Курсовая теория на тему Противоречия и их разрешения в педагогическом процессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1. Педагогический процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
1.1. Содержание педагогического процесса
1.2. Противоречия в педагогическом процессе
1.3. Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Глава 2. Решение противоречий педагогического процесса
2.1. Решение объективных, субъективных, внутренних, внешних противоречий
2.2 Решение противоречия между профессиональной подготовкой педагога и современными требованиями к обучению
2.3 Решение противоречия современных образовательных технологий и проблемного обучения
2.4. Разрешение противоречий в учебной деятельности
2.5 Разрешение актуальных противоречий в современном педагогическом процессе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема противоречий в педагогическом процессе существует давно, и до сих пор есть потребность в новых путях их разрешения. Перемены, которые происходят в российской системе образования определяют ее модернизацию. В современных условиях все большее значение приобретают проблемы связанные с воспитанием выпускника адаптированного к современной жизни. Обновление российского образования сопровождается интенсивным поиском решения проблемы «научить- учиться».
В педагогическом процессе четко обозначилось внедрение гуманистических способов обучения и воспитания детей, по прежнему в массовой школе сохраняется ряд противоречий. Этими противоречиями могут быть содержание и методика обучающего процесса, а так же подготовка педагогов к освоению содержания методики преподавания.
В современной школе осуществляется перевод педагогического процесса на технологический уровень, который является инновационным и основывается на теории, методике, деятельности учителя. Профессиональная компетентность современного педагога оценивается с точки зрения применения современных образовательных технологий.
Проблема противоречий и их разрешения в педагогическом процессе привлекает с точки зрения освоения содержания образования, достижения планируемых результатов в контексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [26] и является частью педагогического процесса.
Превращение противоречия в движущую силу происходит путем осознания несоответствия, которое возникло между знаниями, умениями, способностями и требуемыми ситуацией и деятельностью по выходу из этой ситуации, для ее разрешения.
Противоречия в педагогическом процессе являются движущей силой процесса обучения, потому что они неисчерпаемы, как неисчерпаем процесс познания. Определение степени и характера трудности в педагогическом процессе составляет главный способ вызывать движущую силу обучения.
Объект исследования: педагогический процесс.
Предмет исследования: противоречия и их разрешения в педагогическом процессе.
Цель исследования: рассмотреть противоречия и их разрешения в педагогическом процессе.
Задачи:
— определить содержание педагогического процесса;
— рассмотреть противоречия в педагогическом процессе;
— изучить противоречия как движущую силу педагогического процесса;
— определить решение объективных, субъективных, внутренних и внешних противоречий педагогического процесса;
— изучить решение противоречия между профессиональной подготовкой педагога и современными требованиями к обучению;
— определить решение противоречия современных образовательных технологий и проблемного обучения;
— выявить разрешение противоречий в учебной деятельности;
— изучить инновационное разрешение актуальных противоречий в современном педагогическом процессе.
Методы исследования: теоретический анализ научной психологической литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, педагогический процесс — это особый организационный и управленческий процесс, который организует учебную деятельность ученика и управляет ею. Основной целью педагогического процесса является развитие творческой личности, направленной на саморазвитие, нравственное самосовершенствование, самореализацию, самоутверждение и умение ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.
Противоречиями педагогического процесса являются отношения педагогических понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого. Движущей силой педагогического процесса является содержательное, содержательное противоречие.
Методологической основой разрешения противоречий являются объективные закономерности в сфере педагогической деятельности, а также принципы, методы и идеи системно-деятельностного подхода.
Разрешение противоречий педагогического процесса может быть достигнуто путем:
— использования информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают существенные изменения в образовательном процессе, связанные с разнообразием объектов знаний, интеграцией знаний, методологией их приобретения и служат основой для формирование нового идеологического пространства;
— овладения модульно-рейтинговыми технологиями, основные требования которых должны быть одинаковыми для всех структурных подразделений образовательного учреждения.
Принципы разрешения противоречий педагогического процесса:
— обеспечение единства требований при оценке способностей субъективного познания (принцип единства требований);
— обеспечение качества образовательных программ (принцип качества);
— обеспечение разнообразия курсов (обязательное, факультативное) (принцип разнообразия);
— обеспечение эффективного использования знаний в процессе практической деятельности (принцип эффективности);
— обеспечение возможностей для самовыражения и самоутверждения для всех учащихся (принцип равенства);
— реализация образовательных программ самостоятельного творчества (принцип саморазвития).
Решение одной проблемы становится шагом к открытию новых познавательных задач. Противоречие становится внутренним процессом, который характеризует учебную деятельность. Разрешение противоречий педагогического процесса формирует личность, способную ориентироваться в сложившейся социально-экономической ситуации.
Важно, чтобы уровень теоретической, профессиональной подготовки и методических навыков самого учителя соответствовал разрешению противоречий педагогического процесса.
Решение противоречий педагогического процесса основано на способности учителя овладеть всем арсеналом инструментов и приемов для создания проблемных ситуаций. Наиболее эффективными из них являются:
— установка класса по творческому восприятию и пониманию учебного материала;
— представление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу и определение научно обоснованных в ходе обсуждения;
— подведение стажеров к полемике и совместное выяснение причин его возникновения;
— анализ фактов, которые содержат неоднозначное их решение;
— стимулирование учеников к обсуждению постановки проблемных задач и ведению дискуссии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Педагогический процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
1.1. Содержание педагогического процесса
Наука, которая изучает и исследует проблемы педагогического процесса, называется дидактикой. Дидактика — это искусство педагогического процесса всех для всех. Наряду с термином «дидактика» термин «педагогический процесс» используется в педагогической науке.
Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ педагогического процесса. Основная задача дидактики — выявить закономерности, с которыми подчиняется педагогический процесс, и использовать их для успешного достижения целей образования.
Человек в процессе педагогического процесса должен овладеть тем аспектом общественного опыта, который включает в себя знания, практические навыки и умения, а также способы творческой деятельности. Общепринято, что закон в дидактике является внутренней сущностной связью между явлениями педагогического процесса, определяющей их необходимое проявление и развитие. Но педагогический процесс отличается по одной характеристике от других явлений общественной жизни, и соответственно законы педагогического процесса, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность [5 c. 48].
Педагогический процесс каждого человека является результатом множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием педагогического процесса, поэтому реализация этого комплекса крайне затруднена. Поэтому трудно достичь цели педагогического процесса по отношению ко всем учащимся.
Практически все последствия общественной жизни являются результатом отдельных действий, которые направлены на цели и объекты. С другой стороны, деятельность педагогического процесса преследует довольно узкие, ограниченные социальные цели, которые напрямую связаны с закономерностями педагогического процесса. Обратите внимание, что совсем не обязательно, чтобы законы педагогического процесса и цели его субъектов совпадали.