Курсовая теория на тему Просвещенный абсолютизм Фридриха II: этапы реализации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основные аспекты
Просвещенного абсолютизма и его становления в Пруссии 5
1.1. Особенности Прусского
абсолютизма. 5
1.2. Вступление на престол
Фридриха Великого. 7
2. Просвещенный абсолютизм при
Фридрихе Великом. 13
2.1. Пруссия при Фридрихе
Великом. 13
2.2. Война за австрийское
наследство. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
В XVIII в. в некоторых европейских странах получило
распространение явление, известное в истории как просвещенный абсолютизм. Это
была попытка приспособить абсолютизм к новым условиям, опираясь на идеи
просветителей. Самые яркие примеры просвещенного абсолютизма — правление
Фридриха II в Пруссии, Марии-Терезии и Иосифа II в Австрийской монархии,
Екатерины II в России.
В раннее Новое время постепенно происходит подъем
отдельных земель Священной Римской империи. Среди них особо выделяется
Бранденбург, который с 1415 принадлежал династии Гогенцоллернов. В начале XVII
в. они присоединили к своим владениям Пруссию и территории в районе Нижнего
Рейна.
Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в некоторых европейских странах в
XVIII в. Его содержанием было уничтожение или преобразования «сверху»
устаревших феодальных порядков.
Влиятельной европейской державой Пруссия стала во
время правления Фридриха II Великого (1740-1786). Он был совсем не похож на
своего отца — Фридриха Вильгельма И. Новый король получил хорошее образование,
знал несколько языков, был знаком с философией Просвещения, увлекался
литературой, играл на флейте.
В начале своего правления Фридрих II совершил судебную
реформу и провел значительную работу по кодификации законодательства. Все это
способствовало укреплению абсолютизма. Однако просвещенный абсолютизм Фридриха
II имел определенные особенности. Король правил единолично, без министров. Единственной
опорой государства он считал дворянство и защищал его интересы. Опасаясь
потерять поддержку дворянства, Фридрих II не спешил отменять крепостное право,
хотя и провел некоторые реформы, направленные на облегчение положения
крестьянства. Были изданы указы, запрещавшие помещикам забирать у крестьян
землю.
Заключение:
Просвещенный абсолютизм — также
известный как просвещенный деспотизм или благожелательный абсолютизм, форма
абсолютной монархии или деспотизма, вдохновленная просвещением. Монархи, принявшие
его, следовали принципам рациональности. Некоторые из них поощряли образование
и допускали религиозную терпимость, свободу слова и право на частную
собственность. Они считали, что королевская власть исходит не из божественного
права, а из общественного договора, по которому деспоту была доверена власть
управлять вместо любых других правительств.
Фридрих Великий помог превратить
Пруссию из европейского захолустья в экономически сильное и политически
реформированное государство. Во время его правления последствия Семилетней
войны и завоевания Силезии сильно изменили экономику.
Фридрих организовал систему
косвенного налогообложения, которая обеспечивала государству больший доход, чем
прямое налогообложение. Он также следовал рекомендациям Иоганна Эрнста
Гоцковского в области взимания пошлин и ограничений импорта и защищал прусскую
промышленность высокими тарифами и минимальными ограничениями на внутреннюю
торговлю.
Фридрих дал своему государству
современную бюрократию, реформировал судебную систему и дал возможность людям
не знатного происхождения стать судьями и высшими чиновниками. Он также
разрешил свободу слова, печати и литературы и отменил большинство судебных
пыток. Он также реформировал валютную систему и тем самым стабилизировал цены.
Однако он не реформировал существующий общественный строй.
В то время система образования в
Пруссии считалась одной из лучших в Европе. Фридрих заложил основные основы
того, что впоследствии стало прусской системой начального образования. В 1763
году он издал указ о первом прусском общем школьном законе, основанном на
принципах, разработанных Иоганном Юлиусом Геккером.
Фридрих был живо заинтересован в
землепользовании, особенно в осушении болот и открытии новых
сельскохозяйственных угодий для колонизаторов, которые увеличат
продовольственные запасы королевства. В результате этой программы было создано 60 000 гектаров (150 000 акров) новых
сельскохозяйственных угодий, но также были ликвидированы обширные участки
естественной среды обитания.
В то время как Фридрих в основном не
практиковал и терпимо относился ко всем вероисповеданиям в своем королевстве,
протестантизм стал привилегированной религией, а католиков не выбирали на
высшие государственные посты. Его отношение к католикам и евреям было очень
избирательным и, таким образом, в некоторых случаях угнетающим, а в
других-относительно терпимым.
Фридрих Великий значительно
модернизировал Прусскую экономику, администрацию, судебную систему,
образование, финансы и сельское хозяйство, но никогда не пытался изменить
социальный порядок, основанный на господстве помещичьего дворянства.
Вторжение Фридриха Великого в 1740 году в богатую ресурсами и
стратегически расположенную Силезию ознаменовало начало Войны за австрийское
наследство и было направлено на объединение разрозненных земель под властью
Фридриха.
Фрагмент текста работы:
1. Основные аспекты Просвещенного
абсолютизма и его становления в Пруссии 1.1. Особенности Прусского
абсолютизма Абсолютизм был одним из наиболее обсуждаемых понятий в исторических
исследованиях. Теория абсолютизма была разработана немецким экономистом и
историком Вильгельмом Рошером, который первым выделил три типа абсолютных
монархий: религиозный абсолютизм (XVI век), придворный абсолютизм (XVII век) и
просвещенный абсолютизм (XVIII век) (Kunisch 1986, 180). Эта первоначальная
концепция абсолютизма прошла долгий путь от ее первоначального всеобщего
одобрения в XIX и первой половине XX веков до полного отрицания этого явления
как такового за последние несколько десятилетий.
Несмотря на свой противоречивый статус среди ученых, идея абсолютной
монархии сохраняется в современных исторических работах, особенно в контексте
XVIII века, который считается эпохой «просвещенного деспотизма».
Рошер основывал свою теорию «просвещенного абсолютизма» на примере
Пруссии, которая традиционно изображается как классическая деспотическая
монархия наряду с Испанией, Францией, Австрией и Россией. Истоки Прусского абсолютизма
восходят к правлению курфюрста Бранденбургского и герцога прусского Фридриха
Вильгельма (1640-88), также известного как великий курфюрст. Основными чертами
политики Фридриха Вильгельма были централизация государственного управления,
государственный контроль над финансовыми делами, формирование постоянной армии
и борьба с сословными привилегиями, особенно в Восточной Пруссии. Проще говоря,
все, что связано с абсолютизмом, можно найти в политике Великого курфюрста [12].
Эта характерная политика была продолжена его преемниками. Сын Фридриха
Вильгельма, курфюрст Фридрих III (1688-1713), короновался