Прокурорский надзор Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора 5

1.1 Понятие прокурорского надзора 5

1.2 Содержание прокурорского надзора 13

Глава 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 18

2.1 Полномочия прокурора и организация работы по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 18

2.2 Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

  

Введение:

 

Одной из важных и основополагающих целей Российского государства является становление правового государства с гражданским обществом. Важным аспектом в достижении данной цели является соблюдение правопорядка и правовой защиты граждан, что входит в задачи государственного надзора. Одной из разновидностей государственного надзора являются прокурорские проверки, которые своим огромным значением обуславливают необходимость изучения их теоретических и правовых аспектов, а также возникающие при проведении прокурорских проверок проблемы и нахождение путей их решений.

Учреждения уголовно-исполнительной системы выполняют большой объем работы из-за высокого уровня преступности в нашей стране, поэтому исполнение назначенных судом уголовных наказаний и реализация государственного принуждения в отношении осужденных требуют постоянного надзора со стороны государства в лице прокуроров. Важность исследования системы прокурорского надзора за учреждениями исполнения уголовных наказаний диктуется происходящими в современном обществе изменениями экономического и социально-политического характера.

Поскольку прокуратура выполняет функции надзора за соблюдением законодательства, охраны прав и свобод человека и гражданина, принимает огромное количество обращений от граждан, крайне важна налаженная работа отдела делопроизводства прокуратуры.

Своевременное и качественное решение задач, стоящих перед делопроизводителем, обеспечивает эффективность деятельности прокуратуры.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.

Объектом контрольной работы выступают общественные отношения, возникающие в результате осуществления органами прокуратуры их надзорных функций.

Предметом контрольной работы являются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения прокурорских проверок.

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов прокурорского надзора.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие прокурорского надзора.

2. Рассмотреть содержание прокурорского надзора.

3. Раскрыть

Методологической основой проводимого исследования является общенаучные методы познания, такие как:

— анализ;

— синтез;

— группировка;

— сравнение и др.

Нормативную основу исследования составил ФЗ «О прокуратуре». Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики. Теоретической основой исследования выступили работы таких авторов, как: Н.С. Артемьев, С.Л. Алексеев, В.А. Винокуров, Р.С. Абдулин.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы провели исследование прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Цель и задачи исследования достигнуты, предмет и объект исследования изучены в полном объеме.

Прокуратура прошла долгий путь развития, прежде чем функционировать в действующем виде. Выяснили, что в органы прокуратуры входит прокуратура субъектов РФ, военные прокуратуры, специализированные прокуратуры, образовательные учреждения. Отметили, что основной функцией является надзор за исполнением и соблюдением законодательства. Кроме того органы прокуратуры могут выступать в суде в целях защиты прав и свобод граждан.

Правовую основу организации делопроизводства в органах прокуратуры составляет:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральные законы;

— Законы и подзаконные акты.

Прокурорская проверка включает в себя такие понятия, как: проверка, прокурор надзор. Прокурорская проверка представляет собой деятельность по контролю и надзору за соблюдением законности, осуществляемая должностными лицами органов Прокуратуры.

Основаниями проведения прокурорских проверок служат как обращения граждан и учреждений, так и инициатива самих органов Прокуратуры. Направляющие обращение в органы прокуратуры о преступлении должны иметь в виду, что подобного рода обращения не разрешаются органами прокуратуры.

Поступающие обращения с сообщением о преступлении перенаправляются в тот орган, который в соответствии со ст.ст. 144 и 151 УПК РФ правомочен их рассматривать.

После перенаправления обращения в соответствующий государственный орган прокуратура уведомляет лицо, направившее обращение, о том, что обращение было направлено и передает реквизиты принявшего обращение органа.

Данный порядок предусмотрен для тех обращений, которые было высланы по почте в письменном виде или через интернет-приемную в электронном виде.

Если же заявление о преступление делается на личном приеме, то представитель прокуратуры направляет заявителя обратиться в тот орган, который компетентен рассматривать обращения подобного рода.

Направляя обращения с сообщением о преступлениях, заявитель в обязательном порядке должен указывать данные, удостоверяющие его личность. В противном случае обращение органами прокуратуры не будет принято, поскольку оно отправлено анонимно.

Эффективность проведения прокурорской проверки, главным образом, зависит от тактики проведения прокурорской проверки, в рамках которой определяются задачи и границы прокурорских проверок. Кроме того, проведение прокурорских проверок должно соответствовать принципам своевременности, полноты и глубины, что обеспечивает качественное осуществление надзора.

Эффективность проведения прокурорской проверки обеспечивает устранение нарушений, что является главной целью прокурорской проверки.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора

1.1 Понятие прокурорского надзора

В настоящее время прокуратура является основным надзорным органом, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности.

Законодательное определение прокуратуры РФ дано в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и звучит следующим образом: «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» .

Проанализировав данное определение, можно отметить присущие органам прокуратуры признаки:

1. Органы прокуратуры являются государственной структурой.

2. Главной задачей прокуратуры является надзор, другими словами, она представляет собой надзорный орган.

3. Прокуратура является централизованной системой органов и не относится ни к одной из существующих ветвей власти, т.е. законодательной, исполнительной, судебной.

4. Прокуратура, как и прочие структуры, осуществляет свои функции в соответствии с нормами правовых актов.

Основной выполняемой функцией прокуратуры является осуществление надзора.

Как отмечает С.Л. Алексеев, под «прокурорским надзором следует понимать специфическую деятельность органов прокуратуры, которая состоит в проверке исполнения законодательства, действующего на территории РФ» . Так же следует отметить, что прокурорский надзор вправе осуществлять только один государственный орган – прокуратура.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзорную деятельность во всех сферах.

Отраслями прокурорского надзора можно назвать:

— исполнение законодательства на территории РФ;

— соблюдение Конституции

— сфера экономики;

— социальная сфера, куда входит и образование, и медицина, и социальное обеспечение и пр.

— в сфере природоохраны;

— в сфере транспорта и мн.др.

Прокурорский надзор представляет собой деятельность должностных Прокуратуры за соблюдением на территории Российской Федерации Конституции РФ и других законов .

Проведение прокурорских проверок должно соответствовать требованиям своевременности, полноты проверки и глубины.

Первое требование означает, что прокурорская проверка должна быть осуществлена как можно раньше после выявления нарушений, от этого зависит ее эффективность. Следует отметить, что чем раньше выполнена проверка, тем больше вероятность устранения выявленных нарушений.

Полнота прокурорской проверки означает, что ее границы должны быть максимально оптимально установлены, слишком узкие границы не позволять осуществить проверку полно и эффективно, а слишком широкие границы проверки могут привести к тому, что проверка окажется трудоемкой и не качественной.

Глубина проверки означает, что максимально должны быть проработаны все вопросы, касающиеся нарушения, что позволит качественно устранить нарушения.

Раскроем виды прокурорских проверок в зависимости от осуществляемого направления прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов, который принято называть «общим». Данный надзор охватывает правоприменение во всех общественных отношениях, урегулированных на нормативно-правовом уровне, а также исполнение действующего законодательства объектами надзора. Этот вид надзора играет важнейшую роль в правовой сфере, т.к. на нём базируется состояние законности в Российской Федерации, с его помощью повышается эффективность выявления и своевременное пресечение правонарушений и преступлений. Это условие необходимо для борьбы с нарушениями законов на всей территории страны, поскольку помогает отмечать тенденции роста или снижения показателей уровня преступности.

Надзору за соблюдением законов посвящена глава 1 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре». К предмету изучаемого надзора законодатель относит соблюдение и исполнение Высшего нормативного акта РФ, а также всего действующего законодательства объектами прокурорского надзора и, соответственно, законность издаваемых ими правовых актов. Здесь исполнение законов предлагаем рассматривать как совершение субъектами правоотношений (объектами прокурорского надзора) активных действий по реализации конкретных предписаний, содержащихся в нормах права, выполнение обязанностей, а соблюдение – как воздержание от запрещаемой законом деятельности . Совершение действий, ровно, как и отказ от них, в совокупности с нормативно-правовыми актами порождают правоотношения, служат примером исполнения законов. Стоит также отметить, что перечень поднадзорных объектов, указанный в ст. 21 Закона «О прокуратуре», является исчерпывающим.

Как нам известно, законодательство Российской Федерации представляет собой двухуровневую систему: законы федерации и законы её субъектов. Но не стоит забывать о международных договорах, которые также входят в правовую систему, а также о подзаконных актах. Вопрос о том, подлежат ли подзаконные акты прокурорскому надзору, является достаточно спорным. Один лагерь теоретиков склоняется к тому, что данные акты должны относиться к компетенции высших органов государственной власти, и действовать в совокупности с законом, регулирующим ту же отрасль правовых отношений, приверженцы другого лагеря придерживаются классических взглядов и не спешат включать подзаконные акты в сферу прокурорского надзора. Несмотря на то, что многие подзаконные акты детализируют положения законов, конкретизируют отдельные механизмы исполнения предписаний, имеют огромную ценность для правоприменения, всё же остановимся на общепринятой теории, согласно которой подзаконные акты относятся к предмету ведения контролирующих органов. Как указали В.Б. и В.В. Ястребовы: «Прокуратура в силу своего государственно-правового статуса обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы