Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Происхождение права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 6
1.1 Понятие права 6
1.2 Причины возникновения права 11
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА 14
2.1 Восточный путь возникновения права 14
2.2 Западный путь возникновения права 15
Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА 18
3.1 Естественно-правовая теория 18
3.2 Историческая теория 20
3.3 Теория насилия 22
3.4 Материалистическая теория 23
3.5 Теологическая теория 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. Право можно назвать одним из самых сложных общественных явлений. Право всегда вызвало и продолжает вызывать неподдельный интерес, в силу того, что касается каждого человека и всех социальных групп общества. По этой причине многие общественные науки занимаются изучением права, это, прежде всего, философия и теория государства и права. Причем данные науки определяют право как основную научную категорию. Кроме этого, право является предметом изучения и отраслевых юридических наук, так как право по своей сути наполнено определенным нормативным содержанием, а также осуществляет регулятивную и инструментальную функцию в обществе.
Уже не одно тысячелетие учеными умами продолжается поиск научного правопонимания. Разобраться с понятием и сущностью права человек пытается со времен перехода к цивилизованной жизни, когда начались попытки регулирования общественных отношений разнообразными государственными и политическими средствами.
Так как из века в век общество продолжало развиваться, а в силу этого изменялись и его условия жизни, отсюда происходили изменения и в понимании людьми права.
Многие умы человечества по сей день тратят немалые интеллектуальные усилия, чтобы, наконец, познать сущность права и его социальную природу.
На протяжении веков, каждый этап развития общества способствовал новому этапу познания права. Отсюда появлялась необходимость произвести оценку новых сторон правовой действительности и дать праву новые определения.
Стоит отметить, все известные теории происхождения права рождались не на пустом месте, все они появлялись на основе идеологии и развития государства и общества определенного исторического периода. Отсюда, вероятно, их явная односторонность подходов.
На сегодняшний день очевидным становится тот факт, что право постепенно прекращает исполнять свою стабилизирующую и регулятивную функцию, кажется, что право уже утрачивает свою значимость и социальную ценность, особенно когда начинает пониматься по-разному в обществе и в государственных структурах.
Степень научной разработанности. Проблемы, которые рассмотрены в данной работе, всегда интересовали юристов, философов, политиков, социологов. Конечно, полноценный научный анализ вопросов, которые связаны с происхождением права, имеется в трудах историков права. Среди довольно большого числа авторов, чьи научные работы определили фундаментальные подходы к раскрытию природы эволюции и возникновения права, стоит отметить зарубежных исследователей, таких как Г.В.Ф. Гегель, М. Вебер, И. Кант, К. Маркс, Г. Кельзен, Г. Мэн, Г. Спенсер, А.Дж. Тойнби и другие. А также отечественных классиков юриспруденции, социологии, философии: И. А. Ильин, Г. Д. Гурвич, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, В.И. Ленин, И. А. Покровский, П. А. Сорокин, B. C. Соловьев и др. Среди исследователей современности можно выделить таких правоведов как: Н. М. Азаркин, А. Б. Венгеров, С. С. Алексеев, В. В. Лазарев, В. Г. Графский, Т. В. Кашанина, А. И. Ковлер, О. Э. Лейст, Г. В. Мальцев, В. П. Малахов, и др.
Объект исследования – право как общественное явление и совокупность юридических норм.
Предмет исследования – пути и теории происхождения права.
Цель работы – изучить и проанализировать пути и теории происхождения права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 дать понятие права;
 причины возникновения права;
 разобрать восточный путь происхождения права;
 разобрать западный путь происхождения права;
 ознакомиться с естественно-правовой теорией происхождения права;
 ознакомиться с исторической теорией происхождения права;
 рассмотреть теорию насилия;
 ознакомиться с материалистической теорией происхождения права;
 раскрыть суть теологической теории происхождения права.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Научная новизна исследования заключается в том, что концептуальной идеей положенной в основу исследования, является не объективное и полное рассмотрение самого вопроса о происхождении права, а изучение сложившихся подходов, разных концепций, взглядов в истории правовой мысли по данному вопросу. Это позволило дать в исследовании достоверную картину процесса развития права с точки зрения юридической, философской, социологической наук, не занимая изначально авторской позиции по отношению к какому-либо типу правопонимания. Это позволило критически подойти к сформировавшейся интерпретации вопроса о разных концепциях происхождения права в современной теории государства и права.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава работы посвящена раскрытию понятия права, а также причин его возникновения. Вторая глава посвящена рассмотрению путей возникновения права. Третья глава посвящена изучению и анализу основных теорий происхождения права.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть были изучены и проанализированы пути и теории происхождения права.
Право — это система общеобязательных формально определенных норм, которые выражают меру свободы человека, санкционированных или принятых государством и охраняемых им от наруш Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.
