Курсовая теория на тему Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Представления об аутизме в научных исследованиях 5
1.1 История развития представлений о раннем детском аутизме 5
1.2 Формы аутизма, факторы и причины развития 7
Выводы по главе 1 13
Глава 2 Особенности психологического развития детей с синдромом раннего детского аутизма 14
2.1 Характеристика групп детей с синдромом раннего детского аутизма 14
2.2 Характеристика психологической сферы детей с синдромом раннего детского аутизма 22
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 30
Введение:
Актуальность исследования. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой достаточно обширную группу детей, имеющих самые разные поведенческие проявления, а также отличающиеся особенностями психического и эмоционального развития. В понятие «РАС» входят несколько синдромов и патология, например, детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта. В качестве основных нарушений в структуре РАС выступают специфические нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Как правило, остальные сферы психической деятельности и поведения также нарушены.
С детьми данной категории достаточно сложно наладить контакт, что значительно сужает возможности психологической и педагогической диагностики, и, соответственно, последующей коррекционной деятельности с данной категорией детей. Соответственно, возникает необходимость изучения закономерностей естественного поведения детей с РАС: особенностей их коммуникации, познавательной деятельности, проявления переживаний в поведении, влияния тревожности, страхов, негативных эмоций на изменения в поведении ребенка данной группы.
Трудности, характерные для детей с РАС, находят свое отражение в их поведении. Как правило, дети данной категории с трудом осваивают те формы и стратегии поведения, которые нормативно развивающиеся дети осваивают без специального обучения, в игровой деятельности и повседневном общении. Таким детям сложно понять, как вести себя при взаимодействии с другими детьми, какую стратегию поведения выбрать при нахождении в общественных местах и т.д. Соответственно, возникает необходимость коррекции нарушенных поведенческих проявлений и выработки оптимального поведения у детей с РАС, чтобы обеспечить им возможность эффективно существовать в социуме.
Можно отметить, что в настоящее время накоплено достаточно много информации о поведении детей с РАС, тем не менее различия среди детей, относящихся к данной категории настолько велики, а поведение и симптомы нарушений настолько разнообразны, что сохраняется высокая актуальность исследований в данном направлении.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Каннера Л., Карвасарской И. Б., Никольской О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А. и др.
Цель исследования: изучить психологические особенности развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования: дошкольники с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: специфические психологические характеристики дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть развитие представлений об аутизме в истории научной психологии;
2) Охарактеризовать основные признаки и проявления расстройств аутистического спектра;
3) Описать группы лиц с расстройствами аутистического спектра;
4) Проанализировать основные психологические особенности развития лиц с расстройствами аутистического спектра.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
В настоящее время отмечается рост количества детей с различными нарушениями развития. Достаточно большую долю среди них представляют дети с расстройствами аутистического спектра. Данный спектр расстройств представлен достаточно большим количеством вариантов дизонтогенеза, при этом ребенок может как демонстрировать практически нормативное течение онтогенеза, показывая определенные нарушения, которые заметны исключительно специалисту, до чрезвычайно тяжелого течения, которое предполагает недоступность ребенка для контакта, тяжелые нарушения умственного развития, а также неэффективность коррекционных мероприятий.
РАС – это группа психических расстройств, для которых характерно нарушение коммуникации, эмоционального развития, высокая чувствительность к стимулам окружающей среды. Все это приводит к возникновению специфических форм защитных форм поведения, которые приводят к социальной дезадаптации ребенка и требуют обязательной коррекции.
Поведение детей с РАС характеризуется рядом сходных особенностей: для таких детей являются типичными стереотипные, повторяющиеся формы поведения. Однако усвоение социально нормативных форм поведения, коммуникативного поведения, которые позволили бы ребенку эффективно социализироваться в сообществе сверстников и общаться с окружающими взрослыми является затрудненным. Поэтому ряд форм коррекционной работы с детьми, страдающими РАС, направлен именно на выработку нормативных стратегий поведения (например, поведенческая терапия и др.).
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Представления об аутизме в научных исследованиях
1.1 История развития представлений о раннем детском аутизме
В 1943 г. детским врачом Лео Каннером по результатам исследования детей с «сильной тягой к одиночеству» и «навязчивым стремлением к неизменности всего вокруг» было введено понятие «ранний детский аутизм», что позднее будет названо «классическим», также он считал, что данное расстройство следует выделить в качестве самостоятельного и требующего специального лечения.
Клинико-психологическая картина также была изучена в этот период Г.Аспергером (1944, 1946) и С.С.Мнухиным (1947), Д.Н. Исаев и С.С. Мнухин доказали, что ранний детский аутизм проявляется с рождения или первых лет жизни, а так же подробно описали все его проявления.
Сегодня не сложилось единого трактования данного термина. Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг и О.С. Никольская рассматривают аутизм как, во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; вовторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций… выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.
Наиболее полной можно считать формулировку В.Е. Каган: аутизм — это психопатологический синдром, который отражается нехваткой общения, сформированный на базе первичных структурных нарушениях или неравномерности развития общения и повторной утраты влияния общения на мыслительные и поведенческие процессы.