Курсовая теория на тему Прокурорские надзор за органами безопасности: история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 4
1.1 Прокурорский надзор как вид государственной деятельности 4
1.2 Сущность и значение прокурорского надзора 7
1.3 Основные понятия прокурорского надзора 10
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13
2.1 Возникновение прокурорского надзора в России 13
2.2 Советский период развития прокурорского надзора 18
2.3 Прокурорский надзор за органами безопасности на современном этапе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Особым и самостоятельным видом государственной деятельности является прокурорский надзор, составляющий ведущую, основную функцию прокуратуры, определяющую её социально-политическую значимость и государственное предназначение. Сильная государственная власть без строгого соблюдения законности невозможна. И именно в сфере обеспечения законности, являющейся для государства одной из наиболее важных сфер, наиболее последовательной и эффективной формой контроля со стороны государства является надзор за исполнением законов.
Сущность прокурорского надзора определяется его государственно-правовой природой. Нацеленный на утверждение верховенства закона прокурорский надзор занимает особое место как в системе контролирующих органов, так в системе государственных органов в целом.
Прокурорский надзор выступает действенным инструментом защиты интересов личности, общества и государства, утверждая на территории Российской Федерации верховенство действующих законов и Конституции РФ. На дестабилизирующие процессы в обществе сдерживающее действие оказывает именно прокурорский надзор, который своей деятельностью по охране закона постоянно подтверждает свою необходимость для утверждения во всех без исключения областях общественной и государственной жизни прочного режима законности, для обеспечения оптимального развития социальной сферы и экономики.
Актуальность темы, выбранной для написания данной работы, заключается в том, что повышение эффективности прокурорского надзора создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с правонарушениями в сфере федеральной службы безопасности, нацеленной на улучшение организации и функционирования исполнительных органов государственной власти, на создание правового государства, на укрепление в стране законности, на защиту прав и свобод граждан, на реализацию конституционного положения.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности контрольных органов.
Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие осуществление прокурорского надзора.
Цель данной работы состоит в изучении истории и современности прокурорского надзора за органами безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— показать прокурорский надзор как вид государственной деятельности;
— определить сущность и значение прокурорского надзора;
— выявить основные понятия прокурорского надзора;
— рассмотреть возникновение прокурорского надзора в России;
— представить советский период развития прокурорского надзора;
— изучить прокурорский надзор за органами безопасности на современном этапе.
Теоретической базой исследования стали труды таких видных юристов и правоведов, как Андреев И.Л., Анисимов Е.В., Басков В. И., Беляев В.П., Борисов С.В., Григорьев В., Казарина А., Каменский А.Б., Ласкина Н. В. Меркурьев В.В., Смоленский М. Б. и др., касающиеся вопросов осуществления прокурорского надзора.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В соответствие с базирующимися на положениях Конституции РФ и законодательства о прокуратуре определенными принципами в Российской Федерации свою деятельность осуществляет прокуратура РФ. Необходимо подчеркнуть, что создание правового государства практически невозможно без неуклонного соблюдения законности, со соблюдением которой осуществляют надзор прокурорские надзорные органы.
В настоящее время потенциал прокуратуры весьма многообразен и широк. Органы прокуратуры, не подменяя другие государственные органы, действуют присущими только им средствами и методами и исключительно в пределах своей компетенции. Именно прокуратура в масштабе всей Российской Федерации и на всех уровнях в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина занимает важное место.
Средства прокурорского реагирования, используемые в этих целях в рамках «общего» надзора, — это только часть правовых возможностей прокуратуры в их воздействии на сферу обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Другую часть правовых возможностей прокуратуры в этом направлении составляют средства прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении надзора.
При анализе и оценке состояния прокурорского надзора в указанной области следует выделить два аспекта:
— во-первых, исследование правового регулирования деятельности органов спецслужб и корреспондирующего ей прокурорского надзора – это, прежде всего, определение необходимости и достаточности правовой базы, регулирующей отношения в исследуемой сфере;
— во-вторых, исследование организационных моментов прокурорского надзора за исполнением законов органами спецслужб – это определение оптимального механизма функционирования органов прокуратуры при осуществлении этой деятельности.
Эффективность прокурорскою надзора за исполнением законов органами безопасности определяется не только и не столько организационной стороной, сколько наличием надлежащей правовой базы, регламентирующей деятельность прокуратуры и объекта надзора, адекватно отражающей как состояние политической, экономической, социальной и криминогенной обстановки в стране, так и конкретные потребности субъекта и объекта надзорной деятельности.
Проблема исследования вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами безопасности является достаточно сложной и многообразной. Она тесно переплетается с развитием научных исследований в области теории прокурорского надзора, государственной безопасности, уголовно-процессуального права, контрразведки, оперативно-розыскной деятельности, организации и управления, криминалистики, криминологии. Прокурорский надзор за исполнением законов органами спецслужб, являющимися одним из важнейших элементов системы сил обеспечения безопасности Российской Федерации и занимающими особое положение в связи с ориентированностью одновременно на защиту государства как от внешних, гак и от внутренних угроз, должен имен, собственное научное направление в рамках теории прокурорского надзора и теории обеспечения государственной безопасности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1.1 Прокурорский надзор как вид государственной деятельности
Единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации прокуратурой провозглашает Основной закон РФ, который в положениях ст. 129 закрепляет прокурорский надзор как вид государственной деятельности. Таким образом, одним из важнейших, закрепленных конституционно органов государственной власти является именно прокуратура, которая однако ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, не входит. Говоря иначе, до сих пор в Конституции РФ правовой статус прокуратуры РФ не определен.
В ведении Российской Федерации находится правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ . Прокуратурой РФ называется единая федеральная централизованная система органов, которая за исполнением действующих на территории РФ законов и за соблюдением Конституции РФ осуществляет надзор . Основные черты прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности можно выделить исходя из данного определения, а именно:
— о том, что этот вид несвязанной ни с одной ветвью государственной власти государственной деятельности является не только самостоятельным, но и особым, свидетельствует содержание выражающегося в надзоре за исполнением действующих на территории РФ законов и Конституции РФ прокурорского надзора;
— в том, что прокурорский надзор представляет собой вид официальной государственной деятельности, осуществляемый гласно в строго установленных законами формах полномочий прокурора, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов государства, общества и человека, а не только на обеспечение единообразного, безусловного точного соблюдения законов, заключается основная суть того положения, согласно которому только специализированная система органов осуществляет прокурорский надзор. Кроме того, тот факт, что прокурорский надзор является видом государственной деятельности подтверждается тем, что он осуществляется исключительно от имени государства;
— централизованный характер специализированной системой органов, осуществляющей прокурорский надзор, который никакими другими, за исключением органов прокуратуры, физическими или должностными лицами, общественными или государственными учреждениями и организациями осуществляться не может.
Вывод о том, что прокуратура, несмотря на тесное взаимодействие с законодательной, судебной и исполнительной властью, представляет собой обособленный от них самостоятельный государственный орган, можно сделать на основании стоящих перед ней задач, в частности :
— надзора за исполнением законов и соответствием им издаваемых правовых актов руководителями и органами управления некоммерческих и коммерческих организаций, субъектами содействия находящимся в местах принудительного содержания лицам, осуществления в местах принудительного содержания общественного контроля за обеспечением прав человека, органами контроля, военного управления, местного самоуправления, исполнительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
— надзор за соблюдением руководителями и органами управления некоммерческих и коммерческих организаций, субъектами содействия находящимся в местах принудительного содержания лицам, осуществления в местах принудительного содержания общественного контроля за обеспечением прав человека, органами контроля, военного управления, местного самоуправления, исполнительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;
— надзор за исполнением органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, законов;
— надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и задержанных, администрациями применяющих меры принудительного характера, назначаемые судом, и исполняющих наказание учреждений и органов;
— уголовное преследование в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации полномочиями;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение в соответствии с установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами полномочиями административного расследования.
Вместе с тем, следует отметить ряд обстоятельств, определяя в системе органов государства роль и место прокуратуры, а именно: в своей деятельности, являясь независимой федеральной системой органов власти, прокуратура взаимодействует со всеми без исключения органами государства; обеспечивая выполнение только ей присущих задач по надзору за исполнением законов и соблюдением Конституции РФ, неотъемлемой частью конституционной системы органов власти РФ является именно прокуратура. Таким образом,