Курсовая теория на тему Психофизиологические механизмы речи и ее мозговая организация.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ.. 5
1.1. Осмысление речи. 5
1.2. Механизм эквивалентных замен. 7
1.3. Механизм речевой памяти. 10
2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ.. 13
2.1. Строение речевого аппарата. 13
2.2. Функции речевого аппарата. 16
3. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ.. 19
3.1. Внутренняя и внешняя речь. 19
3.2. Импрессивная и экспрессивная речь. 23
3.3. Отделы головного мозга, принимающие участие в речевой
активности. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
Введение:
Курсовая работа посвящена
характеристике психофизиологических механизмов речи и ее мозговой организации.
Актуальность выбранной
темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время вопросы и проблемы,
связанные с исследованием механизмов речи, ее мозговой организации, является
достаточно актуальными. В частности, на современном этапе развития общественных
отношений проводятся многочисленные комплексные исследования в контексте таких
наук, как лингвистика, психология, физиология, медицина. Подчеркнем, что в
последнее десятилетие постепенно сформировалась тенденция, связанная с
консолидацией работ и произведений в сфере психофизиологических механизмов
речи, а также ее восприятия под маркой различных «психолингвистических и
нейролингвистических связей.
Степень сложности и
важности указанной проблемы непосредственно заключается в том, что до
настоящего времени в рамках научного исследования не существует однозначного и
полного толкования вопросов, связанных с процедурой мозговой организации речи,
а также конкретных психофизиологических механизмов. Отметим, что указанные выше
факторы обосновывают во многом выбор темы исследования, а также приоритетный
интерес к изучению выбранной темы.
Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать вывод о том, что указанная тема достаточно
детально разработана современными исследователями. В частности, нами были
проанализированы работы таких авторов, как Исаева Ж.И.Ы., Данилова Т.Ф., Жеребило
Т.В., Костромина Т.Б., других авторов.
Цель исследования —
провести комплексное исследование психофизиологических механизмов речи и ее
мозговой организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
механизм осмысления речи.
2. Указать механизм эквивалентных
замен.
3. Охарактеризовать
механизм речевой памяти.
4. Указать
физиологические аспекты строения речевого аппарата.
5. Детально
охарактеризовать основные функции речевого аппарата.
6. Охарактеризовать
аспекты формирования внутренней и внешней речи.
7. Выявить аспекты
импрессивной и экспрессивной речи.
8. Охарактеризовать
отделы головного мозга, принимающие участие в речевой активности
Предмет исследования —
специфика психофизиологических механизмов речи и ее мозговой организации.
Объект исследования — речь.
Методология исследования
представлена общенаучными методами: анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование; специальными методами: наблюдение, эксперимент,
самонаблюдение, опрос, беседа.
Практическая значимость
исследования заключается в возможности использования результатов исследования в
рамках преподавания дисциплины «Общая психология».
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Любое высказывание как
передача смысла в акте общения рассматривается с трех основных точек зрения:
говорящего, слушающего, говорящего и слушающего одновременно. Это деление
условно.
Осмысление
речи принято делить на распознавание речи и понимание речи. Распознаванием называют узнавание
материальной формы речи (т.е. какими предложениями, словами, буквами, звуками
данная речь представлена). Пониманием
речи называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким
образом он выражен.
С точки зрения говорящего, высказывание употребляется
с целью передать содержание и,
следовательно, привлечь внимание слушающего к содержанию сообщения и к своей
личности. Это использование человеком экспрессивной
функции речи. Для этой цели употребляются как обращения к слушающему, так и
формы речи, которые индивидуализируют самого говорящего.
2. Действие механизма
эквивалентных замен состоит в том, что в самом процессе восприятия речи
слушащий (читающий) заменяет слова и словосочетания (сложные знаки) более
простыми сигналами или наглядными образами. Это является своего рода
необходимостью в силу того, что возникающий в сознании знак отражает первичный
знак не прямо, а косвенно или «превращение» и его понимание человеком происходит путём как бы перевода с «языка
слов» на «язык образов» и «язык мысли». В самом же сознании образу могут
соответствовать различные слова, отличные от тех, что даны в восприятии, а лишь
сопряжённые с ними по смыслу.
3. Речевой аппарат
состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального
(регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого
аппарата. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге.
