Курсовая теория на тему Произношение как маркер профессиональной принадлежности говорящего
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава I. Теоретические основы исследования произношения как маркера профессиональной принадлежности говорящего 7
1.1 Особенности социолингвистики как отрасли языкознания 7
1.2 Социофонетика как междисциплинарное направление современной лингвистики 13
Глава II. Профессия как фактор формирования произношения 19
2.1 Языковые маркеры социолекта 19
2.2. Влияние социальныхкатегорий на характер речи и речевое поведение людей 23
Заключение 27
Список литературы 28
Введение:
Одной из отличительных черт современного языкознания является последовательное перемещение внимания лингвистов с изучения языка как системы на изучение его реального функционирования в различных коммуникативных сферах и ситуациях общения, обращение к аспектам озвученной речи.
Социальная стратификация общества выражается в многообразии существования вариативных форм языка, которые являются проявлением языковой вариативности. Интерес к проблемам языковой вариативности в современной социолингвистике обусловлен историческим и социально-культурным контекстом современности, под влиянием которого во многих языках наблюдаются тенденции к демократизации литературной нормы. Объективно это выражается в перемещении периферийных явлений по направлению к центру системы, а, следовательно, в расшатывании литературной нормы, в усилении вариативности, в перераспределении функций основных идиом(.
Проблемы взаимообусловленности языка и социума, языкового варьирования, социальных оценок нормативных установок, выявления закономерностей развития социолингвистических подсистем языка, коммуникативно-прагматической обусловленности речи, что детерминирует языковое поведение членов определенного лингвосоциума, находятся в ракурсе постоянных лингвистических поисков и подвергнуты всестороннему анализу в научных исследованиях отечественных и иностранных языковедов (Л. И. Антропова, В. И. Беликов, Л. П. Крысин, Е. В. Ерофеева, В.П. Коровушкин, Л. Б. Никольский, А. Д. Петренко и др.) .
Социальная вариативность речи, специфика использования языка представителями различных возрастных и социальных групп находятся в кругу лингвистических интересов исследователей. Проблема социально-обусловленной вариативности речи, в частности социолекта, в рамках которого существует определенное варьирование, актуальна и в настоящее время. Объектами лингвистических исследований текущего века становятсяпереводоведческий и словообразовательный аспекты американского военного сленга (Л. А. Зенина, В. П. Коровушкин) , субстандартная номинация в английском медицинскомсубязыке (Н. В. Пестерова) и т.д.
Изучение социолектных форм языка отвечает потребностям современной лингвистики, которая рассматривает язык в тесной связи с индивидом, его мышлением и мировоззрением. В целом современная научная парадигма базируется на принципе относительности границ между формами варьирования национального языка, которая принципом обусловленности языковой дифференциации неоднородностью социума дополняется с учетом многообразия социально-коммуникативных ситуаций. В этом контексте именно зависимость произношения от профессиональной принадлежности говорящегостановится важной и перспективной областью лингвистического исследования и анализа, будучи достоверным и ярким показателем современного состояния общества и его языка. Профессиональные социолекты как характеристика численного и социально-активного слоя общества, речевое поведение которого является модифицированным зеркалом общественных изменений, расширяет социолектно-релевантные темы общения, во многом определяет направление развития других языковых подсистем, в том числе разговорной речи и литературного языка.
Актуальность исследования определяется общей ориентированностью современной лингвистики на изучение устной речи с коммуникативно-функциональных позиций, учитывающей обстоятельства общения и характеристики коммуникантов.
Цель работы заключается в выявлении типологических и языковых особенностей произношения как маркера профессиональной принадлежности говорящего.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности социолингвистики как отрасли языкознания.
2. Ознакомится с социофонетикой как междисциплинарное направление современной лингвистики.
3. Рассмотреть языковые маркеры социолекта.
4. Определить влияние социальных категорий на характер речи и речевое поведение людей.
Заключение:
Полученные результаты в социофонетике сегодня широко используют при осуществлении лингвистической экспертизы, которая сейчас используется в судебно-экспертной деятельности, в частности, при идентификации личности, при создании корпусов устной речи определенных языков и при разработке программ по синтезу устной речи, а также в курсе теоретической фонетики при составлении учебных пособий, методических материалов, орфоэпических словарей с целью повышения эффективности преподавания определенного языка.
Каждая профессия имеет специальный словарь. К сфере профессиональной лексики принадлежит также искусственно созданная научная и техническая терминология, что носит системный характер и фиксируется в специальных словарях научных или технических терминов. Между профессиональной лексикой, что возникла естественным путем, и искусственно созданной терминологией существуют точки соприкосновения.
В устной речевой практике эти две лексические системы иногда смешиваются. Однако искусственно созданная терминология отличается большей устойчивостью, стандартностью и отсутствием экспрессивной окраски. В отличие от профессиональных жаргонов, она не имеет территориальных вариантов.
Речь представителей профессий с повышенной речевой ответственностью остается профессионально маркированной даже в том случае, если экстралингвистическая ситуация не предполагает исполнения ими профессиональной роли. Нам представляется, что дальнейшее, более глубокое изучение профессиональной маркированности речи, проявляющейся вне сферы профессионального общения, является актуальным направлением современной социолингвистики.
Фрагмент текста работы:
Социолингвистика — лингвистическая наука, которая изучает социальную природу языка, его общественные функции, взаимодействие языка и общества.
Язык является продуктом общества, которое его создает, но и язык, со своей стороны, формирует общество. Как важнейшее средство общения он обслуживает социум во всех сферах человеческой деятельности. Он, в гораздо большей степени, чем все другие реалии, взаимодействует с общественной жизнью, заслуживает определения как общественное или социальное явление.
Социолингвистическое направление в языкознании с момента его возникновения называли по-разному: социология языка, социологическая лингвистика, социальная лингвистика, лингвистическая социология и, наконец, социолингвистика.
Считают, что термин социолингвистика впервые применил американский ученый X. Карри в 1952г. . Само название этой дисциплины свидетельствует о том, что она синтезировала понятийный аппарат и исследовательские процедуры двух наук — лингвистики и социологии.
Истоки научных исследований, в которых язык изучался в его связях с социальными явлениями, следует искать в европейской традиции, прежде всего, во Франции — родине социологии. В конце XIX в. здесь возникла школа социальной лингвистики, сочетающая методы исследования трех наук — языкознания, социологии и психологии. Основателем школы был Антуан Мее. Именно французская школа внесла вклад в выявление роли социальных факторов в развитии языка, исходя из положения о том, что язык существует и развивается под действием принятого образа жизни людей. В работах А. Мее впервые был поставлен вопрос о соотношении социальной структуры со структурой языка, а также о предопределенности языковых изменений социальными причинами.
Изучение языка как социального феномена было связано с развитием во Франции диалектологии и лингвистической географии. Вместе с исследованием диалектов французского языка здесь была создана и программа изучения социальных разновидностей языка, описания механизмов влияния социума на язык. В начале XX в. во Франции появилось много работ, исследовавших арго — язык социальных групп, преимущественно деклассированных, созданный для отделения группы от других и скрытия ее речи .
В конце 20-х — начале 30-х годов XX в. социальную лингвистику обогатила теория литературного языка Пражской лингвистической школы, сформированная в трудах Богуслава Гавранека, Матезиуса, Йозефа Вахека и др., а также в ряде программных документов Пражского лингвистического кружка. Исследования ученых Пражской лингвистической школы стимулировали практические потребности кодификации чешского языка, возвращение полноты функций после длительного периода германизации Чехии. Вкладом ученых этой школы в развитие языкознания была принципиально новая трактовка литературного языка как особой формы существования языка, возникновение которой на определенном историческом этапе национального развития обусловливают социокультурные факторы.
Определенную роль в становлении социолингвистики сыграла и немецкая школа исторической лингвистической географии. Немецкий ученый Т. Фрингс доказал необходимость включения социального аспекта исследований в диалектологию.В российском языкознании конца XIX — начала XX в. проблемы социальной природы языковых явлений в разных их аспектах разрабатывали И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов, А. А. Потебня, В. В. Жирмунский, Л. П. Якубинская, Б. А. Ларин.