Курсовая теория на тему Происхождение государства: современные подходы и концепции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3
1. ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА….. 5
1.1. Подходы к
понятию государства……………………………………………………… 5
1.2. Общие
закономерности возникновения государства…………………………… 8
2. ГЛАВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………. 11
2.1. Теологическая
и патриархальная теории происхождения государства… 11
2.2. Договорная
теория происхождения государства и теория насилия……… 15
2.3. Органическая,
материалистическая и психологическая теории происхождения государства……………………………………………………………………………………….. 18
2.4. Волюнтаристические
теории происхождения государства………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК……………………………………………………. 28
Введение:
Современные экономические условия сформировали
конкретные условия, в которых родоплеменная организация власти осталась позади.
Возникла необходимость в создании абсолютно иного властного механизма, который
мог бы обеспечить интересы одних членов общественной группы за счет иных ее
членов. Координация отношений общества при данных условиях не может удерживать
равновесие.
По причине раскола на
экономические неравные классы индивидов общество объективно формирует абсолютно
новую властную организацию, которая способна поддержать интересы имущих, а
также сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей данного
общества. Такой организацией выступает государство в качестве гениального искусственного
образования мысли человечества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что основные теории
происхождения государства являются первыми вводными темами в юриспруденции, формирующими
представление о государстве и праве в целом. Сегодня выделяют множество теорий происхождения
государства, и каждая из них имеет право на существование. Но к каждой теории необходимо
подходить достаточно критически, так как некоторые из них содержат существенный
отпечаток того времени, в котором они были возникли.
Объектом исследования выступает государство.
Предмет исследования представлен различными теориями происхождения государства.
Степень изученности проблемы в науке. Теоретические и практические
основы исследования сущности происхождения государства разработаны такими учеными
как: А.С. Баранчикова, Д.М. Бондаренко, Г.М. Вельяминов,
С.С. Горохова, А.А. Коновалов, С.И. Нагих, И.А. Сидоренко, и др.
Цель исследования – уточнение основных
позиций современных теорий происхождения государства.
Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих задач:
1. Раскрыть основные подходы к понятию государства.
2. Определить общие закономерности
возникновения государства.
3. Раскрыть основы теологической и патриархальной теорий
происхождения государства.
4. Описать положения договорной теории происхождения государства и теории насилия.
5. Раскрыть основы органической, материалистической
и психологической теорий происхождения государства.
6. Описать
положения волюнтаристических теорий
происхождения государства
При проведении исследования
использовались различные общенаучные методы, прежде всего диалектический как
основной способ объективного и всестороннего познания действительности. Широко
применялся системный подход, который позволил автору выявить причины многообразия
различных теорий происхождения государства, а также проанализировать их.
Нормативную, теоретико-методологическую
и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных
ученых по вопросам сущности происхождения государства, нормативно-правовые акты.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение,
две главы, заключение, библиографический список.
Заключение:
Анализ специальной юридической
литературы, а также изучение вопросов общей теории права и государства, позволил
сделать вывод о том, что за тысячелетия исторического развития человечества до
настоящего времени накоплено множество подходов к пониманию государства, но до
сих пор, ни один из них не является абсолютным и общепризнанным.
В качестве причин определенной сложности
исследования понятия государства, выступает с одной стороны сложность данной
проблемы, а с другой стороны – существование в любом обществе разнообразных
социальных групп, интересы каждой из которых по отношению к государству в целом
могут быть различными. Поэтому данным группам очень выгодно концентрировать
свое внимание на одних свойствах и особенностях государственного строительства,
и игнорировать (подавлять) иные.
Проанализировав соответствующую
литературу, было сформулировано следующее понятие государства: государство –
это некое объединение людей, наличествующее в пределах определенной территории,
и находящееся под единой политико-государственной властью.
Не существует единого мнения о
том, как происходили этапы становления государств. Поэтому были изучены основные
теории происхождения государства:
1. Теологическая теория,
представители которой утверждают обусловленность происхождения государства
божественной волей, в связи с чем, соответствующий политико-социальный институт
носит вечный, незыблемый характер.
2. Патриархальная теория: государство
– это большая семья, а его происхождение было обусловлено постепенным
разрастанием семей из поколения в поколения, и окончательным утверждением главы
семейства в качестве государственной главы.
3. Договорная теория: государство
возникло в связи с заключением, так называемого общественного договора, прекратившего
прежнее естественное состояние войны всех против всех.
4. Теория насилия: возникновение
государства носило закономерный характер подчинения слабого сильного – мелкие
разрозненные племена постепенно завоевывались более сильными и хорошо организованными,
а уже в целях последующего подчинения таких племен, был создан специальный
государственный аппарат, наделенный органами принуждения, соответствующими
законами, механизмами, и т.д.
5. Психологическая теория: происхождение
государство во многом было обусловлено психологическими особенностями человека,
который по своей природе стремится жить в коллективе, при этом одни люди желают
управлять другими, и т.д.
6. Органическая теория: государство
создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.
7. Материалистическая теория: государство
образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда,
образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола
общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.
8. Расовая теория: неравноценность
человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках
человека. Люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени
развития конкретных признаков.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их
появление и развитие обусловлено естественным развитием человеческого общества и
свидетельствует о необходимости и социальной ценности права и государства в жизни
людей.
Консенсуса о причинах
происхождения государства не существует. Есть несколько теорий, объясняющих
происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной и
истиной.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О
ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА 1.1. Подходы к понятию
государства Развитие мировой цивилизации способствовало
изменению представлений о понятии государства. Сравнения государства с
организмом по происхождению своему являются не менее древними, чем атомизм
политического типа. Происхождение понятия государства можно найти также в
донаучных представлениях, которые использовали следующие понятия[1]: «политическое
целое»; «глава государства»; его «члены»; «органы» государства; его «управления»
или «функции» и т. п.
Еще величайшие мыслители античности,
Платон и Аристотель, посвятили свои работы изучению сущности государства.
Так, Аристотель указывал на то,
что государство представляет собой не только результат естественного развития,
но и верховную форму общения людей. Оно включает все иные общественные
формирования (семья, селение). Государство также охватывает политическую природу
человека. Аристотель утверждал, что люди, выступая коллективными существами, устремлены
к общению, созданию семей, а само развитие семей приводит к формированию государства[2].
Платон в обоснование собственной
политической философии вносит уподобление государства индивиду: государство
становится тем более совершенным, чем больше оно становится подобным индивиду[3].
Необходимо отметить существенный
вклад в осмысление сущности государства древнеримских мыслителей. К примеру, Цицерон
относил классические учения, такие как, концепции Платона и Аристотеля, к сетке
ценностей политической культуры Рима, и все это в его концепции усиливало
совокупное для античного периода мнение о том, что государство является
единственным местом «цивилизации»[4]. Цицерон
отдавал определенное предпочтение деятельному характеру политической культуре
Рима. Ориентир на римскую доблесть – базисный принцип его теории, определивший двойственное
отношение Цицерона к традиции классического типа.
Политико-правовая мысль народов
древнего мира восходила к мифологическим истокам. В основном было распространено
мнение о том, что любые земные порядки и законы – это лишь часть общемировых и
космических законов, которые имеют божественное происхождение. Эти народы
понимали под государством продукт божественного вмешательства, поэтому любая
государственная власть по сути своей вечна и незыблема, а зависеть может лишь
от религиозных организаций и их официальных представителей[5]. В связи
с этим каждый обязан подчиняться государю, а государь равным образом обязан
подчиняться богу.
На развитие отечественной юридической
науки советского периода существенное влияние оказала марксистская теория государства
и права. Так, В.И. Ленин назвал государство – машиной поддержания господства
одних классов над другими. В его понимании государство оказывает помощь
преобладающим интересам экономически влиятельного класса благодаря специальным
средствам подчинения и управления[6].
История развития человеческого
общества свидетельствует о том, что государства в различных странах возникали
по самым разным причинам (а следствием этого выступает столь большое
разнообразие теорий, объясняющих их происхождение). Поэтому нельзя считать одну
единственную теорию происхождения государства верной, в то время как и другие
теории не могут считаться единственными верными и универсальными.
«Государство – это форма
самоорганизации общества, в которой предусмотрены механизмы принуждения и
управления, установлен правовой порядок на обусловленной территории, обладающей
собственным суверенитетом»[7] (Конвенция
о правах и обязанностях государств (г. Монтевидео, 26 декабря 1933 г.). Данное
определение государства является самым распространенным. В правовой науке не
существует единого правового определения государства, который был бы признан
всеми странами мира. Даже самая крупная международная организация ООН не может
определить какое именно образование может называться государством. [1] Бычкова Е.И., Сунцова Е.А., Волчанская А.Н., Правкин С.А.
Теория государства и права: учеб. пос. – М.: Закон и право, 2015. – С. 112. [2]
Там же. – С.112. [3] Калина В.Ф. Теория государства и права: учебник для
прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – С.91. [4]
Бычкова Е.И., Сунцова Е.А., Волчанская А.Н., Правкин С.А. Теория государства и права:
учеб. пос. – М.: Закон и право, 2015. – С. 113. [5]
Калина В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата. –
М.: Юрайт, 2016. – С.92. [6] Гавриков В.П. Теория государства и права. Смена парадигмы.
– М: Проспект, 2017. – С. 234. [7] Конвенция о правах и обязанностях государств (г.
Монтевидео, 26 декабря 1933 г.) URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38249008
(дата обращения: 04.03.2020).