Право выражает интересы общества и человека и имеет общесоциальную сущность. Право находится в неразрывной связи с государством, которое юридическим нормам придает официальное значение и обеспечивает их реализацию.
На возникновение права повлияли такие причины как: влияние религии, формирование правового обычая, влияние судебных органов. Хотя, по большому счету, возможны и другие причины возникновения права, ученые предлагают много мнений, и, в принципе, все они по своему верны.
Восточный путь возникновения права присущ для тех государств Древнего востока, где господствующее положение занимала государственная собственность. Основным источником (способом фиксирования правовых норм) являются сборники нравственно-религиозных положений. Для норм присущ казуальный характер, и они дополняются при необходимости иными обычаями или установлениями монарха.
Западный путь возникновения права характерен для стран, где явно господствовала частная собственность, которая определяла равенство собственников. Для норм характерна более высокая степень определенности и формализованности.
Вопрос о возникновении права весьма сложен и существуют самые разнообразные мнения на этот счет. Как видно из изученного выше материала, существуют разные взгляды относительно того, что такое право, какова его сущность и пути появления. И обусловлено такое разнообразие мнений, главным образом, определенными историческими этапами, когда это мнение рождалось. Тоже самое касается и теорий происхождения права, о которых речь пойдет ниже.
В рамках естественно-правовой теории закон и право существуют как две самостоятельные категории. Право в свою очередь делится на естественное и позитивное. Основой права, которая определяет правоприменительный и правотворческий процесс, являются нравственные ценности, а именно: свобода, справедливость, равенство.
Историческую теорию права стоит считать значительным продвижением вперед теоретической правовой мысли в исследовании о происхождении права. Она сильно повлияла на становление и развитие историко-правовых наук, обращавшихся к вопросам права прошлого. Без сомнения, историческая теория права пополнила копилку человеческих знаний о процессе генезиса права.
Теория насилия, равно как ранее рассмотренная естественно-правовая теория, отражают взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу права и на его происхождение.
Согласно материалистической теории, право возникло, главным образом, с целью поддержки и сохранения господства одного класса над другим, а также с целью гарантии функционирования и существования общества как целостного организма.
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю бога и высший разум. При этом не стоит думать, что теологические позиции о праве – это далекая история. Это и наша современность.
В целом, стоит отметить, что у ряда авторов возникновение права является процессом запутанным, практически взаимоисключающим, так как в двух или многих утверждениях об одном и том же, правдой является только одно.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
1.1 Понятие права
Понятие «право» является довольно многозначным, и имеет разностороннее богатое содержание.
Во-первых, его используют в общесоциальном смысле (право народов, моральное право и прочее), в рамках которого речь идет о политических, нравственных, культурных и других возможностях в поведении субъектов.
Во-вторых, данным термином обозначается конкретная правовая возможность определенного субъекта. Это уже субъективное право, которое принадлежит личности и зависит от его желания и воли (на труд, право на образование, на судебную защиту, на пользование культурными ценностями, и прочее).
В-третьих, право – это юридический инструмент, который связан с государством и состоит из единой системы норм, отраслей и институтов. В данном случае это уже является объективным правом (конституция, подзаконные акты, законы, нормативные договоры, правовые обычаи) .
Право можно определить как систему формально определенных, общеобязательных юридических норм, которые выражают консолидированную волю общества, обеспечиваемых и устанавливаемых государством, и направленных на урегулирование отношений в обществе.
Право – это социальный институт, который имеет свою собственную природу.
Вообще, право формировалось постепенно незаметными переходами, посредством дифференциации правил общежития из однородной массы. В силу своей значимости право принадлежит к числу наиболее сложных и важных общественных явлений.
Как и другие социальные нормы, право представляет из себя совокупность, систему правил поведения. На протяжении веков право бессменно удерживает лидирующие позиции в регулировании общественных отношений. Очевидный приоритет права над прочими нормами социального характера можно объяснить главным образом тем, что его устанавливает государство, его органы, которые признаны управлять общественными делами .
Но как же общество и государство пришло к понятию права?
Очень длительно время человечество не замечало, как в общественной жизни постепенно возникло новое явление, которое вскоре стало доминирующим. Со временем данное явление стало настолько самостоятельным, что обратило на себя отдельное внимание и стало вызывать интерес у людей. Так постепенно зарождалось право, но пока человечество до конца в нем не разобравшись, и не давало ему такого определения. Конечно, правила общежития есть там, где есть общество. Изначально данные правила представляли однородную массу. В данном обществе они отвечали характеру урегулированности отношений в обществе. Причинами их последующей обособленности были: увеличение численности населения, социальная неоднородность людей, рост числа правил, которые создавались с целью сплочения общества. А также это прогресс общественного развития и усложнение общественных отношений.
Божественное происхождение праву стали приписывать по той причине, что данное новое явление существенно поразило воображение людей. Человечество никак не могло осознать того факта, что такое мощное средство поддерживания общественных отношений, каким стало право, является делом рук обычных простых смертных людей. Право не только занимает в общественной жизни особое место, но и считается наиболее сложным общественным явлением.
Но на фоне развития государства и права, усложнения общественных отношений, у человечества изменяется отношение и к сущности права. Рождалось много правовых теорий, идей, представлений.
В самом простом определении право можно назвать системой регуляции общественных отношений в целях установления определенного режима правопорядка.
Ученые выделяют следующие черты, присущие праву :
 естественноисторический характер происхождения;
 назначение права являться масштабом поведения равных и свободных субъектов;
 нормативность, взаимозависимость и общеобязательность обязанностей и прав, которые в нем содержатся;
 имеются гарантии осуществления правовых предписаний со стороны государства;
 в формировании правовых предписаний ведущая роль принадлежит государству;
 взаимозависимость и взаимосвязь между государством и правом.
По большому счету, история возникновения права всех народов указывает на наличие однородных подходов к урегулированию отношений в обществе. Правовой охране, первым делом, подвергалась личная неприкосновенность властных лиц. И самыми строгими наказаниями право угрожало за любое покушение на здоровье и жизнь лиц, которые стоят у власти
Многие мыслители полагали, что право самым тесным образом должно быть связано со свободой, однако в некоторых рамках. Так, Шарль Монтескье говорил по этому поводу следующее: «…свобода есть право делать то, что дозволено законом». Гегель придерживался аналогичной позиции, он полагал, что «свобода – категория, проявляющаяся, прежде всего, в праве» .

 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
Глава 1.Понятие, признаки и сущность права 5
1.1.Понятие и признаки права 5
1.2.Сущность права 9
Глава 2.Происхождение права 12
2.1. Процессы возникновения права 12
2.2. Наиболее общие закономерности возникновения и формирования права 18
Глава 3. Концепции происхождения права 22
Заключение 31
Список используемой литературы 33

 

  

Введение:

 

Теория государства и права является основной общеправовой наукой, которая рассматривает и изучает самые общие принципы и законы возникновения, развития и функционирования государства и права.
Право, как и государство, принадлежит не только к наиболее важным, но и к наиболее сложным социальным явлениям. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают новые знания о праве его возникновения, выявляют причины возникновения права, исследуют их развитие. Теория государства и права основана на конкретных данных исторических наук, данных археологии, психологических и социальных реалий.
Появление государства и права происходит практически одновременно, по тем же причинам, а тип государства и тип права совпадают, что соответствует определенной социально-экономической формации.
В то же время у разных народов и в разное время правовое образование имело свои особенности, однако существуют общие модели. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенного порядка действий лиц, занимающихся производством, распределением и потреблением материальных благ. Это достигается через социальные нормы. В первобытном обществе это были обычаи в сочетании с религиозными и моральными требованиями. Социальное расслоение общества, возникновение в нем разных социальных слоев и групп с разными интересами, часто расходящимися, привело к тому, что племенные обычаи больше не могли выполнять роль универсального регулятора. Новые качественные социально-экономические условия наложили новые правила, в целом обязательные, установленные (или санкционированные) и охраняемые государством. Появление закона, подобно государству, занимало целые эпохи, знало различные внешние воздействия.
Актуальность выбранной темы вызвана, прежде всего, тем, что обобщение теорий происхождения права позволяет четче определять все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Поэтому общая теоретическая схема не отражает всех особенностей происхождения права между разными народами.
Универсальная цель права — помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, социальных сил. Закон также служит основой для организации политической власти общества.
Изучение процесса возникновения права носит не только информативный, академический, но и политический и практический характер. Это позволяет лучше понять социальную природу права, его характеристики и особенности, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Это позволяет более четко определить все характерные для него функции — основные направления его деятельности или, скорее, установление его места и роли в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков права никогда не было, и в настоящее время не существует не только единство, но даже общие мнения о процессе возникновения права.
В мире всегда было и есть много разных теорий, объясняющих процесс возникновения и формирования права. Это вполне естественно и понятно, потому что каждый из них отражает либо разные взгляды и суждения разных групп, слоев, наций и других социальных сообществ по данному процессу, либо мнения и суждения одного и того же социального сообщества по различным его аспектам, процесса возникновения и формирования права.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы повседневной жизни, нормы обычного права, регулирующих труд, охоту, рыбалку, военные действия, быт и семейные отношения. Многие обычаи были одновременно нормами морали, религии, регулирующих ритуальные отношения.
Особенностью норм поведения в клановом сообществе было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов клана. Члены клана не имели четкого разграничения прав и обязанностей. Выполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившихся правил, а также, в случае необходимости, обеспечивалась общественное мнение клановой общины или племени.
Соблюдение этих стандартов защищается давлением общественной среды, не допускающей никаких отклонений от их точного внедрения и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации правового государства определяется появлением в общественной среде нового явления — суда от власти.
Закон, возникает, преследовал двойную цель: с одной стороны, консолидация классового (кастового, поместного) господства, а с другой — установление и поддержание единого порядка для всего населения страны в общественных отношениях, без которых нормальная жизнь любого общества невозможно.
В процессе перехода от первоначальной к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:
1. Государство санкционировала примитивные обычаи, превратилась в правовые нормы и защитила государство от нарушений.
2. Правовой прецедент, на который государство оказывает юридическую силу для подобных дел.
3. Публикация государством нормативных актов, содержащих правовые нормы.
Право — это явления, без которого настоящее существование народов немыслимо. Поэтому учеными-правоведами были предприняты попытки определить становление права, кстати, еще в период до н.э. Поэтому был разработан ряд теорий, объясняющих происхождение права. Теория божественная, она также теологическая. По ее словам, причины и условия возникновения права были заложены высшим разумом. Или исходя из того, что основоположником этой теории был Фома Аквинский, по воле Господа Бога. Считалось, что государство — это высшая форма организации народа, а заветы, переданные Богом, должны иметь форму закона. В то же время государством должен управлять единственный человек — монарх, который по сути является «наместником Бога на земле. Теория патриархальная. Происхождение государства и закона, согласно ей, обосновывается на основе постулата о сакральной семьи. Итак, предком государства является семья, которая в процессе своего развития выросла до размера страны. а источником права в соответствии с этой теорией воля отца семейства. в принципе, на период до ХХ века такие взгляды имели право, а тем более, подкрепляться самим фактом существования абсолютных монархий. История государства и права России частично подтверждает эту теорию. Теория насилия. По ее словам, причины и условия возникновения государства кроются в принципе выживания сильнейших. Авторы, среди которых были К. Каутский и Е. Дюринг. течение, утверждали, что в процессе развития человеческого общества всегда была потребность в подчинении и руководстве сильнейших над слабыми. Происхождение государства и права базировалось на общественном договоре. Ж. Руссо, Гюго Гроций и многие другие деятели Просвещения представили миру идею, что государство возникло из-за того, что в один момент люди согласились объединиться в специальную организацию и передать часть своих прав на управление определенной группой выдающиеся люди. Поэтому необходимо создать структуру, которая бы учитывала вышеуказанные тенденции.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие, признаки и сущность права
1.1.Понятие и признаки права
Право — это система нормативных рамок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, выраженных по большей части в законодательстве, что регулирует общественные отношения.
Слово «право» неоднозначно, оно имеет богатое и разностороннее содержание. Во-первых, прежде всего использовать в общем социальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого мы говорим о моральных, политических, культурных и других возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п..).
Во-вторых, этот термин обозначает определенную юридическую возможность конкретного субъекта. В этом случае такое право называется субъективным, принадлежащим человеку и согласно его воле и желанию (право на образование, на работу, на использование ценностей, судебную защиту и т. д.).
В-третьих, право понимается как правовой инструмент, относящийся к государству и состоящий из целой системы норм, учреждений и отраслей. Это так называемый объективный право (конституция, законы, уставы, правовые привычки, нормативные договоры).
Истинное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но также снабжает практикующих юристов надежными и точными средствами правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, абсурдно говорить об этом правильном применении, о законности, о юридической ответственности. Понимая суть права и его признаки, уместно вернуться к старому разработанной в дореволюционной, в том числе российской, юриспруденции развилась идея разделения права на естественное и позитивное (положительное). Возникающая в древности идея естественного права был тщательно разработан в трактате голландца Гуго Гроций «О прозе войны и мира» (тысяча шестьсот двадцать пять).
Естественное право — это набор прав и свободы в обусловленных природой человека. Представители этой теории включают такие права: право человека на свободу, на общение, на продолжение рода, на жизнь и нормальные человеческие условия существование, на имущество, на защиту жизни и здоровья со стороны общества и государства. В свою очередь, это естественно, вытекающие из этих прав обязанности — не наносить вред другим людям, обществу, государству, не мешать другим людям осуществлять их право. Естественное право, следовательно, представляет собой набор идеальных, глубоко моральных, понятий права. Естественные права и их соответствующие юридические обязанности закреплены в конституциях государств наиболее важных законодательных актах. «Основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому с рождения», — говорится в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ . Законодательные принципы, закрепленные в законе, могут считаться действительными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и других условий.
Историческая школа права, которая признает право, как продукт народной, национальной жизни, нанесла серьезный удар по теория естественного права. Однако последний быстро оправилась, продемонстрировав удивительную живучесть и выиграв еще больше сторонников. Теория естественного права должна занять достойное место в современной юриспруденции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы