Курсовая теория на тему Проявление лидерских качеств в начальных классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 4
1.1. Проблема лидерских качеств в зарубежной и отечественной психологии 4
1.2. Лидерские качества младших школьников: сущность и специфика 11
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Программа развития позитивных лидерских качеств у младших школьников 16
2.2. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Проблема лидерства вызывает большой интерес в научной общественности и в широких слоях народонаселения. Современная жизнь выдвигает перед новым поколением такие задачи, которые требуют функционального роли в общественной жизни, во содействии с людьми и социальными институтами в почти всех сферах жизни.
Школьный возраст – это долгий период в развитии личности, когда появляется надобность в самоутверждении, в самореализации , в том числе в лидерской деятельности. Проблема раннего выявления, развития и обучения будущих лидеров в настоящее время деятельно изучается в психологии и педагогике разных стран мира. Растет ее известность и в отечественной психолого-педагогической науке , а так же и в образовательной практике. При современном развитии сообщества подготовка детей обладающими лидерскими качествами — это стратегическая государственная задача. Эта стратегия ведет к прогрессу сообщества, гарантирует национальную сохранность.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального всеобщего образования зафиксировано: «Развитие личности обучающегося на базе усвоения универсальных учебных действий, знания и основной результат образования». На первый план выдвигается приобретение личных и метапредметных итогов обучения, при поддержке которых, уже в младших классах ребенок сумеет самостоятельно справляться с такими жизненными трудностями, как недостаток взаимопонимания в коллективе, ориентация в потоке учебной информации. Важное пространство посреди личных итогов начального образования занимают и свойства личности, которые очень нужны ребенку для удачной организации и воплощения разных видов деятельности в коллективной и групповой работе.
Развитие общественной энергичности, лидерской целеустремленности у ребенка актуально уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент грядущей личности, развивается многообразие отношений к людям, разным видам деятельности, к самому себе. В связи с этим, инновационная педагогическая практика обязана базироваться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого, ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где важнейший интерес уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, общественного, эмоционального развития подрастающей личности. Изучение механизмов проявления энергичности ребенка, процесса развития лидерского потенциала детей, имеет иключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, которые способствуют становлению энергичности личности. Наличие лидерских качеств у школьника позволит ему чувствовать себя уверенно, гармонично развиваться, смело выдвигать перед собой цели, которые на первый взгляд покажутся недостежимыми.
Методологические и теоретические аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах таких российских и зарубежных преподавателей и психологов, как: Б. Д. Парыгина, И. П. Иванова, В. И. Зацепина, М. С. Полянского, А. В. Мудрика, Р. Л. Кричевского, К. Бэрда, Р. Стогдилла, Ф. Фидлера, К. Левина и другие.
Объект: дети начальных классов
Предмет: лидерские качества детей начальных классов
Цель: изучить проявления лидерских качеств в начальных классах
Задачи:
1) проанализировать проблему лидерских качеств зарубежных психологий
2) рассмотреть лидерские качества младших школьников
3) разработать программу развития лидерских качеств
4) рассмотреть метод проверки эффективности занятий по развитию лидерских качеств
Заключение:
В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, имеет ряд особенностей, связанных с: уникальностью развития ребенка на том или ином возрастном уровне; лидерская ситуация (формальная/ неформальная, временная/ постоянная); предустановленные отношения с педагогами. Перенос фактора социализации из семьи в начальную школу приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни учащихся. Парни с высоким статусом в командах оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т. д.).
Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и контролировать их систему неформальных ценностей и норм. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, способствующим развитию команды и личности в команде. Создание условий для обучения в различных формах, как основной вид деятельности (может стать источником появления лидеров); следовательно, это требует формирования познавательного интереса. Формирование коллектива, поскольку развитый коллектив обладает огромной образовательной силой, способностью видеть личность в каждом ребенке, позволяет ему раскрываться.
Все взлеты и падения происходят благодаря лидерству. Чем больше мы стараемся делать в жизни, тем более уверенно придем к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Проблема лидерских качеств в зарубежной и отечественной психологии
Интерес к понятию лидерства существует уже долгое время. С давних времен люди пытались понять и осмыслить это сложное явление. Понятие лидерства формируется уже несколько веков подряд. С самих давних времен народы восхищались вождями своих племен и даже очень часто приписывали им сверх способности. В нашем понимании вождь племени это типичный лидер, обладающий отличительным чертами. В современном обществе почти во всех сферах деятельности можно выделить наиболее авторитетную и выделяющуюся личность.
Несмотря на то, что о лидерстве размышляли еще Сократ и Платон в своих диалогах, понятие лидерства появилось в литературе приблизительно в 14 веке. В английском языке слово «leadership» появилось 200 лет назад, но изучение теорий лидерства и изучение самого понятия началось лишь в 20 веке. Понятие лидерства широко распространено во многих научных сферах, таких как педагогика, социология, политология, психология и т.д. На Западе существует множество тестов и методик по выявлению и развитию лидерских качеств во всех возрастных группах. [4]
На настоящий день существует около 400 определений лидерства, которые кардинально отличаются друг от друга. Например Макиавелли, который исследовал феномен политического лидерства говорил, что: «Лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства». Советами Макиавелли еще долгое время пользовался Н. Бонапарт и многие другие знаменитые личности.
Т. Карлейль считал, что большинство людей это убогая масса, которой нужен направляющий человек т.к. без него люди просто не смогут существовать. В 19 веке Ф. Ницше изложил мысль о существовании сверхчеловека, которого отличается от всех остальных сила воли, большие жизненные силы и множество других качеств присуще лидеру.
Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» гораздо позднее зарубежных коллег. Дело в том, что с середины 30-х годов проблемы лидерства в отечественной науке, как и другие вопросы социальной психологии по причине тоталитаризма в стране обходили стороной.
В 1973 г. одним из первых в отечественной литературе развернутый сопоставительный анализ феноменов лидерства и руководства провел Б.Д. Парыгин. Он выявил отличия лидера от рядового руководителя. В своѐм исследование он обнаружил, что авторитет лидера основан лишь на его личном влиянии на членов группы, когда как авторитет официального руководителя предполагает не только силу его личного влияния, но и силу
воздействия указаний, которые вытекают из уровня его официального статуса в организации. Кроме того, лидер основывается на личных симпатиях и антипатиях, в то время как официальный руководитель имеет более широкую сферу. Это исследование и послужило стартом для дальнейшего развития теории лидерства. [8]
И.П. Волковым было предложено такое понятие лидерства: «Лидерство — процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий».
А.И. Уманским дал следующие понятие: «Лидер — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности этой группы».
С другой стороны, Г.М. Андреева говорит, что лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы.
Феномен лидерства Г.М. Андреева рассматривает в контексте динамических процессов в малых группах: «Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.