Новая истории стран Запада Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Просвещение и его место в становлении европейской культуры.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.. 6

1.1 Зарождение просветительских идей. 6

1.2
Просвещенный абсолютизм в странах Европы.. 8

ГЛАВА 2.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЕПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 12

2.1 XVII-XVIII вв. Изменения в культуре Западной Европы.. 12

2.2 Стиль
барокко в европейском искусстве. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

В XVIII веке во многих
странах Европы абсолютная монархия достигла своего пика, но в то же время
устоям сословного общества и абсолютной власти монархов был брошен духовный
вызов. Идеи Просвещения, которые получили широчайшее распространение в это
время, стали той материальной силой, что впоследствии изменили облик
европейской цивилизации. Большинство европейских стран утвердились на пути
буржуазного развития.

Сложность и противоречивость
эпохи Просвещения выплеснулась в культуре, которую в истории искусства
связывают со стилем барокко (итал. barocco – буквально странный, причудливый).
Именно в искусстве барокко отобразились представления живущих в этот период
времени о многообразии, безграничности и вечной изменчивости мира. В науке и
культуре проявился живой интерес к окружающей среде, к окружению человека,
природным стихиям. Это искусство было несколько патетическим, торжественным,
приближенным к «высокому стилю», полным потрясающих эффектов, великолепного
декоративного размаха и бурной динамики.

Отражая всю сложность
эпохи, барокко соединило в себе, казалось бы, совершенно несовместимые вещи:
фантастичность, мистику, повышенную экспрессию, иррациональность и одновременно
рационализм, истинно бюргерскую деловитость. Так, тематика барокко в полной
мере отобразилась в живописи: среди излюбленных ее сюжетов – чудеса и
мученичество, с ярко выраженной гиперболичностью, эффектностью, патетикой.
Другие виды искусства и культура в целом также соединяют в себе противоречивые
начала.

Актуальность
предлагаемой работы заключается в попытке представить эпоху Просвещения в ее
относительной целостности и полноте, в единстве различных, иногда
взаимоисключающих проявлений. Такая попытка предполагает значение исследования
с точки зрения анализа проблем современности, где вопрос о роли светских знаний
в жизни общества стоит достаточно остро.

Цель
данной
работы – раскрыть особенности развития культуры эпохи Просвещения(XVII-XVIII
вв.).

Среди задач данного исследования, которые нам
необходимо решить, следующие:

– проанализировать
социально-экономические и политические изменения в Европе XVII-XVIII вв.,
которые повлияли на развитие культуры;

– выявить причины
возникновения новых направлений в науке и культуре исследуемого периода;

– исследовать темы, жанры
и характеры искусства эпохи барокко;

– раскрыть особенности
мировоззрение наиболее ярких представителей эпохи Просвещения.

Историография
исследования. Интересные, хотя часто взаимоисключающие
точки зрения на проблему генезиса Просвещения, высказываются в XX веке М.
Вебером и В. Сомбартом. Важный вклад в развитие темы Просвещения в ХХ веке
вносят труда О. Шпенглера, который ставит эпоху Просвещения на границу между
культурой и цивилизацией в истории европейских народов, а также А. Тойнби, для
которого Просвещение, являясь одним из показателей роста западноевропейской
цивилизации, продолжает движение, начатое итальянским Возрождением. Работы Ф.
Броделя и историков школы анналов вообще раскрывают многослойность цивилизации
в целом и эпохи Просвещения, в частности. Значение игрового элемента культуры в
эпоху Просвещения раскрывается в исследованиях Дж. Хейзинга. Просвещения
становится предметом рассмотрения в работах К. Ясперса. Р. Коллингвуда, которые
исследует взаимосвязь Просвещения с историей и особенности исторической мысли
этой эпохи. Плодовитость структуралистского подхода к науке и других реалий
Просвещения демонстрируют работы М. Фуко. Связь между наукой Просвещения и
социальными реалиями того времени прослеживается в трудах Дж. Роппа. Важная
информация об искусстве Просвещения содержатся в работах Э. Ауэрбаха и Х.
Ортеги-и-Гассета. Г. Рокка исследует взаимосвязь между телеологизм и
антителеологизмом в концепциях ума Просвещения. Р. Малле отмечает, что разум
Просвещения так и не смог преодолеть миф с помощью логоса.

Отечественная литература
долгое время разрабатывала сюжеты о Просвещении, детерминированы марксистской
традицией, свободное отношение к которым наметилось совсем недавно. Б. Гессен
устанавливает связь между социально-экономическими реалиями Просвещения и наукой
того времени. Связь этих реалий с философскими построениями эпохи
прослеживается Н. В. Мотрошилова. Следует отметить работы И. С. Нарского и Т.
В. Артемьевой по философии Просвещения; роль И. Дробницького и Е.Ю. Соловьева в
анализе этических концепций Просвещения. Б.Г.Кузнецов, П.П. Гайденко, В. С.
Кирсанов много сделал с целью выявления своеобразия естественнонаучных теорий
XVII-XVIII веков. В работах Ю.М. Лотмана о русском Просвещении, раскрываются
черты Просвещения в целом.

Методологической основой исследования являются: сравнительно-исторический
метод, что позволил выявить основные черты описываемой эпохи; метод историзма,
применяемый при анализу историко-культурных образований; диалектический метод дал
возможность сущностное единство исследуемой эпохи.

Работа состоит из
введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В европейских странах
идеологию Просвещения породила переходная эпоха от феодализма к капитализму.
Одной из важнейших черт политики просвещенного абсолютизма было стремление
монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах.

Итогами политики
просвещенного абсолютизма стало: укрепление и модернизация самодержавия,
оживление общественной жизни, появление зачатков гражданского общества.
Наблюдалось укрепление крепостничества, но впервые был поставлен вопрос о
смягчении или даже отмене крепостного права, зарождается понятие свободы и прав
личности.

В XVII-XVIII вв. в
политической жизни Западной Европы на основе создания абсолютистских монархий
завершался процесс формирования крупных национальных государств. Это были,
исходя из тех времен, прогрессивные формы политической организации.
Политический абсолютизм в своем классическом виде был тенденциозно близок к
общей регламентации, он стремился к контролю во всех сферах общественной жизни.

XVII в. является особой
эпохой в культурной жизни европейского общества. Она неоднозначна и
противоречива. С одной стороны, наиболее передовые представители эпохи ищут
способы сохранить важнейшие достижения эпохи Возрождения, а с другой –
развивается мышление, которое глубоко рационалистично по своей сути.

В XVII в. в культуре
Западной Европы зарождаются новые направления и методы творчества. Среди них
главенствуют классицизм и барокко.

Зародившись в Италии,
стиль барокко вскоре распространился в Испании, Португалии, Франции, Фландрии.
Потом перешагнул границы Австрии, Германии, Англии, стран Скандинавии, Польши,
Литвы и других европейских стран.

Стиль барокко наиболее
ярко проявился в архитектуре. Эпоха барокко создала множество впечатляющих
своей красотой зданий: церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, церковь
Санта-Мария делла Виктория в Риме, дом Рубенса, церковь святого Карла Борромея
в Вене, палаццо Пезаро в Венеции, дворец Цвингер в Дрездене, дворец Бельведер в
Вене, Зимний дворец в Санкт-Петербурге и ансамбли Царского Села и много других.

С архитектурой была тесно
связана скульптура. В отличие от ренессансной скульптуры покоя, скульптура
барокко отличалась динамизмом.

В европейской живописи
эпохи барокко развивается пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр. Через язык
и организацию живописного произведения раскрываются новые образы.

В истории музыки
XVII-XVIII века тоже оставили важную веху. Это время возникновения новых
музыкальных жанров и нового похода к уже существующим.

Началом эпохи Просвещения
традиционно считают буржуазную революцию в Англии во второй половине XVII в.
Расцвет Просвещение достигает в середине XVIII в. Его завершением становится
Французская буржуазная революция с ее лозунгами: свободы, равенства и братства.