Периферический речевой
аппарат состоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного
(звукопроизводящего)
В дыхательный отдел
входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
4. Недостаточная
изученность феномена внутренней речи и значительные расхождения в точках зрения
различных авторов на данный феномен обусловлены, вероятно, не только
трудностями изучения речи, преимущественно не имеющей внешних проявлений, но и
отсутствием общепринятого определения внутренней речи, обусловливающего
понимание сущности данного феномена.
Фрагмент текста работы:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ 1.1. Осмысление речи Любое высказывание как
передача смысла в акте общения рассматривается с трех основных точек зрения:
говорящего, слушающего, говорящего и слушающего одновременно. Это деление
условно[1].
Осмысление
речи принято делить на распознавание речи и понимание речи. Распознаванием называют узнавание
материальной формы речи (т.е. какими предложениями, словами, буквами, звуками
данная речь представлена). Пониманием
речи называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким
образом он выражен.
С точки зрения говорящего, высказывание употребляется
с целью передать содержание и,
следовательно, привлечь внимание слушающего к содержанию сообщения и к своей
личности. Это использование человеком экспрессивной
функции речи. Для этой цели употребляются как обращения к слушающему, так и
формы речи, которые индивидуализируют самого говорящего.
С точки зрения слушающего, речь должна быть не только
воспринята, понята, но и оценена по достоинству, так как содержание речи и ее
оформление может вольно или невольно нанести ущерб слушающему и третьим лицам.
Поэтому при осмыслении речи необходимо не только понять замысел говорящего,
оценить этот замысел с точки зрения его содержания и авторского мнения, и
намерения, но и оценить направленность этого замысла, его полезность. Это
использование человеком оценочной
функции речи.
Но для того, чтобы могли
реализоваться обе эти функции по поводу мыслительного содержания речи, необходимо,
чтобы оба участника речевого
общения достаточно хорошо владели единым, общим, не зависящим от данного акта
коммуникации значением знаков — коммуникативным значением. Например: «Что это?». Одинаковые по содержанию
высказывания, однако одно из них понятно в китайской языковой среде, а другое —
в русской. Экспрессивное и оценочное значения выражений могут быть одинаковы и
не зависеть от языка, а коммуникативное — всегда зависит от языка[2].
Использование говорящим
слов и выражений, понятных слушающему, и адекватное распознавание языковой
формы этого высказывания слушающим называют реализацией коммуникативной функции речи. Например, преподаватель, войдя в
класс, видит запачканную классную доску и произносит с возмущением: «Дежурный, что это?». Дежурный
отвечает: «А что это?» — как бы недоумевая, о чем вопрос. Экспрессивная
функция высказываний различна: преподаватель возмущен тем, что доска не
вытерта; дежурный успокаивает: «У нас все в порядке, стоит ли волноваться?»
Оценочная функция высказываний также различна. Дежурный: "Вот пристал, что
особенного, забыли стереть!..»; преподаватель: «Хулиган, еще передразнивает!».
Увеличение значения
коммуникативной функции по сравнению со значениями экспрессивной и оценочной
функций пропорционально длине, абстрактности и сложности высказывания.
Сравните: «Эй!» и «В равнобедренном
треугольнике углы при основании равны». Оклик «Эй!», например, при опасности на улице, может быть почти
адекватно понят даже человеком, не знающим русского языка, но для понимания
второго предложения необходимо достаточно хорошо знать русский язык.
В силу ориентированности
коммуникативной функции на общезначимое в разных видах речи и ориентированности
оценочной и экспрессивной функций на конкретную речь нередко коммуникативную
функцию считают специфической для языка, а экспрессивную и оценочную функции —
речевыми, производными от коммуникативной[3]. Однако в реальном сообщении
мысль всегда оформляется речью по трем функциям одновременно. Характерно, что
по правилам создания высказываний и оформления мысли как говорящий, так и
слушающий [1] Беркинбаева Г.О., Исаева Ж.И.Ы. Роль развития диалогической
речи учащихся в обучении // Евразийский союз ученых. 2019. № 4-5 (49). С. 33. [2] Ботирбекова Г.А. Работа с упражнениями для развития
устной речи студентов // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 476. [3] Гибадуллина А.В. Закономерности развития речи у детей
раннего развития в норме // Международный студенческий научный вестник. 2019. №
5-2. С. 182.