агрессивности и тревожности, а также социально-психологического статуса: анализ научной литературы, синтез и обобщение данных теоретических, эмпирических исследований.

2. Эмпирические методы психологического исследования — опросники, тесты, шкалы, проективные методики.

Выборка исследования: юноши в возрасте 18-23 года

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности и стрессоустойчивости студентов как социально-психологическое явления

1.1. Психологический анализ понятия «тревожность» как личностной диспозиции

Эмоции играют важную роль, так как изучение данной проблемы связано с тем, что эмоции включены во все психологические процессы и состояния человека. Они представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания и чувства (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Эмоции играют важную роль в жизни: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. «Проявляясь в поведении, эмоции информируют нас о том, что нравится, что вызывает у нас неодобрение, от чего мы огорчаемся или радуемся» . По мере нашего взросления эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств. Меняется и внешнее проявление наших эмоций.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Она мобилизует энергию, и эта энергия может в некоторых случаях чувствоваться субъектом как желание к совершению какого-либо действия.

Эмоция управляет мыслительной и физической активностью индивида, направляет его в определенное русло. Эмоция регулирует или, правильнее сказать, фильтрует наше восприятие. Они прочно связаны с потребностями индивида, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей, человек испытывает положительные эмоции, или, наоборот, при невозможности получить желаемого – отрицательные.

Отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с положительными эмоциями. Не случайно механизм отрицательных эмоций функционирует у нас с первых дней появления на свет, а положительные эмоции появляются значительно позже. Отрицательные эмоции – это сигнал волнения, опасности для организма. К отрицательным эмоциям относят: страх, тревога, гнев, обида, агрессивность, печаль, горе и многие другие. В рамках нашего исследования, мы подробнее остановимся тревожности.

Теоретический анализ российских и зарубежных источников указывают на то, что существуют различные определения понятий тревожности, и в данном параграфе мы рассмотрим наиболее подходящие для объекта нашего исследования. Одним из первых, кто ввел понятие «тревога» был 3. Фрейд. Согласно учению Фрейда, определенные переживания, имевшие место в жизни человека: действия, импульсы, мысли или воспоминания, – мучительно болезненные или порождающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению, произошедшего из памяти, мобилизуются, препятствуя их восстановлению в сознании .

Здесь функционирует физиологический механизм, близкий к механизму «охранительного» торможения, когда торможение при сверхсильном возбуждении защищает кору от излишнего перевозбуждения, и именно поэтому резкие аффективные переживания, мучительные и неприемлемые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания, забываются субъектом. Когда вытесненные идеи хотят вырваться на сознательный уровень, они могут снова вызвать тревогу, и поэтому подавляются вновь. В результате этого человек переживает продолжительный подсознательный конфликт .

В основе вытеснения главное значение имеет сильная тревога, которая позволяет личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Вытеснение можно рассматривать как первичный, исходный защитный механизм, который освобождает человека от мучительного для него переживания тревоги.

Но довольно часто вытесненные мысли и побуждения не получается удержать на подсознательном уровне, и вместе с ними наружу прорывается беспокойство, которое с ними связано. Вследствие этого начинают работать различные вспомогательные защитные механизмы, их функция – укрепление «плотины», которая сдерживает запрещенные импульсы.

Среди данных механизмов существуют: замещение, рационализация, реактивное образование, проекция, регрессия, сублимация и изоляция (интеллектуализация).

Вытеснение находится в зависимости от наличия угрозы «Эго» (основная угроза самооценке), а не от простой неприятности или угрозы. Дальнейшие исследования показали: когда причина вытеснения (угроза «Эго») исчезает, то вытесненное содержание возвращается в сознание .

В случае если опасность устранена, то для вытесненного материала становится безопасным возвращение на уровень осознания, и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха.

А. Адлер в своей индивидуальной теории личности рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, а невроз понимал довольно широко – как диагностический и неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы