Курсовая теория Экономические науки Макроэкономика

Курсовая теория на тему Провалы рынка и способы их регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1. Сущность и функции рынка 5
1.2. Элементы рынка, классификации рынков 9
Глава 2. ПРОВАЛЫ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА 12
2.1. Понятие и классификации провалов рынка 12
2.2. Понятие и классификация провалов государства 19
Глава 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВАЛОВ РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 23
3.1. Особенности и задачи регулирования рынка 23
3.2. Основные мероприятия по деятельности государства для избегания провалов рынка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

 

  

Введение:

 

Рыночная экономика предполагает, что на рынке действует большое число независимых продавцов и покупателей, спрос и предложение сбалансируется на основе некоторой равновесной цены, на спрос и предложение влияют различные ценовые и неценовые факторы, но в целом механизм регулирования спроса и предложения вполне свободнорыночный.
В условиях реального рынка на него и его отдельные элементы действуют различные факторы, которые приводят к тому, что рынок не справляется с саморегулированием, возникают так называемые провалы рынка, или его несостоятельность.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что для достижения общественной удовлетворенности, обеспечивания функционирования экономики в нормальном режиме провалы рынка должны быть сглажены или исключены. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем, а также рассмотреть причины возникновения провалов и работать над их устранением.
Тема провалов рынка рассматривалась еще Дж.Кейнсом и является одной из основных идей в кейнсианстве, поясняя необходимость введения государственного регулирования рынка. Тему провалов рынка рассматривают на разных уровнях в учебной литературе по макроэкономике, по мировой экономике, а также авторы статей по государственному регулированию рынка.
Целью работы является: рассмотреть провалы рынка и способы их регулирования.
Задачи:
— изучить сущность, функции, классификацию рынка,
— рассмотреть провалы рынка и государства и их виды;
— изучить способы регулировании провалов рынка в России.
Объектом является рынок и его провалы, предметом – способы регулирования провалов.
Мировой опыт подтверждает, что при отсутствии активной регулирующей роли государства, развитие экономики и общества замедляется, становится невозможным прогресс, возрастает социальная напряженность.
Таким образом, государственная политика является одним из важных факторов, влияющих на рынок, без государственной политики, поддержки и устранения провалов рыночная экономика не всегда может существовать.
В работе использовались общенаучные методы: анализ .синтез, сравнение, дедукция и прочее.
Теоретической основой работы являлись труды российских ученых.
В первой главе работы рассматривается рынок в целом, его сущность, функции, классификация.
Во второй главе работы изучают провалы рынка и их виды.
В третьей главе изучаются способы, которыми государство может компенсировать провалы рынка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе работы был рассмотрен рынок в целом, его сущность, функции, классификация. Рынок – это место, где продавцы сходятся с покупателями, где осуществляется обмен денег на товары и товаров на деньги, при этом рынки бывают разными: мировыми, национальными, региональными и прочее. Рынки также классифицируются по уровню влияния покупателя и продавца, по их количеству, по сложности входа на рынок, по тому, какая из сторон обладает информацией и влияет на ситуацию, насколько полная эта информация и прочее.
Во второй главе работы изучают провалы рынка и их виды. Не во всех ситуациях рынок может быть саморегулирующимся и независимым, случаются и так называемые провалы. Провалы – это такое состояние рынка, при котором он не выполняет свои функции. Провалы рынка возникают там, где существует монополия, там, где не может быть достигнуто справедливое социальное распределение, когда недостаточно информации для принятия решений, в прочих ситуациях.
В третьей главе изучаются способы, которыми государство может компенсировать провалы рынка. Вмешательство государства должно привести к сглаживанию ситуации с провалами рынка. Кейнсианская политика была одном из способов компенсации провалов. Государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы. Также широко государственное регулирование используется в несаморегулирующихся отраслях, например, отрасли сферы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Сущность и функции рынка

Рынок может быть определен по разным критериям. Так, например, рынок представляет собой совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. Рынки могут быть классифицированы по разным признакам.
Например, по территориальному признаку выделяют рынки:
 местный (в пределах села, города, региона)
 национальный (внутренний)
 мировой рынки
Рынок – это часть общего мирового хозяйства, наряду с производством. Рынок и производство тесно взаимосвязаны.
Воздействие производственной сферы на рынок осуществляется следующим образом:
— производство снабжает рынок товарами и услугами, в процессе реализации которых возникают рыночные отношения и рыночное взаимодействие;
— производство создает стоимость, на основе этого участники рынка могут получать доходы;
— производство и общественное разделение труда в производстве – стимул самого существования рынка, отношений между субъектами рынка по поводу распределения и обмена.
В то же время рынок влияет на производственную сферу, указывая, что, когда, в каком количестве будет востребовано. Именно в этом состоит основная функция рынка.
Основные функции рынка:
— объединение сферы производства и потребления, регулирование объемов, наполнение каналов распределения, создание взаимоотношений между субъектами;
— контроль результатов производства, именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей, именно на рынке определяется: для продавцов — доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приоб-ретать?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что ры¬ночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей.
Эти функции рынка были свойственны ему с самого начала развития, когда еще было слабое развитие товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.
В настоящее время большое значение имеет глобализация и транснационализация рынков, которая происходит под влиянием различных факторов: Коммуникация и информационно-коммуникационная революция создает объективные предпосылки как для объединения мировой экономики в единой целое.
Глобализация сопровождается ростом объема и разнообразия сделок, покупатели и продавцы которых, исполнители и заказчики находятся на большом удалении друг от друга, в разных странах по всему миру, объектом сделки могут быть товары, услуги, обменные операции, формированием и расширением мировых потоков товаров и услуг, а также рабочей силы, капиталов и прочее, сопровождаясь углублением международного разделения труда и кооперации, транснационализацией экономики.
Транснационализация мировой экономики – это процесс, связанный с перемещением капитала и одной страны в другую, из страны с избыточным его количеством в страны, где имеются в наличии или дешевы других факторы производства, например, земля, труд и прочее .
Это процесс расширения деятельности национальных компаний и выход их на международные рынки не как продавца и покупателя, а как активного участника этих рынков, превращение их в транснациональные корпорации.
При транснационализации происходит не только выход на международные рынки со своей продукцией, но и создание сети филиалов по всему миру. При этом страна с ресурсами получает их рациональное использование, что было невозможно при отсутствии капитала, страна с избытком капитала – то, что он начал работать и приносить отдачу.
Транснационализация экономическая – одна из форм существования транснационализации, она сопровождается формированием международных по характеру деятельности, но национальных с точки зрения контроля капитала организации, оргструктуры компаний – транснациональных корпораций .
Транснационализация – это в первую очередь осуществление прямых иностранных инвестиций, в основном транснациональными корпорациями .
Транснационализация может быть разделена на транснационализацию производства и транснационализацию капитала.
Их общие черты:
— являются такими изменениями в мировой экономике, которые можно представить как «качественный скачок», и новым явлением для мировой экономики в целом.
— представляют собой новый этап объединения мирового хозяйства, отличие от предыдущих этапов – форма вовлечения национальных экономик;
— сопровождается глобализацией научно-технического процесса, ускорением темпов его развития, более широкой доступностью его результатов;
— требования к качеству, объему и характеристикам продукции устанавливаются мировым рынком;
— активно развиваются ТНК и транснациональные банки как форма поддержки данного процесса, его финансирования и осуществления;
— концентрация производства в масштабах мирового кооперирования в ТНК;
— переход производства и капитала в новое качество;
— ТНК как субъект международных отношений с большим влиянием .
Процесс транснационализации сопровождается перекрестным использованием капитала, его объединением, процессами слияния и поглощения компаний, привлечение иностранных финансовых средств, в том числе международных банков, тесное переплетение производств и финансовых организаций разных стран, создания долговременных связей.
Причинами, по которым стала возможной транснационализация, можно назвать:
— открытость границ, снятие запрета на вывоз капитала, свободный вход на рынок других стран;
— свободная миграция трудовых ресурсов;
— развитие информационных технологий;
— накопление достаточного количества капитала;
— научно-технический прогресс;
— либерализация экономик;
— международная кооперация и интеграция;
— создание единых экономических пространств;
— востребованность данного процесса .
Транснационализация сопровождается:
— повышением уровня открытости экономики,
— углублением и развитием международной специализации и разделения труда .
В процессе транснационализации экономик структурные элементы национальных экономик объединяются.

1.2. Элементы рынка, классификации рынков

Рынок – организованная система, в которой субъектами являются продавцы и покупатели, производители и потребители. Именно во взаимодействии субъектов рынка устанавливаются рыночные цены. Это – идеальный процесс, свойственный конкурентному рынку.
Рынок имеет собственную инфраструктуру, под которой понимается совокупность различных субъектов и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка.
Основные элементы рыночной инфраструктуры — торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и биржи.
Инфраструктура рынка — это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке и создающих условия для функционирования рынка.
Инфраструктура может рассматриваться с точки зрения организационной и материальной базы.
В организационную базу включают совокупность различных учреждений и организаций, как государственных, так и коммерческих, а также различные посреднические организации, они создают основу функционирования рынка.
Материальная база включает систему транспорта, складов, информационной системы и средств коммуникаций.
Рыночная инфраструктура способствует организации рыночных операций, контролю и регулированию их, способствует повышению оперативности и эффективности данных операций, а также осуществляет информационное обеспечение работы рыночной экономики в целом, каждого рынка в частности.
Инфраструктура различная на разных видах рынков, специализирована под каждый вид.
Основные условия функционирования рынка:
— частная собственность;
— свободы рыночного регулирования цен;
— свобода конкуренции.
Кроме субъектов рынка, отношений купли-продажи, осуществляющихся между ними, к элементам рынка также относятся: спрос, предложение и цена.
Кроме классификации по территориальному признаку, рынки могут быть классифицированы по объекту купли-продажи, то есть на рынок ресурсов, рынок потребительских товаров.
Также по характеру объекта купли-продажи могут быть выделены потребительский рынок, рынок средств производства; рынок земли; рынок недвижимости; рынок рабочей силы; рынок технологии; валютный рынок; фондовый рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности и так далее.
Каждый из этих рынков представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов.
В настоящее время имеет большое значение рынок информации и информационных технологий.
По субъекту рынки различают на рынки продавцов, покупателей, государственных учреждений и так далее, можно также в зависимости от типа рынка выделить такие модели, как монополия (рынок одного продавца), монопсония (рынок одного покупателя), рынок монополистической конкуренции (рынок нескольких продавцов), рынок совершенной конкуренции (много продавцов и покупателей) и т.д.
Рынки по характеру объема продаж разделяются на оптовый и розничный.
По степени удовлетворения спроса – равновесный, дефицитный и избыточный.
По поддержанию требований законодательства – легальный и черный рынок.
Сегментация рынка – часть управления рынком. Часть структуры его анализа.
Сегментация осуществляется по различным факторам, в процессе сегментации выделяются однородные группы.
Процесс сегментации рынка всегда динамичен. Меняющиеся вкусы, мода, стиль жизни, уровень и динамика доходов, число членов семьи, профессиональный и национальный состав насе¬ления — все эти и многие другие объективные и субъективные факторы углубляют процесс сегментации рынка и в наше время.
В связи с этим сегментация рынка является объектом пристального внимания маркетинговых служб как в статике, в каждый момент, так и в динамике.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы