Курсовая теория на тему Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Особенности функционирования рынков в условиях монополистической конкуренции 4
1.1. Сущность и характеристика монополистической конкуренции 4
1.2. Долгосрочные результаты монополистической конкуренции 9
2. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции 13
2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции 13
2.2. Особенности производства в условиях монополистической конкуренции 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Введение:
С понятием «рынок» тесно связаны понятия «монополия» и «конкуренция». Рыночная монополия по определению Райзберга Б.А. — это преобладание одного или группы объединившихся продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объем продаж, довлеющих над покупателями. Рыночная конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь побольше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.
Конкуренция- двигатель экономического прогресса. Высокая конкурентоспособность — решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики. В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью, особенно в условиях монополистической конкуренции.
Цель работы: рассмотреть производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Задачи работы:
— рассмотреть сущность и характеристика монополистической конкуренции,
— рассмотреть долгосрочные результаты монополистической конкуренции,
— рассмотреть ценообразование в условиях монополистической конкуренции,
— рассмотреть особенности производства в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования: монополистическая конкуренция. Предмет исследования: производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Работа состоит из введения, двух глав. заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Монополистическая конкуренция — это разновидность несовершенной конкуренции, при которой многие производители продают продукты, отличающиеся друг от друга как товары, но не являющиеся совершенными заменителями (например, брендом, качеством или местоположением). В условиях монополистической конкуренции фирма принимает цены, устанавливаемые ее конкурентами, как заданные и игнорирует влияние своих собственных цен на цены других фирм.
Монополистические конкурентные рынки:
• имеют продукты, которые сильно дифференцированы, что означает, что существует восприятие, что товары отличаются по причинам, отличным от цены;
• иметь много фирм, предоставляющих товар или услугу;
• фирмы могут свободно входить и выходить в долгосрочной перспективе;
• фирмы могут принимать решения самостоятельно;
• существует некоторая степень рыночной власти, что означает, что производители имеют некоторый контроль над ценой; и
• покупатели и продавцы имеют неполную информацию.
Рынки с монополистической конкуренцией неэффективны по двум причинам. Первый источник неэффективности связан с тем, что при оптимальном выпуске фирма устанавливает цену, превышающую предельные издержки. Монополистическая конкурентная фирма максимизирует прибыль, когда предельный доход равен предельным издержкам. Кривая спроса монополистической конкурентной фирмы имеет нисходящий наклон, что означает, что она будет устанавливать цену, превышающую предельные издержки. Рыночная власть, которой обладает монополистическая конкурентная фирма, означает, что при уровне производства, максимизирующем прибыль, будут чистые потери излишка потребителя и производителя.
Второй источник неэффективности заключается в том, что эти фирмы работают с избыточными мощностями. Объем выпуска фирмы, максимизирующий прибыль, меньше выпуска, связанного с минимальными средними издержками. Все фирмы, независимо от типа рынка, на котором они работают, будут производить до такой степени, что спрос или цена будут равны средним издержкам. На рынке совершенной конкуренции это происходит, когда кривая абсолютно эластичного спроса равна минимальным средним издержкам. На рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет отрицательный наклон. В долгосрочной перспективе это приводит к избыточной мощности.
Существует тенденция к избыточным мощностям, потому что фирмы никогда не могут полностью использовать свои фиксированные факторы, потому что массовое производство затруднено. Это означает, что они продуктивно неэффективны как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Однако это может быть перевешено преимуществами разнообразия и выбора.
Как экономическая модель конкуренции монополистическая конкуренция более реалистична, чем совершенная конкуренция — многие знакомые и обычные рынки обладают многими характеристиками этой модели.
Рассмотрим некоторые из этих примеров.
Продуктовые магазины: продуктовые магазины существуют на монопольном рынке, поскольку существует большое количество фирм, которые продают одни и те же товары, но с разными брендами и маркетингом.
Гостиницы. Гостиницы являются ярким примером монополистической конкуренции. Каждая гостиничная компания предлагает аналогичные услуги с небольшими различиями в цене и уровне качества.
Магазины одежды. Еще один пример большого количества фирм, конкурирующих за долю рынка, магазины обычной одежды предлагают дифференцированные товары, которые обычно очень похожи.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности функционирования рынков в условиях монополистической конкуренции
1.1. Сущность и характеристика монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция — это тип рыночной структуры, при котором в отрасли присутствует множество компаний, производящих похожие, но дифференцированные продукты. Ни одна из компаний не является монополистом, и каждая компания действует независимо, независимо от действий других компаний. Рыночная структура представляет собой форму несовершенной конкуренции [11].
К признакам монополистической конкуренции можно отнести следующие:
• Наличие многих компаний
• Каждая компания производит похожие, но дифференцированные продукты.
• Компании не являются ценополучателями
• Свободный вход и выход из отрасли
• Компании конкурируют на основе качества продукта, цены и способа его сбыта [13].
Компании в условиях монополистической конкуренции получают экономическую прибыль в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде они получают нулевую экономическую прибыль. Последнее также является результатом свободы входа и выхода из отрасли. Экономическая прибыль, существующая в краткосрочной перспективе, привлекает новых участников, что в конечном итоге приводит к усилению конкуренции, снижению цен и увеличению объема производства [3].
Такой сценарий неизбежно устраняет экономическую прибыль и постепенно приводит к экономическим потерям в краткосрочной перспективе. Свобода выхода из-за продолжающихся экономических потерь приводит к росту цен и прибыли, что устраняет экономические потери.
Кроме того, компании с монополистической структурой рынка неэффективны с точки зрения производительности и распределения ресурсов, поскольку они работают с существующими избыточными мощностями. Из-за большого количества компаний каждый игрок сохраняет небольшую долю рынка и не может влиять на цену продукта. Поэтому сговор между компаниями невозможен [11].
Кроме того, монополистическая конкуренция процветает благодаря инновациям и разнообразию. Компании должны постоянно инвестировать в разработку продукции и рекламу, а также увеличивать разнообразие своей продукции, чтобы привлечь внимание своих целевых рынков. Таким образом, конкуренция с другими компаниями основывается на качестве, цене и маркетинге.
Качество влечет за собой дизайн продукта и обслуживание. Таким образом, компании, способные повысить качество своей продукции, могут взимать более высокую цену, и наоборот. Маркетинг относится к различным типам рекламы и упаковки, которые можно использовать на продукте для повышения узнаваемости и привлекательности.
Монополистически конкурентные рынки обладают следующими характеристиками [20]:
1. Каждая фирма принимает независимые решения о цене и выпуске, исходя из своего продукта, своего рынка и своих производственных затрат .
2. Знания широко распространены между участниками, но вряд ли они будут совершенными. Например, посетители могут просмотреть все меню, доступные в ресторанах города, прежде чем сделать свой выбор. Оказавшись в ресторане, они могут еще раз просмотреть меню, прежде чем сделать заказ. Однако они не могут полностью оценить ресторан или еду, пока не пообедали.
3. Предприниматель играет более значительную роль, чем в фирмах, которые являются совершенно конкурентными из-за повышенных рисков, связанных с принятием решений.
4. Существует свобода входа или выхода с рынка, поскольку нет серьезных барьеров для входа или выхода.
5. Отличительной чертой монополистической конкуренции является то, что продукты дифференцируются. Существует четыре основных типа дифференциации: Физическая дифференциация продукта, когда фирмы используют размер, дизайн, цвет, форму, производительность и характеристики, чтобы сделать свои продукты разными. Например, бытовая электроника может быть легко физически дифференцирована. Маркетинговая дифференциация , когда фирмы пытаются дифференцировать свой продукт с помощью отличительной упаковки и других методов продвижения. Например, сухие завтраки можно легко отличить по упаковке. Дифференциация человеческого капитала, когда фирма создает различия за счет навыков своих сотрудников, уровня полученного обучения, отличительной униформы и так далее [11].
Дифференциация за счет распространения, включая распространение по почте или через интернет-магазины, такие как Amazon.com, которые отличаются от традиционных книжных магазинов тем, что продают через Интернет.
6. Фирмы являются производителями цен и сталкиваются с нисходящей кривой спроса . Поскольку каждая фирма производит уникальный продукт, она может устанавливать более высокую или более низкую цену, чем ее конкуренты. Фирма может устанавливать свою собственную цену и не обязана «брать» ее из отрасли в целом, хотя отраслевая цена может быть ориентиром или ограничением. Это также означает, что кривая спроса будет наклонена вниз.
7. Фирмы, работающие в условиях монополистической конкуренции, обычно вынуждены заниматься рекламой. Фирмы часто находятся в жесткой конкуренции с другими (местными) фирмами, предлагающими аналогичный продукт или услугу, и им может потребоваться реклама на местном уровне, чтобы клиенты знали об их отличиях. Обычными методами рекламы этих фирм являются местная пресса и радио, местное кино, плакаты, листовки и специальные рекламные акции [12].
8. Предполагается, что монополистически конкурентные фирмы максимизируют прибыль, потому что фирмы, как правило, небольшие, а предприниматели активно участвуют в управлении бизнесом.
9. Обычно на рынке конкурирует большое количество независимых фирм.
Как правило, монополистическая конкуренция предполагает конкуренцию с рядом отраслей, с которыми потребители знакомятся каждый день. Вы можете найти это на реальных рынках. Хорошие примеры таких включают следующее:
Рестораны
По сути, дифференциация продуктов является ключевой, когда дело доходит до бизнеса. Итак, в большинстве ресторанов конкуренция всегда колеблется от качества блюд, цены, а также услуг. Кроме того, вход в этот вид бизнеса бесплатный, а это означает, что когда дело доходит до открытия ресторана, существуют низкие барьеры [12].
Парикмахерские и парикмахерские
Парикмахерское дело также является хорошим примером монополистической конкуренции. Владельцы салонов и барбершопов приобретают репутацию благодаря услугам, которые они предлагают. Те, кто предлагает исключительные услуги, обычно создают хорошую репутацию, которая привлекает клиентов в их магазины. Любой может создать парикмахерский бизнес, потому что у этого бизнеса низкие входные барьеры.
Одежда
Одежда — это еще одна вещь, с которой люди знакомятся в своей повседневной жизни. Дифференциация продукта также способствует процветанию этого типа бизнеса в швейной промышленности. Например, дизайнерская одежда процветает на рынке из-за качества бренда, которое выделяет ее среди остальных [12].