Курсовая теория на тему Психофизиологические механизмы становления интонационного поля языка на этапе доречевой активности ребёнка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.Исследование и теоретическое обоснование проблемы
становления интонационной стороны речи ребёнка. 4
1.1. Изучение процесса
психофизиологических механизмов. 4
1.2.Сущность интонации и особенности становления
интонационного поля языка на этапе доречевой активности ребёнка. 10
Глава 2. Профилактика и
необходимые психолого-педагогические условия , способствующие нормальному
развитию психофизиологических механизмов 20
2.1.Деятельность педагога и взрослого на этапе
доречевой активности у ребёнка 20
2.2. Психолого-педагогическая коррекция. 27
Заключение. 34
Список используемой литературы.. 36
Введение:
Актуальность темы исследования
психофизиологических механизмов в становлении интонационного поля языка
обусловлена той огромной ролью, какую
они играют в жизни любого человека. Как известно , речь не является
врождённой способностью, но её развитие происходит в процессе онтогенеза
параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка . Соответственно, по
ней и можно определить его общее развитие. Ребёнок осваивает родной язык с
определённой закономерностью .Чтобы эта закономерность и механизмы не повреждались ,нужно своевременно выявлять различные
патологии ,а также предотвращать
различные факторы , содействующие изменению этих процессов, потому что они могут способствовать как нарушению
развития речи ,так и неполноценному
развитию других психических процессов: восприятия , внимания, мышления, памяти,
что приводит к нарушению формирования
всей личности. Формирование интонационной структуры – одна из важнейших частей освоения звуковой стороны языка. Развитие выразительности интонации в речи вызывает заинтересованность у большого
слоя людей, непосредственно
изучающих эту область . В их исследованиях можно проследить то, что они
объясняют это как необходимость
пересмотреть временные рамки формирования
интонации в онтогенезе ,а также то , какое важную роль играет
интoнация в процессе становления у ребёнка языковой системы. Интонация
является важнейшим звеном на этапе развития звуковой стороны речи .
Данной проблемой занималось
немало исследователей и ученых .Из них можно отметить таких,как Н.М. Аксарина ,
М.И.Кольцова ,Тонкова-Ямпольская Р.В.
,Яровенко О.И. Они считают, что развитие речи у ребёнка однозначно связано с процессом, в котором он овладевает интонационной системой языка. Немало
внимания особенностям интонационной выразительности речи у ребёнка в онтогенезе уделяли и рассматривали
психологи, лингвисты и педагоги.
Из них были : А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, C.JI. Рубинштейн, О.С. Ушакова, М.Ф.
Фомичева и др.
Можно отметить тот факт ,что
исследователи, которые занимались
изучением становления интонации у детей, указывали на то, что из всех компонентов звуковой
стороны языка у ребенка в первую очередь
усваивается интонация, а только затем уже сегментный состав языка.
(Тонкова-Ямпольская Р.В., Ковшиков В.А., Лепская Н.И.)
Целью данного
исследования является изучение
психофизиологических механизмов становления на этапе доречевой
активности ребёнка.
Объект исследования- интонационное поле языка.
Предмет исследования –психофизиологические механизмы
становления Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Проанализировать подход исследователей к данной
проблеме.
3. Раскрыть основные
теоретические понятия данной работы.
4. Описать научные факты по организации психолого-педагогических условий,
способствующих нормальному развитию
психофизиологических механизмов.
Структура работы. Работа состоит из введения, одного
раздела, разделенного на три подраздела,
второго раздела ,разделенного на три подраздела ,выводов по обоим разделам
,заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В
онтогенезе проявления реакции ребенка на звуки отмечаются уже в младенчестве –
в 2-4-недельном возрасте, а к семи – одиннадцати месяцам нормально
развивающийся ребенок хорошо откликается не только на интонационное звучание
слова, но и на его предметное значение. Данный период определяется
исследователями как «дофонемное развитие речи».
В
конце первого года жизни, по данным Н.Х. Швачкина, слово приобретает языковое
значение и становится для ребенка инструментом общения.
Ребенок
активно реагирует на фонемы, входящие в состав слова, то есть на его звуковой
образ.
На
следующем этапе формирования звуковой стороны речи ребенка раннего, а затем и
младшего дошкольного возраста, более высокой активностью отличается развитие у
него фонематического восприятия, которое значительно опережает артикуляционные
возможности и связанное с ним несовершенство звукопроизношения. Например, на
протяжении второго года жизни в поле фонематического восприятия ребенка входят
все звуки, тогда как правильное произношение касается только части из них.
Совершенствование
фонематического восприятия ребенка в младшем и старшем дошкольном возрасте,
протекающее в единстве с обогащением пассивного и активного словаря,
стимулирует развитие у него правильного звукопроизношения. Новообразованием
речевого развития старшего дошкольного возраста является овладение ребенком
звуко-буквенными обозначениями, что свидетельствует о формирующихся навыках
анализа речевого потока на уровне звуков, слогов, слов, фраз, предложений.
Воспринимая изолированные звуки, выделяя звуки в слогах, словах, фразовой речи,
ребенок начинает соотносить их с определенными графическими изображениями –
буквами. Однако, как писал Д.Б. Эльконин, «восприятие и различение букв есть
лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные
и основные действия со звуками языка » [ 48]. Это устанавливает детерминированную
связь между звуком и буквой, где последняя выступает как символ звука, но не
наоборот.
Фрагмент текста работы:
Глава
1.Исследование и теоретическое
обоснование проблемы становления интонационной стороны речи ребёнка 1.1. Изучение процесса
психофизиологических механизмов Все прекрасно понимают , что человек
устроен прекрасно и уникально , но в то же время очень сложно. Уже издавна люди
пытались разгадать загадку строения мозговых структур , задавая различные
вопросы. Им было интересно , какие же изменения
протекают в глубине структуры мозга и как себя ведут внешние
раздражители? Каким образом происходит
преобразование сигналов окружающего мира в ту или иную сложную
поведенческую реакцию? Каково
строение механизма, обеспечивающего
изменение психических функций и состояний?
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами
родного языка:
фонетикой (системой звуков речи).
лексикой (словарным запасом)
семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов)
синтаксисом (сочетания слов, обозначающие определенную мысль).
прагматикой (социальными правилами, предписывающими, что, как, когда и
кому следует говорить).
Воспитание звуковой культуры предполагает формирование правильного
звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого
слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, а также воспитание
орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного
произношения.
Воспитание звуковой культуры предполагает формирование правильного
звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого
слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, а также воспитание
орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного
произношения .
Поисками ответа этих и различных похожих вопросов занимается психофизиология (от греч. psyche — «душа», physis
— «природа» и logos — «учение») — наука, занимающаяся изучением физиологических механизмов психических
процессов и состояний.
Психофизиология – это междисциплинарная научная дисциплина , возникшая на границе психологии
и физиологии и изучающая биологические факторы, играющие свои определённые роли, а также и свойства нервной системы, реализующие психическую деятельность , т. е. исследующая
тот или иной психический процесс и состояние в единстве с их
нейрофизиологическим субстратом [3].