Курсовая теория на тему Прокурорский надзор в уголовном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность прокурорского надзора в уголовном процессе 5
1.1 Понятие прокурорского надзора в уголовном праве России 5
1.2 Общая характеристика правового статуса прокурора в уголовном процессе 9
2 Особенности и проблемы реализации прокурорского надзора в уголовном процессе 13
2.1 Особенности реализации прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве 13
2.2 Проблемы реализации прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32
Введение:
Общепризнано, что в уголовном судопроизводстве очень важное место занимает правовой статус прокурора, его деятельность в досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства осуществляется в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, она также направлена на защиту охраняемых законом интересов общества и государства, на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства. Кроме того, в досудебном производстве прокурор одновременно осуществляет надзор за соблюдением федеральных законов органами дознания и органами предварительного следствия или, как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, надзор за процессуальной деятельностью названных органов.
Как мы видим, деятельность прокурора в досудебном производстве очень многогранна, а регламентация его процессуальных функций претерпевает постоянные изменения, законодатель то сужает круг полномочий прокурора, то вновь считает необходимым их расширить.
И поскольку прокурор является такой значимой процессуальной фигурой, поскольку постоянному пересмотру подлежит круг его полномочий, и учитывая, что такой пересмотр влечет неизбежные изменения в правовом статусе других участников уголовного судопроизводства, мы считаем тему нашей курсовой работы чрезвычайно актуальной и для уголовно-процессуальной науки, и для правоприменителя.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что затянувшаяся дискуссия о месте прокурора в досудебном производстве, его функциях и полномочиях, а также неопределенность его процессуального статуса свидетельствует об отсутствии не только у ученых, но и у законодателя ясной научно обоснованной концепции, определяющей роль и место прокурора в уголовном судопроизводстве. Существующая же в настоящее время недооценка роли прокурора в сфере уголовного судопроизводства и непродуманное сокращение его полномочий нарушают целостность его статуса и снижают правозащитный потенциал.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прокурорского надзора сфере уголовного судопроизводства.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие уголовно-процессуальный статус и функции прокурора в надзорной сфере в Российской Федерации.
Целью работы является рассмотрение института прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить понятие прокурорского надзора согласно уголовному праву России;
— охарактеризовать статус прокурора как участника уголовного процесса;
— рассмотреть особенности реализации прокурорского надзора в уголовном процессе;
— проанализировать актуальные проблемы реализации прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Сегодня, в эпоху тотальных перемен в мироустройстве, Россия переживает период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общественного устройства, в котором прокурор должен занимать особое место. Его роль в обеспечении законности и защите прав и свобод человека невероятно значительна, так как он не только представляет интересы государства, но и оказывает содействие суду и органам предварительного расследования по раскрытию преступления, изобличению виновных лиц, а также назначению справедливого наказания, либо освобождения от него. Следовательно, ни одна стадия уголовного процесса не может проходить без участия прокурора.
Прокурор в уголовном судопроизводстве не только должен осуществлять уголовное преследование от имени государства, но и руководить уголовным преследованием, которое осуществляют следователи и органы дознания. Прокурору необходимо предоставить решающее право «распоряжаться» публичным уголовным преследованием, иначе невозможно обеспечение конституционных прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства. Этот вывод исходит из ч. 1 ст. 21 УПК, которая гласит, что «уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель». Буквальное толкование этой нормы означает, что уголовное преследование осуществляет прокурор, а также наряду с ним в определенных законом пределах могут осуществлять также следователь и дознаватель.
Все вышеизложенное, а также другие положения УПК РФ, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости вернуть прокурору те права, которые позволяли бы осуществлять от имени государства уголовное преследование.
Фрагмент текста работы:
1 Сущность прокурорского надзора в уголовном процессе
1.1 Понятие прокурорского надзора в уголовном праве России
До настоящего времени ни на законодательном, ни на доктринальном уровне не выработано единое определение «прокурорский надзор», что создает некоторую неопределенность не только в теории уголовного судопроизводства, но и в правоприменительной деятельности. Вместе с тем в литературе можно встретить его различные определения.
Сам термин «надзор» означает присмотр, а «надзирать» — насматривать, наблюдать, наглядывать. Также термин «надзирать» может означать наблюдать с целью присмотра, проверки.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит понятия «прокурорский надзор».
По мнению О.В. Воронина существует несколько подходов к пониманию рассматриваемого термина. Так, при первом подходе под этим термином может обозначаться одна из основных функций прокуратуры. При втором прокурорский надзор может рассматриваться как самостоятельная отрасль права. Следующий подход рассматривает прокурорский надзор как отрасль юридической науки и заключительный как учебную дисциплину. В схожих трактовках термин прокурорский надзор рассматривается В.А. Слепцовым.
По мнению В.Ф. Крюкова под прокурорским надзором понимается государственно-властное наблюдение за единообразным исполнением правовых предписаний с принятием мер к восстановлению нарушенных прав.
По мнению М.П. Полякова и А.В. Федулова прокурорский надзор есть не что иное, как специфический вид государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации органами прокуратуры.
Несколько иную дефиницию, подходящую для целей нашего исследования, приводит В.Г. Бессарабов, полагающий, что под прокурорским надзором понимается законодательно закрепленный вид специфической основной реализуемой в установленных пределах от имени государства деятельности прокуроров. При этом такая деятельность осуществляется для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства посредством выявления, устранения и предупреждения нарушений законов.
В специальной литературе приводится позиция, в соответствии с которой прокурорский надзор является разновидностью государственного контроля. Данной точки зрения в частности придерживается В.Н. Исаенко, полагающий, что данный вид деятельности представляет собой особую форму государственного контроля. Если говорить о прокурорском надзоре за исполнением законов при расследовании преступлений, то в качестве такового следует рассматривать осуществляемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами контроль от имени Российской Федерации за деятельностью органов расследования, возложенный на прокуратуру России. Объектами такого контроля являются процессуальные решения и действия органов расследования на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Согласно позиции, высказанной В.Б. Ястребовым, надзор для прокуратуры является профилирующей, ведущей функцией, в которой проявляется специфика ее деятельности. С данной позицией сложно не согласиться, тем более, когда речь идет о прокурорском надзоре за органами, осуществляющими расследование по уголовному делу. Так, например, Л.А. Воскобитова отмечает, что на досудебных стадиях уголовного процесса основой полномочий прокурора является надзорная составляющая.
По мнению И.Л. Друкарова, прокурор в рассматриваемом аспекте предупреждает, выявляет и устраняет нарушения Конституции России и других законов, охраняющих права и интересы потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, а также иных участников уголовного судопроизводства на досудебных стадиях. Под надзор прокурора подпадают и другие процессуальные нарушения со стороны органов, осуществляющих расследование. Именно в этом заключается сущность надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
Несколько иную точку зрения высказывает Б.Я. Гаврилов, который относит прокурорский надзор к процессуальному контролю в досудебном производстве. При этом, как отмечает автор, особенностью прокурорского надзора в уголовном процессе является то, что он, с одной стороны, является имманентной частью уголовного судопроизводства, а с другой — находится как бы над процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание.