Лексикология Курсовая теория Иностранные языки

Курсовая теория на тему Прототип в свете частеречной категоризации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава I.
Теоретические аспекты изучения категоризации. 5

1.1
Понятие категоризации. 5

1.2 Категории имени
существительного. 6

Глава II.
Модели формирования прототипов в когнитивной лингвистике. 14

2.1 Категория, ее статус и вербализация в современном
английском языке. 14

2.2
Морфологические категории в английском и в русском языке. 16

Заключение. 23

Список
использованных источников  25

  

Введение:

 

Все материальное и абстрактное в этом мире категоризируется человеком.
Любая реализация высказывания потребует обращения к категориям. «Вне
способности к категоризации мы не смогли бы функционировать вообще – ни в
материальном мире, ни в социальной и интеллектуальной жизни» [20, с. 144].
Исследование категорий расширяет рамки понимания самого процесса мышления, что
обеспечивает возможность прогнозировать возможные коммуникативные действия
человека.

Категоризация представляет собой один из способов упорядочивания и
систематизации окружающего мира. Понимание сущности процесса категоризации в
определенные периоды развития когнитивной теории претерпевало радикальные изменения,
критиковались и подвергались оспариванию сложившиеся концепции.

Любой язык выступает средством членения мира, то есть имеет свой способ
его концептуализации. Поэтому каждому языку соответствует отдельная картина
мира, согласно которой создается любое высказывание в данном языке. В этом
проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.

Среди множества подходов к процессу образования и формирования категорий
более всего выделяются классическая и прототипическая теория категоризации.
Часто эти подходы противопоставляются, однако более перспективным
представляется понимание синтеза двух традиций. Концепция типичных
представлений (т.е. прототипов) может существенно дополнить семантику понятия
при толковании значений, что характерно для классического подхода [3].

Язык является самым важным способом формирования и
существования человеческих знаний о мире. Отражая в процессе деятельности
объективный мир, человек фиксирует в языке результаты познания. Члены одной и той же категории в сознании человека имеют
различный статус: среди них выделяются более и менее типичные представители. Эти процессы в языке
нашли отражения в работах исследователей
русского языка В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, А.И.Ефимова, М.Н.Кожиной,
Е.Н.Прокопович, Р.Г.Пиотровского, Д.Э.Розенталя, Н.Н.Раевской и других.

Несмотря на это данная
тема актуальна, так как в исторической стилистике до сих пор не определен
семантический  потенциал отдельных
грамматических форм и категорий, не проанализированы причины различного
функционирования грамматических единиц в той или иной жанрово-стилевой
принадлежности, в полной мере не раскрыта роль различных частей речи в
организации различных текстов.

Цель нашей работы
рассмотреть особенности частеречной категоризации.
Данная цель предполагает решение следующих задач:

— Дать определение
понятию «категория»;

 -описать основные категориальные значения отдельных
морфологических частей речи;

— выявить категориальные
признаки прототипа;

-рассмотреть прототипические признаки категории
существительного.

Объектом
исследования являются различные теории частей речи.

Предметом
— принципы становления и развития теории частей речи.

Теоретическую
основу исследования составили работы отечественных и
зарубежных лингвистов, таких как С.Д. Кацнельсона, Ю.С. Маслова, Э.Х.
Хабибуллиной, В.В. Виноградова и др.

Материалом исследования
послужили лингвистические словари, справочные материалы по образованию множественного
числа существительных, идеи Е.С. Кубряковой, Э. Рош, Л. Витгенштейна и других о теорий  прототипической
организации категорий.

Практическая ценность работы
заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть
использованы для решения прикладных задач в языкознании и английского языка при
рассмотрении темы о категориях существительных. Материалы курсовой работы могут
быть использованы в теоретических исследованиях по проблемам общей и частной
теории грамматики английского языка.

Структура
работы определена решением поставленных задач и включает
введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения категоризации и
концептуализации.

Во второй главе
рассматриваются методы рассмотрения категориальных особенностей существительных
и других  частей речи.

В заключении подводятся итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение
категорий частей речи связано с анализом языковой действительности, с
наблюдением за конкретными проявлениями разных сторон грамматического понятия в
речевом функционировании.

Части
речи в применении к каждому отдельно взятому языку образуют некий код
грамматического строя этого языка, благодаря чему типология систем частей речи
содержит своего рода закодированную информацию о типологии грамматического
строя в целом. Части речи как наиболее значительные грамматические разряды
лексики не совпадают полностью даже в языках со сходными типологическими
признаками, тем более, не совпадает весь набор их признаков и способов
выражения последних.

В заключение отметим, что
на примере исследования стилистического потенциала глагола есть все возможности
для детального исследования стилистики других частей речи: богатым потенциалом
обладают именные части речи, в частности, синонимия падежей, притяжательных
имен, категории множественности, местоимений; огромными стилевыми возможностями
характеризуются и другие части речи. В английском языке, современном и
классическом, существуют разные способы выражения множественного и
единственного числа на различных уровнях языка. Форма единственного числа,
помимо числового значения самой единичности, может выражать и совокупность
целостную, и совокупность собирательную. В то время как формы множественного
числа английского существительного могут выражать саму множественность в разных
её моментах.

В тех языках, где есть
грамматическая категория рода, последняя представляет собой формальную
классификацию существительных, всегда связанную с определенным четким
оформлением; род может передаваться окончанием, как в русском языке, или формой
артикля, как в немецком и французском языках. В английском и русском языке есть
существительные, которые имеют только множественное число и не имеют формы
единственного числа. Сюда относятся названия «парных» предметов (trousers,  scissors,  binoculars,  jeans и т. д.) и существительные
неопределенного множественного числа (annals, amends, auspices,  congratulations, dregs, outskirts, remains, thanks, tropics и т. д.). Есть также
несколько существительных, которые выглядят единственными, но всегда являются
собирательными существительными (vermin, people, livestock, паразиты, люди,
домашний скот и т. д.).

Что
касается глагола, то он имеет шесть основных
категорий в английском языке: категорию лица, числа, вида, наклонения, залога и
времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические
аспекты изучения категоризации

1.1 Понятие
категоризации

Части речи являются своеобразной единицей
измерения самих типологических понятий, явлений и процессов.
Категории объединяются в классы по способу формирования представлений о свойствах
окружающего мира, причем каждый класс может включать множество имен категорий.
Однако выделяются классы, которые не имеют обобщенного имени и не входят в
иерархическую структуру. При этом они характеризуются как обладающие явной психологической
значимостью. Объединяющим принципом в данном случае выступает субъективная
ценность объекта [12, с. 57-58]. К такому классу объектов относятся
общечеловеческие ценности.

Следует, однако, различать категоризацию и концептуализацию. Оба процесса являются
инструментом когнитивной науки, но представляют собой различные процессы. Так,
категоризация направлена на «объединение единиц, проявляющих в том или ином
отношении сходство, или характеризуемых как тождественные, в более крупные разряды»
[9, с. 96]. В свою очередь, концептуализация направлена на выделение неких
минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном
представлении [9]. Однако, по мнению Чернейко, абстрактное имя и здесь отличается
определенной особенностью: оно лишено образности, а его прототип не обладает наглядностью
[16, с.252]. Объект, стоящий за абстрактным именем, невидим и не связывается с
именем. Поэтому оно и является основным субъектом метафоры.

Теория
прототипов возникла в 1970-х годах XX века. Данная теория была сформулирована и
представлена в области когнитивной психологии американским психологом Э. Рош. В
дальнейшем теория прототипов получила своё отражение и в когнитивной
лингвистике, а именно в её разделе — в когнитивной семантике. Е.С. Кубрякова
определяет теорию прототипов в когнитивной лингвистике как «новый подход к
явлениям категоризации, к понятию как к структуре, содержащей указание на то,
какие элементы понятия являются прототипами [9, с. 140]. Термин категория имеет широкую
семантику и используется во многих науках. Говоря о категориях, обычно имеют в
виду разряд, группу явлений, объединенных общностью признаков. Языковая
категория в широком смысле – это «любая группа языковых элементов, выделяемая
на основе какого-либо общего свойства; в строгом смысле – некоторый признак
(параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных
языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которого
характеризуются одним и тем же значением данного признака» [13, с. 14].

Э. Рош под категорией понимает «определенное количество объектов, которые
считаются эквивалентными» [20, с.3]. Категории языка разноплановы и обобщают
как логические, так и чувственно-волевые моменты
языкового освоения мира.

1.2 Категории имени существительного

Теория частей речи — одна из центральных проблем языкознания. Таковой
она остается, начиная с античного времени. Она затрагивает самые болевые точки
языкознания — предметы лингвистических дискуссий, как наиболее глобальные. Например,
соотношение формы и содержания языковых знаков, проблемы определения слова,
проблемы классификации в лингвистике. А также  понятие категории и виды категорий, уровни
языковой системы, их иерархия и взаимодействие, понятие поля в лингвистике,
отношения синтагматики и парадигматики, отношения синхронии и диахронии,
отношения языка и речи, отражение языком внеязыковой действительности и
познавательной деятельности человека, отношения языка и мышления.

К самым выразительным
словам семантически и стилистически относятся существительные и глаголы: их
лексическое значение предметности (для существительных) и действия, состояния
(для глаголов) является центром, вокруг которого группируются в предложении все
остальные слова со своим особым языковым значением. К самым употребительным
словам относятся существительные, следующие глаголы, меньше прилагательные.
После них по убывающей линии размещаются: союзы, предлоги, наречия,
существительные и слова других частей речи. Меньше используются числительные и
междометия. Числительные — это межстилевые лексемы, которые почти одинаково
употребляются во всех стилях речи, однако самые типичные для книжных
(официально-делового, научного и публицистического) стилей [7].

Частотность употребления
слов разных части речи всегда является своеобразным показателем стилевой
принадлежности высказанного, имеет неоспоримое познавательное значение.
Стилистические исследования морфологии убедительно доказывают, что
использование частей речи является стиле — различительным признаком: стили
характеризуются более высокой частотностью отдельных частей речи и низкой
частотностью остальных частей речи. Такая неравномерность, а порой и
диспропорция использования частей речи в различных стилях современного языка
является не отклонением от нормы, а, наоборот, составляет норму этих стилей и
входит в систему его языковых средств.

Грамматический род как
одна из самых существенных признаков существительного представляет собой
многоаспектную категорию, поэтому его функционирование ученые объясняют
по-разному. Одни считают, что он не определяется содержанием слова, и пытаются
отыскать объяснение генезиса грамматического рода внутриязыковыми законами.

Род — грамматическая
категория, свойственная разным частям речи. Род части речи заключается в том,
что слова или формы слов распределяются по двух или трех классах, по традиции
языка существительные соотносятся с признаком мужского или женского пола, или
же их отсутствием. Такие классы называют соответственно мужской род, женский
род и средний род.

Согласно словарю
лингвистических терминов, А.С. Ахмановой, существительное – это часть речи,
характеризующаяся категориальным значением предметности, лексико-грамматической
категорией рода и грамматическими категориями падежа и числа, синтаксическим
употреблением в предложении в функции подлежащего, дополнения или
предикативного члена, также существительное употребляется в достаточно развитых
моделях словообразования [11, с.7-11].

В английском языке
существительное имеет грамматические категории числа и падежа. Грамматическая
категория рода присутствовала в древнеанглийском языке, однако она полностью
исчезла в конце среднеанглийского периода. В современном английском языке ни в
форме артикля, ни в форме самих существительных не отражается принадлежность к
какому-либо грамматическому роду.

Наиболее противоречивой
категорией существительного в современном английском языке является категория
рода, существования которого опровергают, либо указывают на то, что категория
рода существительного в ходе истории изменила свою природу. Подавляющее
большинство лингвистов придерживаются точки зрения, что эта категория
существовала только в древнеанглийском периоде. Считается, что, поскольку
формальные показатели рода существительных исчезли к концу
среднеанглийского периода и существительное больше не согласуется
с примыкающими к нему прилагательными и глаголами в роде,
категории рода в английском языке больше не существует [9].

Наиболее противоречивой
категорией существительного в современном английском языке является категория
рода, существования которого опровергают, либо указывает на то, что категория
рода существительного в ходе истории изменила свою природу.

Категория рода
в английском языке является одним из наиболее дискуссионных вопросов
в грамматике. Подавляющее большинство лингвистов придерживаются точки
зрения, что эта категория существовала только в древнеанглийском периоде.
Считается, что, поскольку формальные показатели рода существительных исчезли
к концу среднеанглийского периода и существительное больше не
согласуется с примыкающими к нему прилагательными и глаголами в
роде, категории рода в английском языке больше не существует [14].

В теоретическом плане
категория рода определяется лексической или «семантической» структурой слова,
однако практики (М. Я. Ганшина и Н. М. Василевская), отрицая наличие
грамматического рода, настойчиво указывают на родовые различия английского существительного.
М.Я. Блох придерживается мнения Смирницкого, считая, что, будучи семантической,
категория рода не исключается, тем не менее, из состава грамматических
категорий [17, с.58].

 Языковед Л. Тимпко [14], вслед за А.И.
Смирницким, П. А. Ильиной, Н.Ф. Иртеньевой и В.С. Сидоровой утверждает
отсутствие в английском языке собственно грамматической или морфологически
выраженной категорий рода. Она соглашается со Смирницким [13] в том, что при
исследовании лингвистических категорий нельзя замыкаться в рамках собственно
грамматических категорий, а нужно проводить социолингвистическое исследование
категории рода, рода «естественного», т.е. соответствия между языковой
категорией и естественным или биологическим делением по полу [13].

Следует отметить, что в
английском языке между отдельными частями речи отсутствуют грамматические
сочетания, связанные с категорией рода. Например: My brother was very glad to see me / Мой брат был рад увидеть меня. My aunt was very glad to see me / Моя тетя была рада увидеть меня.

В английском языке род
существительных, как правило, идентифицируется его лексическим значением. Лишь
в редких случаях существительное может указывать на конкретные половые признаки
обозначаемого предмета/лица.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы