Курсовая теория на тему Происхождение государства в ракурсе гидравлической теории Карла Виттфогеля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика теорий происхождения государства 4
1.1. Сущность государства 4
1.2. Многообразие теорий происхождения государства 7
Глава 2. Гидравлическая (ирригационная) теория 13
2.1. Суть гидравлической (ирригационной) теории 13
2.2. Достоинства и недостатки ирригационной теории 20
Завершение 29
Список использованных источников 32
Введение:
Вопрос о происхождении права и государства волнует умы великих мыслителей уже не первую тысячу лет. Разумеется, что за это время были даны попытки обоснования далеко не одного десятка различных концепций, порой несколько похожих, а иногда кардинально отличающихся друг от друга. Конечно, представляется практически неосуществимым в рамках одной работы детально осветить каждую из теорий происхождения права и государства, поэтому гораздо целесообразнее было бы сделать акцент на анализе наиболее ярких, оставивших след в истории, может быть даже повлиявших на мировоззрение людей своей эпохи концепциях.
Для того чтобы подчеркнуть актуальность данного вопроса и для современного мира, достаточно отметить, что от понимания причин того или иного явления зачастую может зависеть и понимание его сущности . Так, если придерживаться насильственной теории возникновения государственности, то сам институт государства приобретает несколько негативное значение, не отрицается возможность его отмирания, перехода к той или иной более совершенной форме организации общества. С другой стороны, теория общественного договора (по крайней мере, в прочтении Т. Гоббса) показывает, что государство создано исключительно в интересах человечества, направлено на достижение наибольшей пользы для общества, и, следовательно, в рамках этой концепции сам институт государственности апологетизируется.
В юридической литературе предложено множество теорий происхождения права и государства. Некоторые из них критикуются за отсутствие научного подхода к выяснению причин и предпосылок складывания государственности и права (например, теологическая теория), в то время как другие считаются не универсальными, то есть не охватывающими весь спектр отношений, которые сложились в разных частях мира (например, историко-материалистическая теория) . В действительности, в юридической науке недостаточно полно исследована содержательная составляющая при выделении той или иной теории происхождения права и государства. Все это подчеркивает важность анализа различных теорий, выявления их преимуществ и недостатков и определения степени поддержки, которой пользуется та или иная теория в научных кругах.
Объектом работы являются взгляды различных ученых на вопрос происхождения государства.
Предметом работы является гидравлическая теория Карла Виттфогеля.
Цель данной работы – иследовать сущность гидравлической (ирригационной) теории происхождения государства.
Объект, предмет и цель данной работы обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
– рассмотреть понятие государства и его характерные признаки;
– рассмотреть существующие в юридической науке основные теории происхождения государства;
–проанализировать специфичекие особенности гидравлической (ирригационной) теории происхождения государства;
–выявить достоинства и недостатки гидравлической (ирригационной) теории.
Работа построена на использовании системного подхода, применяются как общенаучные, так и частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Заключение:
Несмотря на то, что в последнее время все большую популярность принимают идеи Квентина Скиннера о том, что государство в подлинном смысле слова возникло лишь в XVII веке, господствующим остаётся мнение о том, что человечество создало первые государственные образования еще несколько тысяч лет назад и все это время живет в условиях государственно-правовой реальности. Тем не менее, до сих пор актуален вопрос о том, кто, как и при каких обстоятельствах создал все это. Да, были созданы десятки, даже сотни различных подходов и концепций, но они, пожалуй, лишь смогли приоткрыть завесу тайны над подлинными причинами формирования права и государства, показать разные точки зрения на эту проблему.
У каждой теории есть собственные почитатели и ненавистники, сильные и слабые стороны, которые не позволяют назвать их абсолютно достоверными. Пожалуй, можно объединить эти концепции на два лагеря, но это деление будет условным. Так, например, сторонники классовой теории или Ж.-Ж. Руссо в большинстве своём уверены в том, что государство — институт, который полон несправедливости, а поэтому должен отмереть. С другой же стороны, сторонники теологической и патриархальной теорий, а также, в частности, Гоббса настаивают на обратном. Кто же из них прав? Найдёт ли человечество когда-нибудь верную разгадку на вопрос о происхождении права и государства? На это сможет ответить только время.
Таким образом, в науке государства и права основными и общими теориями происхождения права и государства являются марксистская (классовая), естественно-правовая (договорная) и теологическая теории. Помимо перечисленных к теориям происхождения права относится историческая теория, а также теоретические положения из отдельных видов правопонимания, наиболее смысловыми из которых являются узкое и формально-юридическое понимания права в рамках позитивизма и нормативизма соответственно, а также социологическое направление, напротив, дающее широкое правопонимание. Среди теорий происхождения государства также выделяют патриархальную, психологическую, ирригационную теории, а также теорию насилия.
Анализ приведенных выше теорий дает представление о большой дискуссионности данной темы в науке, так как ни одна из тех теорий не может быть названа универсальной, охватывающей все предпосылки становления права и государства у народов, населяющих земной шар.
Многие теории по-прежнему остаются не до конца изученными и продолжают вызывать интерес.
Данная работа была посвящена гидравлической (ирригационной) теории, наиболее ярким представителем которой является К. Виттфогель.
В его работе «Восточный деспотизм», возникновение государства, их первые деспотические формы связаны с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных регионах. Эта потребность приводит к формированию управленческо-бюрократического класса, который порабощает общество. К. Виттфогель называет цивилизацию деспотизма «гидравлической» или «агроменеджериальной».
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах, где образовались основные города-государства, в Месопотамии. Египет, Индия, Китай, другие регионы. Связь между этими процессами и обучением высококлассных менеджеров и служб, защищающих каналы от заиления, обеспечивающих их навигацию, также очевидна. и т.п. Идея К. Виттфогеля, пытающегося связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных сооружений, также оригинальна. Эта работа диктовала необходимость строгого централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т. д. И в то же время теория орошения (также называемая гидравликой) охватывает только определенные связи, отдельные аспекты процесса формирования государства, но все же универсализирует их. Да, действительно, в некоторых регионах формирование государственных образований и ведение масштабных ирригационных работ проходили параллельно, влияя друг на друга. Однако в этих процессах возникновение государства было крайне необходимо. Именно его присутствие позволило организовать такую обширную и скоординированную работу. Но в других регионах города-государства развитие производительной экономики на основе других форм труда и производственной деятельности включало развитие шахт, металлургию, металлургию, развитие судоходства и ведение морской торговли на этой основе.
Поэтому связь между формированием государства не определенными частными аспектами формирования производительной экономики, а по всему ее спектру, по своей социально-экономической и экологической сущности, методологически верна как на абстрактном, теоретическом и историческом уровне. И государство, возникшее на определенном этапе развития человечества, не является чем-то искусственным, механистическим, навязанным обществу извне или результатом действий отдельных классов. или проявление божественных судеб. Государство является одной из важнейших организационных форм, объективно необходимых для существования и воспроизводства человечества, которые органически возникли в определенной экономической, социальной и духовной среде, играя столь важную политическую роль и имея великая социальная ценность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика теорий происхождения государства
1.1. Сущность государства
В течение первых двух миллионов лет своего существования люди жили в местных группах или сообществах, которые, как представляется, были полностью автономными. Только около 5000 лет до нашей эры. е. общины начали объединяться в более крупные политические единицы. После начала этот процесс объединения продолжался все более быстрыми темпами и привел к образованию примерно за 4000 лет до. е. первый в истории штатов.
Несомненно, возникновение государства было политическим новшеством в истории человечества, которое имело самые большие перспективы, но это нововведение еще не до конца понято. За время существования юридических, философских и политических наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано, с одной стороны, с многогранной природой таких явлений, как государство и закон, а с другой стороны, с тем фактом, что каждая теория отражает субъективность ученых или различные взгляды и суждения различные классы, другие социальные сообщества или точки зрения на различные аспекты процесса возникновения и развития государства и права. Эти мнения и суждения всегда были и остаются экономическими, финансовыми, политическими и другими интересами.
Изучение процесса происхождения государства и права носит не только чисто информативный, академический, но и политический и практический характер. Это позволяет лучше понять социальную природу государства и права, их особенности и особенности, позволяет анализировать причины и условия их возникновения и развития. Это позволяет четко определить все присущие им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Понимание сущности права, а соответственно и его определения, разнятся в зависимости от подхода к пониманию права. Одни авторы дают определение права в рамках конкретно взятого подхода (в отечественной юриспруденции это нормативный подход к определению права). Так, согласно общепринятой отечественной правовой доктрине, право определяется как система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для урегулирования отношений в обществе . Однако другие авторы предпочитают не давать единого определения праву, а вместо этого перечисляют его наиболее важные признаки .
В качестве таковых выделяются:
— системность: право — это упорядоченная система правил поведения;
Марченко затем делит признаки на объективные и субъективные .
В качестве объективных он называет экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, «способствующие созданию и функционированию правовых норм в той или иной стране».
В качестве субъективных выделяются следующие:
— нормативность, то есть право состоит из норм – правил поведения общего характера;
— право как система норм устанавливаемых и санкционируемых государством;
— общеобязательность, в чем проявляется суверенитет государства;
— формальная определенность норм: их содержание выражается в тексте нормативного акта;
— реализация права гарантирована государством, что означает возможность государственного принуждения к исполнению правовой нормы или ответственность за ее нарушение;
— иногда в качестве признака права называется динамизм, который выражается в принятии новых, отмене старых или в изменении существующих норм права.