Итак, европейская
культура XVII-XVIII вв., развиваясь на основе рационализма и просвещения,
выработала новые методы и средства научного познания в освоении окружающей
среды. Она сформировала определенно новое мировоззрение, свободное от
феодальных предрассудков. Кроме того, идейно подготовила последующие
революционные сдвиги в Западной Европе, которые наиболее полно выразились в
идеалах Французской революции. Кроме того, культура данного периода выработала
новые средства художественно-творческого отражения окружающего мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1.1 Зарождение просветительских идей

Основным фактором распространения
просветительских идей в XVIII веке стало то, что большинство просветителей в
своих работах не отказались от утверждений Фомы Аквинского о существовании норм
естественного права и порядка вещей, но придали этим нормам несколько иной,
светский характер. Среди мыслителей XVIII века были распространены идеи о
простых законах, которым подчиняется весь мир. И эти законы могут быть выражены
языком строгих формул. Соответственно общественная жизнь, подчиняясь этим
законам, должна строиться на разумных, рациональных началах[1].

В XVIII
веке во многих  странах Европы абсолютная
монархия достигла своего пика, но в то же время устоям сословного общества и
абсолютной власти монархов был брошен духовный вызов. Идеи Просвещения, которые
получили широчайшее распространение в это время, стали той материальной силой,
что впоследствии изменили облик европейской цивилизации. Большинство
европейских стран утвердились на пути буржуазного развития.

У истоков Просвещения стоял английский философ Джон Локк (1632-1704). Его взгляды
формировались на опыте английской буржуазной революции и содержали
прогрессивные на то время идеи о государстве как продукте общественного
договора[2].

Феодально-абсолютистские
порядки во Франции в XVIII веке вызывали осуждение и неприятие даже среди
духовенства и аристократии, что послужило зарождению и развитию идей
Просвещения в этой стране. Философ Вольтер (1694-1778) стал ярким выразителем
идей французского Просвещения. Идея естественных прав человека лежала в основе
его учений. Он критиковал абсолютизм и политику католической церкви, хотя
утверждал  необходимость религии для
приучения людей к нравственному поведению[3].

Д. Дuдро
(171З-1784) был инициатором фундаментального издания «Энциклопедия наук,
искусств и ремесел» (1751-1776гг.). Авторами статей 33-томной энциклопедии
стали блестящие мыслители того времени – Вольтер, Ш.Л. де Монтескье
(1689-1775), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П. Гольбах
(172З-1789) и др.

Среди статей
энциклопедии были и работы государстве и государственном строе. Единой программы
на этом счет у энциклопедистов не было, но большинство из них являлись
продолжателями теорий eстественного права и общественного договора, которые
получили дальнейшее развитие в их трудах.

Ж.Ж. Руссо,
как сторонник республиканской формы правления, считал, что свержение тирании и
обретение людьми свободы создадут возможность заключения подлинного
общественного договора, который утвердит суверенитет (верховную власть) народа.

Хотя при
республиканской форме правления Руссо допускал сохранение института монархии,
но при этом функции монарха должны быть сведены до минимума.

Утверждение
конституционной монархии и республиканского строе еще не станет гарантией
произвола властей, считал  Ш.Л. де Монтескье.
Он предполагал разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную, и кроме того, настаивал на создании системы сдержек и противовесов,
чтобы одна власть могла контролировать и ограничивать другую. Монтескье
допускал утверждение республиканского строя в крупных государствах при принятии
принципа федерализма, в то время когда большинство философов придерживались
мысли о создании республик на небольших территориях.

Взгляды
немецких просветителей носили более сдержанный и абстрактный характер. Их
критика существующих порядков ограничивалась желанием иметь просвещенного
государя, а не само общество. Для немецкого Просвещения было характерным
обращение к национальным традициям, самобытности культуры народов.
Представителем немецкого Просвещения можно назвать историка, поэта и философа
И.Г. Гердера (1744-1803)[4]. [1] Европейское
просвещение и Французская революция XVIII в .: Сб. статей / Под ред. Г. С.
Кучеренко.- М., 1988.С.44 [2] Там же, С.47 [3]
Философия
эпохи ранних буржуазных революций. — М .: Наука, 1983. С.167 [4]
Философия
эпохи ранних буржуазных революций. — М .: Наука, 1983. С.168

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы