Курсовая теория на тему Психодиагностика агрессии у детей подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивности у подростков 6
1.1. Сущность понятий «агрессия и агрессивность», «профилактика» и «коррекция» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 12-17 лет и проблема их агрессивности 13
Глава 2. Проблемы агрессивности и способы коррекции агрессии 24
2.1 Проблемы агрессивности в психологии 24
2.2. Коррекция агрессивности у подростков средствами музыкотерапии 28
Заключение 33
Список использованных источников и литература 35
Введение:
Введение
На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, часто является основным источником трудностей в отношениях между людьми. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности являются одним из наиболее распространенных явлений среди родителей и педагогов.
В последние десятилетия значительный рост общественного беспокойства вызван значительным ростом детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости в отношении детей и подростков.
Агрессивное поведение может привести подростков к различным преступлениям. Несовершеннолетние являются наиболее преступно активной частью населения. Увеличивается агрессивность и дерзость подростков в совершении преступлений, увеличивается количество случаев изъятия наркотиков у подростков. Важным компонентом является изучение различных факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте.
В данной работе мы рассмотрим один из способов профилактики агрессии подростков.
Актуальность исследования агрессивности подростков определяется особенностями современной общественной жизни. Современный подросток попадает в мир, который очень сложен по своему содержанию и социализации. Это связано с перенасыщенной природой информации, которая глубоко влияет на психику подростка, который еще не имеет четкой жизненной позиции и защитных механизмов.
Проблема коррекции подростковой агрессии была отражена в работах таких авторов как Л.И. Божович, Л. Берковец, Н.А. Волкова, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.А. Рогов и др.
Цель исследования заключается в исследовании метода музыкотерапии как средства профилактики и коррекции агрессивности у подростков.
Исходя из цели исследования необходимо решить ряд следующих задач:
1. изучить сущность понятий «агрессия и агрессивность», «музыкотерапия», «профилактика» и «коррекция»;
2. рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков 12-17 лет и проблему их агрессивности;
3. выявить способы диагностики профилактики и коррекции агрессивности у подростков;
4. разработать рекомендации по профилактике и коррекции агрессивности у подростков средствами музыкотерапии.
Объект исследования – агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования – коррекция агрессивности поведения подростков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы согласно теме исследования.
Заключение:
Под агрессией понимается мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, вредное для объектов нападения, наносящее физический, моральный ущерб людям или причиняющее им психологический дискомфорт.
Агрессивность является устойчивой характеристикой субъекта, отражающей его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда другим или подобное аффективное состояние (гнев).
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, в основании которого лежит целебное воздействие музыки на психологическое состояние человека.
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мер, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различные виды отклонений в поведении подростков.
Коррекция – это система мер, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с использованием специальных средств психологического воздействия.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста — трудного возраста, при котором происходят кардинальные изменения в области общения со взрослыми, а также происходит внутренний конфликт.
Все перечисленные характеристики данного периода развития ребенка могут привести к пагубным последствиям психологического аспекта (замкнутость, агрессия, употребление алкоголя или наркотиков и т.д.).
Чтобы избежать таких последствий, педагог должен работать с подростками, проводить профилактические работы, а также просто уметь выслушать его и понять.
Агрессивность выступает сложным социально-психологическим феноменом, уровень которой в пределах нормы позволяет подростку адаптироваться в окружающей среде, а высокий уровень агрессии влечет за собой ряд негативных последствий, отражающихся на обществе в целом.
Обучение учеников взаимопониманию, умение планировать и осуществлять совместные социально значимые виды деятельности, привыкание к сотрудничеству и взаимодействию на разных уровнях и помощь в формировании ученической команды являются важными условиями для развития личности и предотвращения агрессивных тенденций у подростков. Конечно, ведущая роль в этом процессе принадлежит учителям.
Теоретический анализ состояния проблемы коррекции агрессивного поведения подростков показал наличие принципиально разных подходов к пониманию сущности и характера агрессии, что свидетельствует о многомерности изучаемого явления, многофакторной обусловленности агрессии как поведенческого поступка и агрессивности как личностной черты.
При использовании педагогической музыкальной терапии в учебном процессе общеобразовательной школы подростки начинают чувствовать друг друга, что создает атмосферу взаимопонимания и единства, каждый ученик осознает свою уникальность, развивает новаторское мышление и уверенность в себе.
Все это позволяет говорить об огромных возможностях музыкально-терапевтического воздействия на личность подростка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивности у подростков
1.1. Сущность понятий «агрессия и агрессивность», «профилактика» и «коррекция»
Определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [1]. Необходимо отметить, что без известной доли агрессивности людям не обойтись.
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Реан А.А Бютнер
К. рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [2, 3].
Состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации.
В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества [4]. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится: . Врожденным побуждениям и задаткам; . Потребностям, активизируемым внешними стимулами.
Познавательным и эмоциональным процессам; . Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением[1].
Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим. В Словаре русского языка Ожегова С. И. понятие «агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти», а понятие «агрессивность» рассматривалось лишь как производное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический») [5].
В «Психологическом словаре» агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения… приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт…» [6].
Таким образом, чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение.
Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии совершенно различное содержание. Его определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных.
Агрессия предполагает большое многообразие значений. В психологии агрессию представляют, как наступление, нападение, атаку, однако непосредственно в исследовательском плане интерес направляется на иные ее коннотации.
Один их ряд содержит такие значения агрессии, как опасность, угроза, желание оскорбить, унижение, враждебность, злоба, наказание, безжалостность, принуждение, нанесение ущерба кому-нибудь либо чему-нибудь. Речь идет, в частности, о насильственном несоблюдении прав другой личности и/или оскорбительных поступках по отношению к ней [3, c.26].
Другой ряд коннотаций, напротив, связывает агрессию с настойчивостью, спортивным гневом, решительностью, смелостью, честолюбием, просто негодованием, сопротивлением господству других людей, силой воли, самоутверждением. Эта линия явно находится в русле гуманистической психологии. [9, c.62].
Вероятно, что формально значения агрессии, в которой акцент делается на насилие и причинение вреда другому человеку, и значения, в которых агрессия рассматривается в контексте воли, самоутверждения, отстаивания своего достоинства, личностного роста, слабо взаимосвязаны.
Основной вопрос заключается в том, означает ли одно и то же понятие агрессии разные психические явления или, наоборот, одна и другая агрессия